ФУТБОЛ |
НЕМЕЦКИЙ ЭКСПРЕСС |
ЧМ-2006. ДО НАЧАЛА ОСТАЛОСЬ 60 ДНЕЙ |
ПЕРЕВОРОТ В ГЕРМАНИИ: КАН НИЗВЕРЖЕН!
Если голкиперу германской сборной вручался свитер с первым номером, то до окончания спортивной карьеры. И вот государственный переворот! Бундестренер Юрген Клинсманн низверг живую легенду Оливера Кана. Кинг Кан, Кан-Титан, страшный и непобедимый Кан остался лишь капитаном "Титаника", как язвят сейчас в адрес теряющей авторитет и очки "Баварии".
Клинсманн назначил основным стражем ворот сборной на домашнем чемпионате планеты Йенса Леманна. Решение, мягко говоря, неоднозначное. Впрочем, есть основания полагать, что тренер принял его еще более полутора лет назад, когда только возглавил бундестим. Многие считают, что подобным образом он хотел отомстить "Баварии", где в бытность игроком был явно нелюбим. Клинсманн наверняка не забыл, что и Кан тогда особой симпатии ему не выказывал. В общем, все очень напоминает сведение счетов.
Вспомним, как было дело. Едва возглавив сборную, бундестренер лишил баварского голкипера капитанской повязки. Затем объявил о начале конкурентной борьбы между Каном и Леманном за право носить свитер с первым номером. Казалось бы, что особенного: место в воротах должно достаться сильнейшему. Однако исходные позиции у Оливера и Йенса оказались совершенно неравноценными. Леманн от такой конкуренции мог только выиграть или как минимум не проиграть. Кан же, чьи заслуги перед немецким футболом последних лет трудно переоценить, из уважаемого всеми академика стал школьником, вынужденным сдавать экзамены. Таким образом, Оливер даже при лучшем для себя исходе мог остаться только "при своих".
Клинсманн тем временем гнул свою линию. В октябре 2004-го уволил с поста тренера вратарей сборной любимца нации легендарного Зеппа Майера, с которым Кан многие годы душа в душу работал в "Баварии". Вместо него был назначен известный в прошлом голкипер Андреас Кепке, наверняка не забывший, как трудно ему было выдерживать конкуренцию со стороны Кана на Евро-1996 и мировом чемпионате 1998-го. Кроме того, Клинсманн вскоре взял в сборную на должность менеджера Оливера Бирхоффа, известного приятельскими отношениями с Леманном. Разумеется, видя такую тенденцию, Йенс громогласно заявляет, что хочет и будет защищать ворота бундестим на домашнем мировом первенстве. Оливер, конечно, не отмалчивается. Результат - напряженные отношения. В конце концов объявленный Клинсманном принцип ротации в воротах приводит к тому что Леманн даже не приезжает в сборную, когда стоит Кан, а Оливер остается дома в дни, когда играет Йенс.
Да и в том, как и когда бундестренер объявил о решении отдать предпочтение Леманну, многие видят его стремление насолить "Баварии". Ведь официально Кан был низвержен 7 апреля - за день до важнейшего матча с "Вердером", проиграй который (а так и случилось), мюнхенцы уже не чувствовали бы себя в полной безопасности на троне бундеслиги. И это при том, что ранее Клинсманн неустанно повторял, что вынесет окончательный вердикт по вратарям лишь в мае. Когда же мюнхенский менеджер Ули Хенесс заявил, что время для объявления решения бундестренер выбрал крайне неудачно, последний не без язвительности парировал: мол, "Бавария" сама требовала как можно раньше внести ясность. Мюнхенцы действительно хотели ускорить решение вопроса, но наверняка ждали другого результата.
Да, Кан в последних матчах действительно наделал кучу ошибок. Но не виноват ли в этом и Клинсманн, затеявший психологическую войну против баварца? Чувствуя, что почва уходит из-под ног, Оливер вышел на поединок 28-го тура против "Кельна" с незалеченной травмой, в результате чего поймал две "бабочки". То, что Титан не в своей тарелке, замечали в последнее время все. После окончания одной из недавних тренировок "Баварии" он, например, пытался сесть в машину аргентинского защитника мюнхенцев Демикелиса, перепутав его "Ауди" со своим.
Безусловно, в последние недели Леманн выглядел предпочтительнее Кана. Но когда Оливер был сильнее Йенса, Клинсманн постоянно повторял, что вынесет решение не по итогам отдельных матчей, а по картине конкурентной борьбы за полтора года. Конечно, Леманн сейчас торжествует - тем более что его "Арсенал" впервые в истории пробился в полуфинал Лиги чемпионов. Но что будет завтра, если лондонцы вдруг из турнира вылетят, а Кан с "Баварией" выиграет бундеслигу и Кубок Германии? Такой сюжет вполне вероятен.
В общем, многие задают вопрос: не ударит ли бумерангом по Клинсманну его решение? Невольно возникает и множество других вопросительных знаков. Выдержит ли Леманн обрушившееся на него психологическое давление: теперь каждый его шаг будет рассматриваться в Германии под электронным микроскопом? Захочет ли Оливер оставаться в бундестим вторым номером? А если все-таки даст согласие, не станет ли это фактором, будоражащим команду в и без того горячие деньки мирового первенства? И как, наконец, поведет себя в сборной влиятельная мюнхенская фракция, лоббировавшая Кана?
Кстати, пока из стана "Баварии" ничего успокаивающего не исходит. Заявляя, что вынуждены согласиться с решением бундестренера, мюнхенцы тем не менее мечут громы и молнии. Хенесс, например, после поражения в последнем туре от "Вердера" заявил: "Клинсманн знал, что предпочтет Леманна, уже давно. Объявил же о решении именно перед субботним матчем в Бремене. Впрочем, в воскресенье сделать это он уже не смог бы - в этот день его самолет летит в Калифорнию". Тут явный укол - намек на то, что Клинсманн перед домашним чемпионатом по-прежнему живет не в Германии, а в США. Еще более остро отреагировал на все события экс-баварец и давний враг Клинсманна Лотар Маттеус, назвавший руководство сборной "кликой" и потребовавший обратить внимание на деградацию национальной команды после того, как ее возглавил нынешний бундестренер.
В общем, Германия разбилась на два лагеря. Одни считают, что Оливер должен хлопнуть дверью и уйти из сборной. Но таких меньшинство. Большинство же полагает: Кан должен остаться. В конце концов, Леманн тоже человек - он может получить травму, красную карточку. Да мало ли что еще за два месяца до старта планетарного первенства может произойти! И весь этот "Кан-Кан" обсуждается в СМИ с таким жаром, что по сравнению с ним недавние газетные баталии по поводу борьбы за место канцлера кажутся сообщениями метеоцентра в спокойные весенние дни.
При этом почему-то все забывают, что вратарский вопрос для сборной Германии - далеко не самый главный. Более того, только на этой позиции все в команде обстоит благополучно: и Леманн, и Кан - вратари мирового класса. Чего никак нельзя сказать о подавляющем большинстве их партнеров - особенно защитниках, производящих плачевное впечатление. Может быть, Клинсманн думает, что Леманн, как Кан в 2002-м, вытащит бундестим за уши? Вряд ли на это стоит надеяться. Недавний матч с Италией (1:4), в котором ворота защищал как раз Леманн, показал: никакой голкипер не спасет команду, которая не играет в футбол, а мучается и дрожит.
Ефим ШАИНСКИЙ |
Франкфурт |