Газета Спорт-Экспресс № 149 (4128) от 4 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 июля 2006 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006. 1/2 финала

Матч № 61. Сегодня - ГЕРМАНИЯ - ИТАЛИЯ

ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА

БЕЛАЯ ПЛАНЕТА В ЧЕРНЫХ ПЯТИУГОЛЬНИКАХ

Чемпионат мира по футболу - событие столь великое, что практически все остальное оказывается в его тени. Вы и сами это наверняка чувствуете, бросая взгляды на телеэкран: и политика не так интересует, и прогноз погоды не возбуждает, и отечественная эстрада вызывает только то, что в принципе и должна, - тоску, мизантропию, нервные тики.

И ведь вы не одиноки: футбол в эти дни правит миром безраздельно. Про китайца, спасшего из горящего дома один лишь телевизор, только чтобы досмотреть матч двух не-Китаев, вы уже слышали? А про двух замбийцев, попытавшихся установить антенну на столбе, несмотря на зловещую и пророческую надпись "Не влезай - убьет"? Если даже и не слышали, то вряд ли удивитесь. Вертится наша белая планета, вся в черных пятиугольниках, посланная на орбиту "щечкой" Зидана, и нет ни до чего больше ей дела.

Одно обидно: чем важнее матчи, тем, как правило, хуже становится собственно футбол. Что, не согласны? Ну, может быть, и не так чтобы хуже, но уж точно потускнее, помедленнее, попрозаичнее. Наверное, к четвертьфиналам чемпионат стал настолько велик, что уже с трудом несет свой собственный вес. Команды так откровенно играют "на результат", что никакая эстетика там и близко не лежит.

Если оставить в покое один предсказуемый разгром (лично у меня создалось впечатление, что задачей-максимум у Украины было поражение со счетом 0:1), то на выходе мы имеем три гола в трех матчах, причем два из них - после розыгрышей "стандартов". А уж если бы в соперники "Скуадре адзурре" достались не украинцы, а швейцарцы, то на четвертьфиналы и вовсе можно было бы продавать не сидячие, а спальные места.

Италия, впрочем, как была загадкой, так и осталась. За исключением одной константы (имею в виду дрыганья итальянцев на газоне в фальшивой агонии), они по ходу первенства представали то блистательными мерзавцами (помните матч против чехов?), то статуей командора (австралийская пытка), то казачьей вольницей (разграбление Украины). Итальянцы как бы подстраиваются под каждого соперника: чем тот сильнее, тем больше выдумки и лоска в действиях изобретателей катеначчо. Если это и впрямь так, то в полуфинале мы увидим самых гениальных итальянцев со времен Микеланджело, потому что их соперник будет сильнее и лощенее некуда.

Это, конечно же, нонсенс, когда Германия играет с Аргентиной и превосходит ее в красоте стиля и эмоциональности. Точнее, это нонсенс для тех, кто либо не помнит финал-1990, либо решил выжечь его из памяти каленым железом, как он вообще-то того и заслуживает. Но времена теперь иные, и если эти парни в бело-черном - тевтонцы, то я - кайзер Франц.

Немецкий футбол всегда был серьезен, как Ницше, тяжеловесен, как Маркс, и бескомпромиссен, как гестапо. А потому то, что вылепил из своей сборной житель Калифорнии Юрген Клинсманн, имеет такое же отношение к немецкому футболу, как гестапо - к Диснейленду. То есть имеет, но не прямое. От типично германского стиля там только ломовые габариты большинства игроков защиты и полузащиты (за исключением Лама и Одонкора: не удивлюсь, если узнаю, что, например, Мертесакер на тренировках регулярно наступает им на головы). Но таких бесшабашных парней, как Подольски и Клозе, такого эмоционального лидера, как Баллак, такого чумового атакующего защитника, как тот же Лам, у немцев раньше в одной команде точно не было. А уж пляшущий у кромки поля главный тренер во всей своей нордической белокурости... В общем, неудивительно, что только игра Германия - Аргентина соответствовала, как мне кажется, уровню четвертьфинала.

Про два последних матча этого не скажешь, хотя драмы, безусловно, хватало. Французы вот, конечно же, молодцы, и будет безумно интересно посмотреть, как они справятся с еще одним набором "золотых мальчиков" - Португалией. А вот Бразилия, видимо, приехала завоевывать шестое чемпионство исключительно на авторитете. Я, например, провел все время перед экраном, мучительно пытаясь вспомнить, как выглядит Бартез. Ну никак не ждал, что первым своим ударом в створ чужих ворот кудесники разродятся лишь на 90-й минуте. Хотя если подумать, то за все время ЧМ-2006 Бразилия выглядела Бразилией только против японцев. Но для того, чтобы выглядеть Бразилией против японцев, вовсе не обязательно быть Бразилией. Достаточно лишь не быть Россией.

Перебор вышел у фаворитов. Вот их тренер перед началом чемпионата сказал: у меня, мол, нет проблем в составе, у меня - 23 решения. Звучит красиво, хотя для любой задачки достаточно столько решений, сколько мячей на поле. А перенасыщенному составу бразильцев одного мяча было маловато. Сыпанул бы им какой-нибудь Хоттабыч с небес еще штук девять - всех бы уделали. А так, видимо, скучно было. И скучно было на них смотреть. Даже топором вырубленный матч Англия - Португалия был повеселее.

Англичане превратили акты самоуничтожения в решающих матчах чемпионатов мира в целую науку, так что удаление Руни, оправданное оно или нет, было более чем логичным. Трагедия родоначальников, как мне кажется, вовсе не в том, что они, так потрясающе бьющие штрафные, почему-то сыплются мелким бисером на "точке". Трагедия в том, что англичане, известные консерваторы, упорно не желают вписываться в современный футбол. Вы видели лицо Руни до и после удаления? Как дрался он за мяч! Как возмущен был интеллигентскими мерехлюндиями судьи, потакавшего мягкотелости соперника! Наступил на португальца? So bloody what?! Что тут такого?! Да кто из нас хоть раз в жизни не хотел наступить на португальца?! Окстись, арбитр!

Психоз Руни, как и восьмилетней давности брыкание Бекхэма, - вполне нормальные вещи. Англичане играют в футбол именно так. Это для всяких там латинос пинание мяча может быть искусством, философией или актом любви. Альбион же изобрел этот вид спорта для рабочего класса, чьей утонченности хватало лишь на то, чтобы топтать друг друга на пустырях.

Для них футбол - это либо работа, либо драка, и третьего не дано. Недаром ведь лопоухая физиономия Руни куда как здорово смотрелась бы под промасленным картузом и с самокруткой в зубах. Да и в расфуфыренном Бекхэме черты и повадки истинного кокни угадать несложно. Этой пролетарской задубелостью англичане живут, от нее же и гибнут, и мир футбола страшно обеднеет, если когда-нибудь родоначальники изменят себе.

Ведь недаром же в матче, выигранном португальцами, сами победители запомнились только тем... Если вы помните чем, то дайте мне, пожалуйста, знать. У меня перед глазами все еще стоит оскал старины Руни.

Вашингтон