ПЛАВАНИЕ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
ЛУЧШЕ ВСЕХ ШАНСОМ РАСПОРЯДИЛСЯ ПРИЛУКОВ
Завершившийся в воскресенье в Шанхае чемпионат мира в 25-метровом бассейне явил общественности новую звезду: лучшим пловцом соревнований был признан 21-летний американец Райан Лохте. Он выиграл три дистанции (200 м на спине, 200 и 400 м комплекс), завоевал серебряную и две бронзовые награды в эстафетах и не просто стал единственным участником чемпионата, кому удалось установить индивидуальный рекорд мира, но зафиксировал таких рекордов сразу два (200 м на спине и 200 м комплекс). За что и был удостоен высшей награды Международной федерации плавания - FINA Trophy.
Аналогичный приз был предусмотрен и для женщин. Его обладательницей стала австралийка Лизбет Лентон, выигравшая в Шанхае пять дистанций, из них три индивидуальные (50 и 100 м в/с и 100 м баттерфляй).
Российская команда довольствовалась тремя золотыми наградами, которые завоевали Юрий Прилуков (400 и 1500 м в/с) и Анастасия Иваненко (800 м в/с). Игорь Березуцкий дважды стал третьим в комплексном плавании, еще по одной бронзе - у Иваненко (400 м комплекс) и Николая Скворцова (200 м баттерфляй). Остается добавить к списку четыре рекорда России и один (Прилукова) европейский, и послужной список сборной России будет завершен.
С одной стороны, неудачей такое выступление не назовешь. С другой, наверное, стоит напомнить, что в Шанхае наша страна выступала сильнейшим составом. На старты выходили призеры чемпионатов мира и Европы Станислава Комарова, Дмитрий Коморников, Евгений Коротышкин, Григорий Фалько, Андрей Капралов, Аркадий Вятчанин... Другое дело, что отразить сей факт в финальных протоколах за единичными исключениями так и не удалось. Бывает...
Можно по привычке поискать объяснений. Они, разумеется, были. В частности, на подготовке не могло не сказаться весьма специфическое начало сезона: приступать к активным тренировкам многим пришлось раньше обычного. В начале декабря прошлого года российские пловцы довольно успешно выступили на спринтерском чемпионате Европы в Триесте, а затем была длинная серия стартов Кубка мира, последний из которых завершился лишь в середине февраля, то есть времени на нормальную тренировочную работу к турнирам весеннего периода у большинства спортсменов просто не было. Приходилось просто поддерживать уже набранную форму И ждать более длительного перерыва между соревнованиями, чтобы выйти на очередной виток скоростей к лету - другими словами, к чемпионату Европы по водным видам спорта, который намечен на вторую половину июля в Будапеште.
Однако чемпионат мира (пусть и в 25-метровом бассейне) - это все-таки чемпионат мира. Возможность обратить на себя внимание, получить титулы, достижение которых в 50-метровом бассейне при гораздо более высокой конкуренции для подавляющего большинства российских пловцов - дело куда более проблематичное. Получается, очередным шансом Россия в очередной раз распорядилась не бог весть как.
Вот это и есть самое обидное, тем более что шансы были реальны. Хотя бы потому что от участия в шанхайском чемпионате по разным причинам отказалось довольно много сильных пловцов.
Лучше всех этой ситуацией распорядился Прилуков. Он вообще на редкость грамотно провел первую половину сезона. Стал двукратным чемпионом Европы в Триесте, попутно установив два рекорда Европы. Один из них (на дистанции 1500 м) улучшил в Шанхае более чем на три секунды. Ради подготовки к мировому первенству намеренно пропустил некоторые из этапов Кубка мира, в какой-то степени потеряв при этом возможность заработать, однако два очередных высших мировых титула этого, безусловно, стоили.
Пусть в стайерских видах не выступали главные соперники, предоставив тем самым россиянину возможность вообще не думать в Шанхае о конкуренции, это, как говорится, вопрос их биографии. Прилуков же - чемпион. Точка.
С точки зрения досады, которую всегда на фоне собственных неважных выступлений вызывают чужие успехи, самой болезненной оказалась победа на двухсотметровке брассом 23-летнего казахстанского спортсмена Владислава Полякова. В свое время российская федерация плавания довольно легко пошла на то, чтобы передать брассиста под чужой флаг. Поляков уехал тренироваться в США, для того чтобы вызывать его на российские турниры, пришлось бы нести определенные расходы - оплачивать перелеты и переезды, - в общем, сэкономили. Что в какой-то степени тогда было понятно: какой смысл дорожить брассистом, когда и без него хватает претендентов на место в команде? Сейчас же остается констатировать, что в США умеют распорядиться имеющимся материалом, а вот в России - не очень.
Хотя лично на меня особо удручающее впечатление произвела мужская комбинированная эстафета. Этот вид программы (хотя бы в силу того, что он заключительный) всегда был неким показателем состояния команды. Готовности биться друг за друга, отстаивать честь страны, тренеров, компенсировать любые прежние неудачи, если они были. И, как следствие, - совершать невероятное. Что, кстати, и сделал Лохте на первом этапе этой самой эстафеты. Согласитесь, когда спортсмен, вообще не стартовавший в индивидуальной "сотне" на спине (из-за того, что в этот день выступал в финале дистанции 400 м комплекс), устанавливает мировой рекорд, "разменивая" минуту у остальных вырастают крылья. Вот и получилось, что совершенно "никакая" Америка, бороться с которой российским парням было совершенно по силам, получила серебро, в то время как мы остались четвертыми.
Возможно, я излишне резка, но всегда считала самым большим позором для пловца, когда в вечернем финале он плывет хуже, чем утром. Двое из четверых финалистов - Коморников и Коротышкин - проплыли именно так, а "свежепоставленный" на финал Вятчанин финишировал на первом этапе со временем на 0,15 хуже того, что было показано пловцом на индивидуальной стометровке. Единственный, к кому не было никаких претензий, - Евгений Лагунов. Заключительный отрезок вольным стилем он проплыл быстрее, чем его соперники из команд-призеров. Но только кому от этого было легче?
Год назад в одном из интервью знаменитый российский тренер Геннадий Турецкий, много лет проработавший с Александром Поповым, а параллельно - со сборной Австралии, сказал, что был бы готов работать с российской командой, но в том случае, если перед этой командой будет поставлена суперцель. Скажем, уже к следующим Играм выйти на уровень семи - девяти золотых олимпийских медалей. И добавил, что считает это совершенно реальным.
Вчера, когда я позвонила тренеру в Испанию, он сказал:
- Успех в спорте возможен лишь тогда, когда в спортсмена вкладываются десятки, а то и сотни людей. Тренеры, врачи, массажисты, физиологи, вообще все те, с кем пересекается этот спортсмен в ходе подготовки. Но для того чтобы такая схема работала, под ней обязательно должна быть государственная идея. Сам по себе главный тренер не сделает ничего, каким бы гениальным ни был. И вот такой идеи в российском плавании я пока не вижу...
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ