ФУТБОЛ |
ЧМ-2006 |
Группа Н |
Матч № 48. Сегодня - УКРАИНА - ТУНИС |
А КТО ЭТО ТАМ В ЗЕЛЕНОЙ МАЕЧКЕ?
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ, Юрий ЮРИС |
из Потсдама |
Очередной "день открытых дверей", который сборная Украины провела в среду, на деле оказался спрессованным до одного часа и десяти минут. О минутах - чуть позже. Пока - о тренировке, продолжавшейся ровно астрономический час.
Появившись на поле потсдамского стадиона, ставшего за дни чемпионата почти родным для украинской команды, футболисты разделились на две группы. В первой работали одиннадцать игроков, выходивших в стартовом составе в Гамбурге. Если исходить из неписаного правила "победный состав не меняют", как знать, может, эти одиннадцать начнут и игру против Туниса? Во всяком случае, большинство фотообъективов и телекамер были сфокусированы на пятачке газона, где Олег Блохин предложил своим подопечным для начала сыграть... в теннисбол.
Поскольку 11 пополам без остатка не делится, силы были неравные. На одной стороне площадки - Воронин, Свидерский, Шовковский, Калиниченко, Тимощук и Гусев, на противоположной - Шевченко, Ребров, Несмачный, Русол, Шелаев.
За счетом мы не следили, однако на некоторые любопытные детали обратили внимание. Тимощук, например, который в своей луцкой "Волыни" когда-то начинал нападающим, пытался "забить" - коварно перебросить мяч через сетку - исключительно "ножницами". Почти все удары достигали цели, при этом полузащитник демонстрировал завидную акробатическую подготовку, благодаря чему всякий раз поднимался с газона целым и невредимым. Калиниченко старался осложнить задачу соперникам, максимально, совсем как в теннисе, подкручивая мяч. Шевченко, исполняя подачу, стремился посылать мяч над самой сеткой, создавая неудобства принимающим. А когда он появлялся непосредственно у сетки, едва ли не каждую атаку своей пятерки завершал резким кивком головы.
На импровизированной площадке было и жарковато, и тесновато. Первую, погодную, проблему главный тренер, естественно, решить не мог. Зато со второй справился: оставил по обе стороны сетки по четыре "теннисиста" с правом замены. Только своей очереди вернуться на "корт" футболисты не ждали, сидя в тени на скамейке, а тройками бегали трусцой по периметру.
Потом играли в мини-футбол. Переходы из команды в команду произошли мгновенно. В одной, "желтой", оказались Шевченко, Ребров, Воронин, Шелаев и Русол, в другой, "оранжевой" - Тимощук, Несмачный, Калиниченко, Свидерский, Гусев. Играли с хоккейными воротами, без вратарей. Но и Шовковский вне игры не остался. В короткой зеленой манишке, он выполнял роль так называемого "нейтрального": поддерживал наступление той пятерки, которая владела мячом.
- А кто это там в зеленой маечке? - перефразировав Владимира Высоцкого, пыталась выяснить у коллег корреспондент радио "Берлин-Бранденбург" по имени Светлана. Вообще-то она специализируется на культуре, однако чемпионат мира способен затянуть в свой водоворот кого угодно. Коллега призналась нам, что в ходе интервью с популярной украинской певицей Русланой, приехавшей поддержать свою сборную, она узнала об открытой тренировке и решила хотя бы чуть-чуть открыть для себя футбол. Для этого ей наравне со всеми наверняка впервые в жизни пришлось поработать локтями, чтобы пробиться к тем игрокам, которые после занятия подошли к журналистам.
В отличие от Светланы с берлинского радио мы полжизни провели на стадионах и знаем, как нелегко приходится в подобных ситуациях: каждый репортер старается поближе, хотя бы на расстояние вытянутой руки с диктофоном, подойти к спортсмену. В соревновательной обстановке, после матча, такой ажиотаж вполне естествен. Но ради чего устраивать "день открытых дверей", который превращается в 10-минутную схватку у барьера, разделяющего тех, кто играет в футбол, и тех, кто о нем рассказывает в газетах и по телевидению?
Десятиминутный хаос, в который мы оказались невольно втянутыми, усугублялся тем, что футболистам пришлось не столько отвечать на вопросы, сколько раздавать автографы болельщикам, имевшим многократный численный перевес над репортерами. Чем-то это напоминало картинку из нашего недалекого прошлого, когда в магазине выбрасывали дефицитный товар и толпа сметала все на своем пути.
Хотим, чтобы нас правильно поняли: мы с большим уважением относимся к болельщикам, ради которых, собственно, здесь и работаем, не зная ни сна, ни отдыха. Однако мы не должны и мешать друг другу и об этом прежде всего обязаны позаботься те, кто организует подобные, простите за канцеляризм, мероприятия.
Впрочем, если вы по думали, что корреспонденты "СЭ" проиграли эту схватку "за место под солнцем", то заблуждаетесь. Почти со всеми игроками сборной Украины, подошедшими к журналистам, удалось пообщаться.
- Каково было смотреть игру с аравийцами с трибуны? - спросили мы у Владислава Ващука, отбывавшего одноматчевую дисквалификацию.
- Тяжеловато. Ощущение такое, будто сам играешь - стелешься в подкатах, страхуешь партнера, берешь "своего" при подаче углового... Нервных клеток сжигается не меньше, чем на поле.
-Ваше мнение о сборной Туниса?
- Было время, когда Тунис в моем сознании ассоциировался не с футболом, а с курортом, где можно прекрасно отдохнуть. Теперь это футбольная страна, с ее сборной приходится считаться всем.
-Вы уже изучали соперника?
- Да. Смотрели "нарезку" матча Туниса с Испанией. Команда техничная, быстро переходит от обороны к атаке, неплохо исполняет "стандарты".
-Украинской сборной, по-вашему, нужно что-то менять по сравнению с предыдущим матчем?
- По-моему, большой необходимости в этом нет. Как играли - так и нужно играть. Особенно в середине поля.
-Рассчитываете выйти в стартовом составе?
- Я готов. А решать - тренерам.
Сергей Ребров после продолжительного перерыва провел на поле в Гамбурге все 90 минут, забил гол и теперь наверняка не против повторения пройденного в Берлине.
- Самое сложное в преддверии встречи - выбросить из головы мысль о том, что нас устроит ничья. Других проблем не вижу. В принципе Тунис сопоставим со сборной Саудовской Аравии, хотя индивидуально сильных игроков в африканской команде побольше.
-Вы забили аравийцам эффектный гол: мяч летел по какой-то странной траектории, не правда ли?
- Не знаю, не знаю... Меня никто не атаковал, и я решил ударить. Я и в чемпионате Украины не раз забивал такие голы. Александр Шовковский убежден, что у команды всегда должно быть свое лицо.
- Можно менять рисунок игры, исполнителей, но наша сборная должна быть всегда узнаваемой, - говорит вратарь.
-Какое впечатления произвели на вас тунисские форварды?
- Никакого. Хотя в целом команда неплохая. Важно навязать ей свою игру. Наша подготовка сводится именно к этому.
Анатолий Тимощук считает, что географическое положение Туниса не мешает футболистам сборной этой страны играть по-европейски.
- Чувствуется твердая рука Лемерра: строгая оборона сочетается с быстрыми контрвыпадами, - говорит полузащитник.
-Тем не менее эту команду в пятницу хорошо бы обыграть...
- Согласен. Ни в коем случае нельзя сознательно играть на ничью, которая нас устраивает. Нужно выйти с таким же настроем, как на Саудовскую Аравию.
Любопытно высказался о ближайшем сопернике украинцев Андрей Шевченко:
- Почти все футболисты сборной Туниса играют в Европе и весьма квалифицированны. Но настоящий лидер команды - ее французский тренер.
-Вы согласны на ничью?
- Меня устроит любой положительный результат. Но тот, кто специально играет на ничью, сильно рискует, это может плохо закончиться. Для нас важно действовать спокойно и грамотно, особенно в середине поля. И тогда все будет в порядке.
-Много получили поздравлений с первым голом в чемпионатах мира?
- Я поменял номер телефона, поэтому почти никто не звонит.