Газета Спорт-Экспресс № 149 (4128) от 4 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 июля 2006 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006

ЧЕМ МЫ ХУЖЕ НЕМЦЕВ?

Владимир КОНСТАНТИНОВ

из Кельна

Чемпионат в Германии вышел на финишную прямую. Он уже простился с Лейпцигом и Ганновером, Нюрнбергом и Кайзерслаутерном. Откланялся Кельну, где в дни турнира разбила свой "базовый лагерь" бригада журналистов "СЭ". В минувшие пятницу и субботу махнул крылом Гамбургу, Франкфурту, Гельзенкирхену.

Уже на следующий день после прощального для Кельна матча Швейцария - Украина поредела колоритная толпа на площади у знаменитого Домского собора, где еще недавно фанаты разных сборных выдавали яркие импровизированные представления едва ли не круглые сутки. Стало тише на знаменитой рейнской набережной. С улиц пропали гудящие машины с национальными флагами стран - участниц чемпионата. Даже салфетки с символикой ЧМ-2006 в гостиничном ресторане, где мы завтракаем, заменили на обычные - с улыбающимся солнышком и надписью "Guten Morgen!"

Минуты прощания с мировым первенством все ближе, и это поневоле настраивает на философский лад. Вот, к примеру уже ясно, что Германия блестяще провела ЧМ-2006. А Россия смогла бы? Действительно, какой бы была картина, если бы 32 лучшие сборные планеты приехали в гости не к немцам, а к нам? Ведь, в конце концов, не так давно мы самым серьезным образом, если верить высшим российским футбольным чинам, претендовали на право проведения чемпионата Европы 2008 года. И пусть в итоге победили Швейцария с Австрией, но и у российской заявки вроде бы были весомые козыри.

Вот давайте и поразмышляем на тему: чем мы хуже (или лучше) Германии. А для сравнения возьмем два города. Для чистоты эксперимента - не столичных, а обычных, но с крепкими футбольными традициями. К примеру, Кельн и Самару.

Почему Кельн? Потому что именно здесь, как уже было сказано, ваши корреспонденты разбили на время ЧМ "базовый лагерь". Почему Самара? По той простой причине, что автору этих строк она лучше знакома, чем, скажем, Казань или Ростов-на-Дону. Да и есть что-то общее у обоих городов - соизмеримые друг с другом масштабы и население, радушные жители. Ну и верная любовь к футболу, наконец.

АЭРОПОРТ

Аэропорт - ворота города, его визитная карточка. Если людей встречают по одежке, то незнакомый город частенько - по терминалу для авиапассажиров. Увы, сравнение здесь не в нашу пользу Немецкий аналог отличается от российского, как "Мерседес" от "Лады" - пусть даже "Калины", которую производят недалеко от Самары, в Тольятти.

Между прочим, в Кельне и Самаре аэропорты расположены довольно далеко от города - в первом случае в 20 километрах (он рассчитан еще и на Бонн), во втором и того больше. Добраться оттуда до Кельна, раскинувшегося на берегах Рейна, можно за 20 - 25 минут, тогда как до Самары (нужно ли напоминать, что это город на Волге?) - не меньше, чем за час. Но остается только догадываться, сколько времени заняла бы дорога, если бы постоянные потоки приезжих, как здесь, на чемпионате в Германии, ежедневно исчислялись тысячами, а то и десятками тысяч.

Говорят, когда вопрос о транспортировке болельщиков из аэропорта Курумоч в Самару возник у комиссии УЕФА принимавшей город в качестве кандидата на проведение матчей ЧЕ-2008, представитель российской делегации, и глазом не моргнув, стал докладывать о какой-то мифической железной дороге, связывающей два этих пункта, и о скоростных комфортабельных электричках, которые будут перевозить пассажиров. Сказка про белого бычка! Как и рассказы о сотнях современных автобусов с кондиционерами, которые примутся неустанно сновать по этому маршруту и днем, и ночью. По самарским-то ухабистым дорогам...

Да и сами аэропорты - далеко не близнецы-братья. На летном поле под Кельном в отличие от Курумоча ваш самолет в течение нескольких минут не будет буксировать могучий тягач, чтобы установить его на стоянку. К зданию аэровокзала подвезут на просторном автобусе, а не на переполненном "скотовозе", а то и вовсе предложат пройти из авиалайнера в терминал через своеобразный рукав. Прохождение пограничных формальностей и таможни, получение багажа займет в Германии не полчаса и больше, а от силы пять - десять минут. Не говоря уже об эстетической стороне дела.

Впрочем, в Самару тоже можно попасть по-европейски - через VIP-терминал. Но это, как вы понимаете, участь избранных, о-о-очень важных персон, к которым абсолютное большинство болельщиков не относится.

МЕЖДУГОРОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Городской и междугородный транспорт, к сожалению, у нас тоже заметно отстает. И это существенный минус с учетом того, что расстояния между футбольными городами в России намного больше, чем в Германии. От той же Самары до Москвы ровно тысяча километров, а из Кельна самый длинный "хвост" - в Берлин почти в два раза короче. При том, что современный немецкий поезд развивает скорость до 250 км/час.

Информация к размышлению: в дни ЧМ-2006 основная масса болельщиков передвигается в Германии по железной дороге, имеющей очень разветвленную сеть. Особенно удобно журналистам и официальным гостям чемпионата, которым государственная железнодорожная компания Deutsche Bahn (DB) обеспечила бесплатный проезд в любой конец страны в вагонах первого класса - с кондиционером, удобными креслами и столиками, оборудованными для работы на компьютере, а то и вовсе в отдельном купе. Боюсь, ни МПС, ни местные власти у нас такой благотворительностью заниматься не стали бы.

Больше того, специально под чемпионат мира подогнано летнее расписание поездов. Направляясь как-то на матч Аргентина - Сербия в Гельзенкирхен и готовясь вместе с сотнями фанатов сделать пересадку в Дюссельдорфе, автор этих строк с радостью узнал, что маршрут движения состава изменен исключительно для удобства любителей футбола. Мелочь, а приятно.

ГОСТИНИЦЫ

В Кельне, как и в Самаре, отелей экстра-класса немного. Проводившие здесь матчи команды обычно останавливались либо в "Хилтоне", в двухстах метрах от нашего "Амстердама", либо в "Интерконтинентале". И та и другая гостиницы добротны, и футболисты с удовольствием коротали там одну ночь, но с роскошным самарским "Ренессансом", что на Ново-Садовой, им не сравниться. Это тот редкий случай, когда Бекхэм или Фигу могут позавидовать игрокам, скажем, пермского "Амкара", которые перед матчами с "Крыльями", как и остальные команды российской премьер-лиги, селятся в лучшем отеле Самары.

Но на этом российское преимущество исчерпывается. Где на берегах Волги разместить вторую сборную, наверное, найти можно, а вот где квартировать тысячам и тысячам фанатов - загадка. Причем это проблема не только Самары, но и Москвы, и Санкт-Петербурга, и, естественно, других российских городов. В последние годы у нас появились шикарные отели - для преуспевающих бизнесменов и вообще сильных мира сего, а вот двух-трехзвездных гостиниц, где на время чемпионата могли бы поселиться и простые болельщики, катастрофически не хватает.

В Кельне все наоборот. Исторический центр города кишит относительно недорогими гостиницами, где даже в дни матчей ЧМ номера стоили 30 - 40 евро. Если и это оказывалось дорого, можно было за меньшие деньги устроиться в так называемых "hostels for backpackers", то есть ночлежках для "рюкзачников".

Помимо всего прочего в Германии этим летом объявилось немало желающих безвозмездно принять гостей мирового первенства у себя дома. В общем, выбирай, что по душе и по карману, - и отдыхай, наслаждайся футболом на здоровье!

СТАДИОН

Самарский "Металлург", на мой вкус, один из самых симпатичных стадионов в России. И не только на мой - многие наши футболисты, в частности, Сергей Семак и Егор Титов, Сергей Овчинников и Дмитрий Лоськов, любят на нем играть. В первую очередь потому, что там, как правило, собирается много народа, причем публика самая доброжелательная. Отсюда - и особая аура на трибунах, которая передается участникам матчей.

Все это так, но как же безнадежно устарел "Металлург" по сравнению с теми аренами, где в последнее десятилетие проводились чемпионаты мира и Европы - в Англии и Франции, Японии и Корее, Португалии и теперь Германии. Начать с того, что у самарского стадиона, сооруженного еще в эпоху строительства социализма, не четыре трибуны, а три. Вместо четвертой - неприглядное административное здание, где располагаются раздевалки, судейская, кабинет директора и мрачный спортивный зал, стены которого, судя по всему помнят еще физкультурников сталинских времен.

Качество футбольного поля тоже оставляет желать лучшего. Конечно, известный тренер-балагур Игорь Гамула в свое время переборщил с гиперболой, сказав, что самарский газон перерыли кроты, но до зеленого бархата бильярдного стола, с которым смело можно сравнить поля на аренах ЧМ-2006, ему действительно далеко.

На "Металлурге" нет обязательного для турниров такого уровня козырька по всему периметру трибун, нет ложи прессы в цивилизованном понятии этого словосочетания (в Самаре принято считать, что это пара десятков мест в верхнем ряду центральной трибуны, не оборудованных даже электрическими розетками, не говоря про остальное), о туалетах тоже лучше умолчать. Зато сохранились широченные беговые дорожки вокруг поля, что еще дальше отдаляет сцену действия от зрителей.

В Кельне тоже долгое время довольствовались старым стадионом. Но когда чемпионат мира 1974 года прошел мимо города, а в соседний Дюссельдорф на несколько матчей заглянул, местные власти это задело. И уже в следующем году на месте прежней выросла новая арена, которую, в свою очередь, почти полностью перестроили к ЧМ-2006. Убрали анахронизм - беговые дорожки, возвели просторные трибуны на 45 тысяч мест, причем верхние ярусы для удобства зрителей поставили под углом 34 градуса, и оснастили арену современной электронной техникой, в частности, установили два видеотабло площадью 48 квадратных метров каждое. Аглавное, что из центра города до стадиона спокойно можно доехать на трамвае или на метро за 15 - 20 минут. В Самаре от Хлебной площади до "Металлурга" надо добираться почти час. Точнее, не до стадиона, а до того места, где перед игрой будет выставлено оцепление.

Ложа прессы на кельнской арене рассчитана на 600 пишущих журналистов и 111 теле- и радиокомментаторов. Большинство рабочих столов оборудованы модемами для срочной передачи материалов в редакцию и мониторами с плазменными экранами для просмотра повторов самых интересных игровых эпизодов. Рядом со стадионом, так же, как во всех других городах, расположен вместительный пресс-центр (на тысячу мест), где репортеры спокойно могут поработать до и после матча.

Согласитесь, разница существенная. В Кельне рядовой журналист наблюдает за ходом игры, будто из губернаторской ложи в Самаре.

ГОТОВИТЬСЯ К СВОЕМУ ЧЕМПИОНАТУ НАДО УЖЕ СЕЙЧАС

На самом деле одной ареной дело не ограничивается. Для того, чтобы принять чемпионат Европы или мира, в стране должно быть не меньше десятка современных стадионов. Не хуже московского "Локомотива", хотя и ему еще предстоит расти до уровня первоклассного, по международным меркам, - в частности, увеличивать вместимость. И эти стадионы, как и качественные дороги, гостиницы, терминалы аэропортов и прочую инфраструктуру надо строить уже сейчас, не дожидаясь соответствующего решения УЕФА или ФИФА. В противном случае получится порочный круг, из которого нам никогда не вырваться.

Да, в последние годы в России принялись реанимировать детско-юношеские спортивные школы, стали строить новые футбольные поля и манежи. Но без развития инфраструктуры профессионального спорта вперед нам тоже не продвинуться. И это дело не только РФС, но и клубов, особенно премьер-лиги. Находят же ЦСКА, "Спартак", "Зенит", "Динамо", "Москва" миллионы долларов на покупку дорогостоящих легионеров, а играть продолжают либо на своих собственных устаревших аренах (таких, как самарский "Металлург"), либо на арендованных. А разговоры о строительстве новых арен остаются по большей части лишь сотрясением воздуха.

Кто-то, возможно, возразит: мол, все стадионы ЧМ-2006 были построены или реконструированы недавно, уже после того как Германия получила право провести нынешний чемпионат. Да, в Кельне, например, перестройка закончилась в 2004 году и потребовала в общей сложности 110 миллионов евро. Но у меня большие сомнения в том, что, во-первых, у нас найдутся инвесторы, желающие вложить более миллиарда долларов в подобный проект (из расчета 10 стадионов), во-вторых, пойдут ли эти деньги по назначению, и, в-третьих, реально ли вообще в нашей стране за считаные годы провести и завершить такую грандиозную стройку.

И не подумайте, что автор этих строк любит все исключительно иностранное. Отнюдь. У той же Самары масса преимуществ по сравнению с Кельном. Самарские девушки, к примеру несомненно, красивее немецких. Более того, они самые прелестные в мире - это уже аксиома.

Да что девушки - родное жигулевское, если его взять в "баклашку" прямо на заводе, у павильона с многозначительным названием "На дне", переправиться на моторке на другой берег Волги и потягивать на песочке с воблой, не уступит никакому "пауланеру" или "францисканеру". И уж тем более фирменному кельнскому пиву Kolsch, которое здесь, как написал мой коллега Борис Богданов, разливают мензурками - по 200 граммов.

Да и мутному быстрому Рейну далеко до нашей полноводной красавицы Волги.

Только вот за все это, увы, чемпионаты мира и Европы не дают...