ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. Девятый этап. ГРАН-ПРИ КАНАДЫ |
ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ |
ЕЩЕ ОДНА РАБОЧАЯ НЕПРИЯТНОСТЬ РАЙККОНЕНА
Воскресный "Гран-при Канады" завершился четвертой подряд победой пилота команды Mild Seven Renault Фернандо Алонсо и порадовал любящих интригу болельщиков лишь драматичной борьбой Михаэля Шумахера с Кими Райкконеном, в которой финна от начала и до конца преследовали неудачи. В нюансах уик-энда на трассе острова Нотр-Дам в Монреале нам по традиции поможет разобраться тест-пилот российской команды "Формулы-1" MF1 Racing Роман Русинов.
-Роман, обычно "Гран-при Канады" отличает непредсказуемость, но на сей раз о нем этого никак не скажешь...
- Действительно, даже старт прошел уж слишком спокойно, а я был почти уверен в том, что в первом повороте что-то произойдет. Ведь эта трасса знаменита тем, что все самые впечатляющие завалы происходят именно на ней и именно в первом повороте. Однако в воскресенье это "узкое место" пелотон преодолел практически без инцидентов - лишь несколько машин чуть выехали на травку. Да, кто-то потерял одну-две позиции, и наоборот, но все это никак не повлияло на итог гонки.
Зато потом события стали развиваться гораздо интереснее. Совершенно неожиданно на трассе встретились Хуан Пабло Монтойя и Нико Росберг. Монтойя был явно быстрее, но Росберг прекрасно понимал: пропускать его нельзя ни в коем случае, потому что потом обогнать колумбийца будет очень сложно. Вот Нико и сопротивлялся. И допускал ошибки. Кажется, даже срезал "эску". Но как устоять под натиском Монтойи в Канаде? Он ведь прекрасно знает эту трассу и даже выиграл на ней звание чемпиона серии ChampCar.
-Колумбиец несколько раз весьма опасно атаковал.
- Росберг, кстати, не захлопывал перед Хуаном Пабло калитку в явной форме, но и не давал легко себя пройти, грамотно защищаясь: очень поздно оттормаживался и в самый последний момент перекрывал траекторию. Однако в один прекрасный момент Монтойя все-таки поравнялся с Росбергом, причем ехал колумбиец по внутренней траектории, но Нико и тут отказался его пропустить. А такие вещи всегда заканчиваются столкновением или даже вылетом.
-Пилоту "Макларена", можно сказать, повезло?
- Конечно. Повезло и в том, что он не завершил гонку на обочине, а всего лишь повредил носовой обтекатель болида, и в том, что после вылета Росберга на трассу была выпущена машина безопасности. "Макларен", воспользовавшись ситуацией, быстренько зазвал Монтойю в боксы для замены переднего крыла, и даже потеря на этом 30 секунд не была фатальной - в этот момент все машины медленно ехали за "сэйфети-каром". К тому же в баки автомобиля Монтойи залили очень много топлива, что говорило о каком-то стратегическом замысле. И он так быстро ехал... По крайней мере так же быстро, как Кими Райкконен, а временами и быстрее.
-Однако не успели поклонники колумбийца порадоваться...
- ...как он влетел в "Стену чемпионов". Скорее всего, Хуан Пабло чуть-чуть перестарался. Он ведь из-за полученного на первом круге отставания был отброшен назад и стремился отыграться. В одном из поворотов его машину вынесло за поребрики, а там грязь и песок. Болид в такой ситуации удержать крайне сложно. В итоге - снос передней оси и касание стены.
-Вам не кажется символичным то, что он закончил гонку у "Стены чемпионов"?
- Пожалуй. Кстати, очень здорово ехал в Монреале еще один чемпион мира - Жак Вильнев, который тоже в какой-то момент не удержал машину на трассе. Все гонщики жаловались на то, что на монреальском полотне было очень много грязи. Более-менее чистой оказалась лишь наезженная траектория, а в таких условиях необходима особая осторожность. Неприятность подстерегла Вильнева в повороте, из которого машина выходит на полном газу. Произошел снос передней оси. В принципе это стандартная ситуация: при выезде из поворота у вас сносит либо переднюю, либо заднюю ось, а Жак, наверное, чуть раньше, чем следовало, добавил газу. Что-либо делать было уже бесполезно - автомобиль находился на внешней, грязной части траектории.
-Еще одной достопримечательностью "Гран-при Канады" стала , на мой взгляд, дуэль между лидером чемпионата Фернандо Алонсо и Кими Райкконеном.
- Действительно, финн сумел настолько приблизиться к испанцу, что казалось, "Макларен" может обогнать "Рено". Если и не на трассе, то с помощью правильной стратегии пит-стопов. Но инцидент во время первого заезда Райкконена в боксы фактически поставил на этой надежде крест.
-Что же там случилось?
- Со стороны показалось, что механики не смогли открутить и, следовательно, поменять заднее правое колесо, то есть Кими пришлось ехать до второго пит-стопа на трех новых и одном старом колесе. Сам же Райкконен говорил о проблеме со сцеплением: оно, мол, не работало, колеса крутились, и при замене резины механикам пришлось потратить слишком много времени. На многочисленные вопросы о том, все ли колеса ему заменили, он отвечал, что на пит-стопах обычно за этим не следит.
-А когда машина на трассе, трудно заметить, что у нее не все колеса одинаковые?
- Гораздо труднее этого не заметить! У меня подобное бывало. Помню, в серии LME во время гонки в Монце механикам не удалось открутить заднее левое колесо - и это было весьма чувствительно. У тебя одно колесо, на котором ты проехал 30 кругов, и три новых. Комплект гоночных покрышек живет от силы 40 кругов, и, как вы понимаете, между использованной резиной и абсолютно свежей очень большая разница. Чем больше вы накатали кругов, тем больше изменяется сцепление колес с покрытием трассы, а это, в свою очередь, влияет на баланс автомобиля. Что же касается Кими, то из-за проблем с правым колесом левые повороты он должен был проходить со сносом задней оси, а в правых у него все должно было быть нормально.
-На втором пит-стопе у финна еще и мотор заглох - опять же из-за проблем со сцеплением...
- Да, эту гонку Райкконену испортили досадные технические неурядицы. Но, пожалуй, самым неприятным для него стало то, что на последнем круге он был вынужден пропустить вперед Михаэля Шумахера. Ведь даже с не совсем исправным сцеплением финн должен был финишировать вторым. Что произошло? А то, что в повороте, в котором его обошел Шумахер, Кими ехал не по правильной внутренней траектории, а по внешней, то есть грязной. То есть никакие технические проблемы тут ни при чем. Просто он ошибся.
-Вот что еще бросилось в глаза. При довольно в целом предсказуемом развитии событий в гонке финишный протокол выглядит так, будто Шумахер и Алонсо отчаянно боролись за первенство - их разделили на финише всего 2 секунды.
- Это, разумеется, иллюзия. Когда Алонсо понял, что гонка выиграна, он просто сбросил скорость. Да и вообще ему незачем было топить педаль газа в пол. Я навскидку не помню, будет ли у Алонсо замена двигателя на следующем "Гран-при", но если нет, то совершенно не стоит лишний раз напрягать двигатель.
-Но мы же с вами несколько раз обсуждали вопрос о том, что болиды "Формулы-1" не могут ехать медленно - это чревато поломкой.
- Спокойно и медленно - не одно и то же.
-Однако Шумахер, прекрасно зная это, все же стремился догнать испанца.
- Разумеется, он понимал ситуацию не хуже нашего. Шумахер провел хорошую гонку: стартовал не слишком ярко, но вылеты Росберга и Монтойи помогли ему продвинуться вперед, а на финише еще одну позицию немцу подарил Райкконен.
-И все же хотелось бы увидеть в исполнении Шумахера настоящие обгоны.
- Кстати, на трассе в Монреале они гораздо реальнее, чем на большинстве других трасс. Здесь есть медленные повороты и длинные прямые, что позволяет, выйдя из медленного поворота, пристроиться за соперником, попасть в воздушный мешок и на скоростной прямой (тут на каждом круге пилоты трижды разгоняются до 300 с лишним км/ч) совершить обгон.
-То есть получается ставший ныне редкостью классический "слип-стрим". Между прочим, вы не обратили внимание на то, что, несмотря на отсутствие активной борьбы в авангарде пелотона, почти все называют прошедший "Гран-при Канады" драматичным?
- А что тут удивительного, если гонка началась драматично для Росберга и закончилась драматично для Райкконена? Да и между этими двумя событиями кое-что произошло. Единственный, с кем ничего не приключилось, это Алонсо. Хорошая машина, хорошая резина, хороший двигатель - что еще нужно для счастья?
-Не знаете, каково сейчас моральное состояние неудачника Райкконена?
- Если бы у Кими это была первая гонка, в которой он упустил реальнейший шанс попасть на подиум, то, возможно, он и переживал бы. Но в карьере у финна подобных злоключений предостаточно. Поэтому, думаю, Райкконен отнесся к случившемуся как к очередной рабочей неприятности.
То же самое, полагаю, можно сказать и о столкновении болидов моего "Мидлэнда". Типичный гоночный инцидент, от которых не застрахованы и напарники по команде. В итоге Кристиан Альберс выбыл из гонки, а Тьяго Монтейро отправился в боксы для замены переднего антикрыла и потерял из-за этого много времени. Жаль, что так вышло, но, повторяю, это обычная гоночная ситуация. Винить здесь некого и не в чем. Даже просматривая видеоповтор, было сложно понять, что произошло. По-моему, участниками этого эпизода были еще несколько машин - кто-то отделался легким испугом, а вот Альберс и Монтейро пострадали.
Лина ХОЛИНА