ОЛИМПИЗМ |
ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ |
ВАДА ПРОТИВ ФИФА
Спортивный мир на пороге громкой сенсации. Или крупного скандала. 13 мая исполком Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) может рекомендовать Международному олимпийскому комитету исключить футбол из программы Олимпийских игр-2012.
Конфликт между ВАДА и ФИФА длится уже не один год и сейчас, похоже, обострился донельзя. Суть его в том, что, по мнению ВАДА, все 35 международных федераций по олимпийским видам спорта должны соблюдать Антидопинговый кодекс и, стало быть, автоматически дисквалифицировать на два года любого спортсмена, который первый раз уличен в применении запрещенных препаратов. ФИФА же настаивает на том, что каждый случай надо рассматривать отдельно и выносить наказания, исходя из конкретных ситуаций.
В попытке достичь согласованного решения ВАДА и ФИФА в ноябре прошлого года попросили Международный спортивный суд (CAS) высказать мнение о том, как кодекс ВАДА может сочетаться с дисциплинарными правилами ФИФА. Три швейцарских адвоката честно отработали гонорар и представили заказчикам 68-страничный документ, который, впрочем , ни для одной из сторон не является обязательным к исполнению. И каждой позволяет интерпретировать рекомендации CAS так, как покажется правильным.
В частности, этот документ подтверждает, что ФИФА не соблюдает правила, предусмотренные Антидопинговым кодексом. С другой стороны, в нем говорится о том, что как ассоциация, существующая на основе законов Швейцарии, ФИФА вправе сама определять, какие санкции применять по отношению к нарушителям правил борьбы с допингом.
Выводы CAS взрывоопасны. У абсолютного большинства международных федераций по олимпийским видам спорта - как летним, так и зимним - штаб-квартиры находятся в Швейцарии, и, значит, их деятельность регламентируется не только собственными уставами, но и вполне конкретными положениями швейцарского гражданского кодекса. Поэтому при желании любая из этих федераций может последовать примеру ФИФА.
С футболом, правда, мало кто может сравниться по экономическим показателям. Благополучие ФИФА никоим образом не зависит от тех средств, которые эта федерация получает от МОК, тогда как для подавляющего большинства остальных федераций поступления от МОК - главный источник существования. Поэтому они и бьются за то, чтобы остаться в программе Олимпиад.
Сейчас и ВАДА, и ФИФА хотят, чтобы роль третейского судьи выполнил МОК. Президент ФИФА Зепп Блаттер на днях выразил уверенность в том, что МОК способен повлиять на взаимоотношения между двумя организациями и не допустит того, чтобы футбол исключили из олимпийской программы. В свою очередь, председатель ВАДА Ричард Паунд говорит так: "Если руководители ФИФА не хотят уважать наш Антидопинговый кодекс, они и не должны этого делать. Но пусть не забывают о том, что в Олимпийской хартии записано: любой спорт, который хочет быть частью олимпийской программы, должен присоединиться к кодексу".
Любопытно отметить, что конфликт между ВАДА и ФИФА обостряется всякий раз перед очередным чемпионатом мира по футболу. Так было четыре года назад перед турниром в Японии и Корее. Так происходит и сейчас. И объяснение этому простое: ФИФА предпочитает проводить допинг-контроль на чемпионатах мира своими силами и по своим правилам, не прибегая к посторонней помощи. И это вызывает острое недовольство ВАДА.
Трудно, конечно, представить, что МОК исключит футбол из программы Игр в Лондоне. Пусть даже, будем откровенны, уровень олимпийского футбола не соответствует требованиям МОК о том, чтобы в Играх участвовали лучшие спортсмены в каждом из видов спорта.
В то же время нужно учитывать еще один нюанс. И Блаттер, и Паунд - члены МОК и, наверное, с помощью коллег уже давно могли бы прийти к взаимоприемлемому соглашению. Так что природу конфликта между ВАДА и ФИФА надо, скорее всего, искать не в области допинг-контроля (с тем, что с допингом надо решительно бороться, согласны все), а в сфере борьбы за власть. И именно это не позволяет заранее предсказать исход баталий.
Более всего удивительно то, что МОК и его президент Жак Рогге пока предпочитают хранить молчание. И никак не комментируют ситуацию, которая явно выходит из-под контроля.