Газета Спорт-Экспресс № 136 (4115) от 19 июня 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 6

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 июня 2006 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006

Бернд ХЕЛЬЦЕНБАЙН

Чемпион мира-74, вице-чемпион Европы-76 в составе сборной Германии, обладатель Кубка УЕФА-80 в составе франкфуртского "Айнтрахта", с 1967 по 1981 год провел 420 матчей в бундеслиге, в которых забил 160 голов.

Новое время приносит с собой новые тенденции. На мировом чемпионате 1974 года Германия играла с тремя форвардами. Я был на левом фланге нападения, в центре был Герд Мюллер, слева - Юрген Грабовски. Сегодня же тренеры применяют тактические схемы с одним или в лучшем случае с двумя форвардами. Порой к ним присоединяется еще атакующий хавбек. С большой натяжкой можно сказать, что иногда мою роль в нынешней сборной Германии выполняет Швайнштайгер, который, конечно же, прежде всего полузащитник.

Ярко проявляет себя на нынешнем турнире голландец Роббен, но у этого левого крайнего нападающего совсем другая манера. Он - левша и поэтому чаще всего бьет по воротам, делает фланговые передачи или прострелы левой ногой. У меня же "рабочая" нога была правая. Я играл на левом крае, а потом нередко смещался в центр и наносил удары правой. Кстати, в таком же стиле действуют Швайнштайгер и даже наш левый защитник Лам, которому все сейчас расточают комплименты. В частности, сам Пеле отметил Лама, посетовав одновременно, что тот не стал в свое время нападающим. Хорош на левом крае и швед Юнгберг. Да и вообще, на нынешнем чемпионате много прекрасных мастеров. Но все они действуют не совсем так, как когда-то я.

Дело в том, что во франкфуртском "Айнтрахте" я был центральным нападающим. Но тогдашний бундестренер Хельмут Шен решил "закрыть" мною левый фланг атаки. Кроме того, я должен был порой помогать и обороне. Хотя иногда играл и на правом крае нападения - например, в матчах против шведов, югославов. Но в решающих поединках с Польшей и Голландией Шен определял меня все-таки на левый фланг. Вообще-то я считался футболистом, которого можно было использовать на многих позициях: в частности, в нападении и полузащите на любом месте - слева, справа, в центре. Что, кстати, в разное время бундестренер и делал. Это становилось возможным еще и потому, что я умел сражаться в единоборствах, неплохо играл головой, хорошо делал фланговые передачи, обладал приличным ударом. Между прочим, когда Герд Мюллер закончил выступать в сборной, центрфорвардом стал я.

Не хочу, чтобы это воспринималась как критика, но скажу: на нынешнем первенстве, безусловно, есть отдельные универсалы, но диапазон их действий значительно уже, чем был у меня. В основном они прекрасно делают свое дело на определенном участке поля. Это, так сказать, узкие специалисты. Я же с удовольствием играл на любом месте, куда ставил тренер. Формально на моей позиции (той, на которой чаще всего играл на мировом чемпионате в 1974-м) из участников нынешнего турнира действуют и Роналдинью, и Недвед. Они, спору нет, выдающиеся мастера, и мне не хотелось бы проводить какие-то параллели между ними и мной. Но у этих замечательных футболистов, блестяще выполняющих свои обязанности, все-таки совсем другая манера игры. Каждый из них потрясающий специалист на своем месте. Но таких универсалов, каким был в свое время я, сегодня на турнире, честно говоря, не вижу.

Что говорить, футбол за последние десятилетия очень изменился - играть сегодня, думаю, значительно сложнее, чем в мое время. Футболисты действуют намного быстрее, матчи смотрятся динамичнее, в них больше борьбы, игра становится все интенсивнее. Да и тактика постоянно совершенствуется. Разумеется, нельзя не испытывать огромное уважение к нынешним игрокам и тренерам. Но это вовсе не означает, что наш вид спорта раньше был менее любим. Хотя, признаюсь, мне не очень нравится сравнивать футбол прошлых лет с нынешним. Всему, как говорится, свое время.