Газета Спорт-Экспресс № 105 (4084) от 13 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 мая 2006 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Плей-офф. 1/2 финала

Сегодня и завтра состоятся первые и вторые матчи полуфинальных серий плей-офф: ЦСКА принимает казанский УНИКС, а питерское "Динамо" - подмосковные "Химки".

Дэррил МИДДЛТОН: "ДАВНО ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ЕВРОПЕЙЦЕМ"

В это не так просто поверить, но в июле центровому питерского "Динамо" Дэррилу Миддлтону исполнится 40 лет! Профессиональная баскетбольная карьера этого американца длится уже 18 лет - и все эти годы он провел в европейских командах. В Испании, Италии, Греции, Турции, а теперь и в России. Причем везде Миддлтон находился отнюдь не на последних ролях. Достаточно сказать, что в Петербург он перебрался из такого суперклуба, как афинский "Панатинаикос". Накануне старта полуфиналов чемпионата России ветеран дал интервью "СЭ".

-В 1988 году вы, 22-летний выпускник университета "Бэйлор", были задрафтованы "Атлантой Хокс" под № 68. Почему не стали пробовать силы в НБА, а сразу отправились в Европу?

- Вы можете не поверить, но для меня в отличие от сотен других нью-йоркских мальчишек НБА никогда не являлась мечтой. Если бы я задался целью попасть в эту лигу, поверьте, я бы в нее попал. Но просто играть в НБА и играть в баскетбол по-настоящему - это далеко не всегда одно и то же. Мне хотелось жить баскетболом. А в НБА мне никто не гарантировал столько игрового времени, сколько было нужно. Во всяком случае - в первые годы. Я не захотел ждать и отправился через океан, о чем не жалею до сих пор. Баскетбол в Европе - та же игра, что и в Америке.

-А как вы делали в ней первые шаги?

- На первых порах главной проблемой была стеснительность. Мне не нравилось играть при большом скоплении народа - чувствовал себя очень неуютно.

-Как же вы излечились от этой "болезни"?

- Когда поступил в университет, тренер баскетбольной команды просто схватил меня за рукав (тут Миддлтон своей огромной ручищей решил продемонстрировать на корреспонденте "СЭ" как это было на самом деле. - С.Ц.) и заставил играть. И постепенно стеснительность прошла сама собой. Я научился концентрироваться на баскетболе, а не на том, что происходит вокруг.

-Вашим первым европейским чемпионатом стал турецкий. Сезон в клубе "Кукурова" сейчас, наверное, вспоминаете как некий "перевалочный пункт"?

- Не сказал бы. Турецкий этап - один из самых важных в моей карьере. Первый опыт самостоятельной жизни в другой стране, первая профессиональная команда. В "Кукурове" подобралась неплохая компания. Кстати, тогдашний тренер этого клуба Халил Унер сейчас возглавляет "Галатасарай".

-Унер - ваш первый европейский тренер, но далеко не последний...

- В Европе мне довелось работать с восемью тренерами. С каждым было по-своему интересно. И все-таки не могу не выделить Желько Обрадовича, с которым мы вместе провели 4 года в "Панатинаикосе". Это великий тренер. Он знает о баскетболе все! К тому же для игроков "Пао" Обрадович являлся не только тренером, но и учителем, наставником. Был всегда готов помогать нам, что на площадке, что за ее пределами. Именно он оказал на меня наибольшее влияние как тренер.

-Чему Обрадович мог научить баскетболиста Миддлтона, который до прихода в "Пао" трижды признавался лучшим игроком чемпионата Испании?

- В том-то и дело, что у Обрадовича мне пришлось забыть все, к чему я привык в Испании. Там игроки работают в первую очередь на себя. В Афинах же меня поразило, как Обрадович ставит не только игру, но и командный дух. В "Пао" собралось немало классных мастеров, считавших, что они уже изучили баскетбол "от" и "до". И тем не менее Обрадович сумел сделать из нас команду! Как? Все просто: для этого человека не существует звезд. Все игроки равны. Не важно, сколько очков ты набрал сегодня, - завтра все равно будешь тренироваться наравне с остальными. Поначалу некоторые игроки полагали, что должно быть иначе - мол, после важной победы можно и передохнуть. Но с Обрадовичем эти номера не проходят. У него правила - одни для всех. Может, поэтому "Пао" и удалось выиграть Евролигу.

-Этот успех вы считаете главным в своей карьере?

- Да. В 2000 году, уезжая из Испании в Грецию, я поставил себе именно такую цель: выиграть Евролигу. Уже в первый мой афинский сезон "Пао" вышел в финал (Евролиги ФИБА. - С.Ц.), но проиграл "Маккаби". Представляете, каким было мое разочарование?! Зато на следующий год у нас все получилось.

-Как вы оказались в "Динамо"? Ведь в прошлое межсезонье "Пао" не прочь был продлить с вами контракт. Кроме того, интерес проявляли "Памеса", "Жерона", "Барселона"...

- Во всем "виноват" Фотис Кацикарис. В Греции мы работали в разных клубах (Кацикарис тренировал АЕК - сначала в качестве ассистента Душана Ивковича, а потом и "главного". - С.Ц.), но наши пути нередко пересекались, и у меня была возможность понаблюдать за Кацикарисом со стороны. Прежде всего поражало его умение сделать хорошую команду из игроков не звездного уровня. Еще подкупало, как Фотис формирует отношения в команде. Когда он предложил перейти вместе с ним в "Динамо", я сразу согласился.

-И совсем не боялись ехать в Россию?

- Я же бывал раньше в вашей стране. Приезжал с "Пао" на матчи против ЦСКА. Немного побаивался морозов. Но когда Кацикарис съездил "на разведку" и рассказал, как красив Петербург, последние сомнения отпали. То, что Фотис сделал с "Динамо" всего за один год, - просто невероятно. В клубах, где я выступал прежде, составы подбирались годами. А тут пришлось создавать команду чуть ли не с нуля. Кацикарис проделал огромную работу. Если честно, в начале чемпионата я не думал, что весной мы окажемся в четверке сильнейших и будем бороться за выход в финал. Все это - заслуга тренера.

-Вы играете в Старом Свете уже 18 лет. Кем себя ощущаете - американцем или европейцем?

- Пожалуй, европейцем. Здешний стиль жизни мне больше по душе. Честно говоря, в Америке мне даже скучно. Там есть много способов вести активный образ жизни, но все они уже как-то не для меня. Когда возвращаюсь в Европу, ловлю себя на мысли, что на этом континенте чувствую себя спокойнее. К тому же здесь я могу полностью отдаваться своему хобби. Очень люблю готовить. Этот процесс доставляет мне настоящее наслаждение. Не исключено, что, когда закончу играть, займусь кулинарным искусством профессионально.

-А фирменное блюдо у вас есть?

- Их несколько. Все из морепродуктов. Рыба, креветки, крабы. С удовольствием готовлю для партнеров по команде, знакомых, друзей. А не так давно даже демонстрировал свое кулинарное искусство в одном питерском ресторане.

-Как это?

- Это заведение содержит одна американка. Как-то мы разговорились, я предложил свои услуги в качестве повара, и она согласилась. В итоге на дегустацию пришли человек 20, и всем понравилась моя стряпня. А я убедился в том, что умею готовить на профессиональном уровне.

-Пока ваша профессия - все-таки не повар, а баскетболист. В чем секрет спортивного долголетия Дэррила Миддлтона?

- Никакого фокуса здесь нет. Просто я каждый год фактически лишаю себя отпуска. Летом, когда приезжаю домой, постоянно тренируюсь. Работаю над теми элементами баскетбола, которые нуждаются в усовершенствовании. Это позволяет и прибавлять в игре, и не терять концентрации. Залечь на месяц на диван - это самое простое. Или, к примеру не вылезать с вечеринок. Но профессиональный спортсмен должен понимать: после такого "расслабления" он не сможет делать свою работу так же хорошо, как раньше. Тут главное - дисциплина.

-Над чем вы работали летом прошлого года?

- Специально на этот раз ничего не делал. Так решил личный тренер, который всякий раз разрабатывает для меня специальную программу индивидуальных занятий.

-"Динамо" - достаточно молодая команда с молодым тренером. А вам уже 39...

- В смысле, как мне роль этакого баскетбольного дедушки? Отлично! О своем возрасте я задумываюсь редко. Разве что, когда смотрю в справочник или предматчевый протокол. Водишь-водишь пальцем по списку игроков: 1980 год рождения, 1987-й и вдруг - 1966-й! Поневоле обращаешь внимание. Но в чисто игровом плане мой возраст никак не сказывается.

-За другими "дедушками" в европейских чемпионатах следите?

- Знаю, что в итальянском "Канту" играет парень, который даже старше меня. Если не ошибаюсь, ему сейчас 42 года (на самом деле 45 - речь идет о центровом Дэне Гэе. - С.Ц.).

-Как долго вы еще намерены играть?

- Пока ноги носят. (Улыбается.) Или пока не предложат работу шеф-повара в каком-нибудь солидном ресторане.

-Вас не смущает относительно небольшое количество игрового времени, которое вы получаете в "Динамо"?

- Но я же главный "дедушка" в команде! Разве такой человек может обижаться на подобные вещи? Безусловно, я хочу играть, но в мои годы нужно быть мудрее.

-Правда ли, что Денис Хлопонин является вашим любимчиком в команде и после тренировок вы именно с ним "возитесь" больше всех?

- Хлопонин - прирожденный снайпер. Примерно такого же уровня, как Алвертис, с которым мы играли в "Панатинаикосе". Если Денис будет слушать то, о чем я ему постоянно твержу - наберется терпения и будет работать над броском, - он может стать снайпером очень высокого уровня. А мой "любимчик" в "Динамо" - это Виктор Кейру. С ним я действительно готов заниматься сколько угодно. Кейру, как говорится, "играет сердцем". На мой взгляд, у него большое будущее.

-В полуфинале вашей команде предстоит встреча с "Химками", против которых "Динамо" за два последних года играло уже 11 раз...

- Так это же здорово! Команды отлично знают друг друга, значит, никто никого не сможет удивить, и зрители увидят интересную борьбу. Кстати, о болельщиках. Я прекрасно понимаю, что баскетбольный Питер - город скорее спартаковский, чем динамовский. Так сложилось исторически. Но сейчас на дворе - время плей-офф, и нам очень хотелось бы видеть зрителей на трибунах. Обещаю: это будет баскетбол высочайшего уровня.

-Можете дать прогноз на серию с "Химками"? Хотя бы на количество матчей.

- Боюсь, что их будет пять.

Сергей ЦИММЕРМАН

Санкт-Петербург