Газета Спорт-Экспресс № 173 (4152) от 1 августа 2006 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 августа 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ

"ФЕРРАРИ" НАЧАЛА НАСТОЯЩУЮ БОРЬБУ

"Гран-при Германии" завершился впечатляющим дублем "Феррари". В итоге Михаэль Шумахер сократил свое отставание от лидера чемпионата Фернандо Алонсо до 11 очков. Разобраться в нюансах уик-энда читателям "СЭ" по традиции помогает тест-пилот команды "Формулы-1" MF1 Racing Роман Русинов.

- После этой гонки можно смело сказать, что "Феррари" по-настоящему начала бороться за титулы, - начал Русинов. - За чемпионский для Михаэля Шумахера и в Кубке конструкторов для команды. Думаю, в "Рено" сейчас четко поняли, что повторить успехи прошлого года будет не так просто, как казалось после первой трети чемпионата. Чтобы решить поставленные перед ней задачи, французской команде придется отчаянно побороться.

-Не знаю, как вам, а мне трудно было предположить такой исход "Гран-при Германии".

- Да, многие думали, что интрига гонки будет иной. По всему выходило, что очень быстро поедет Кими Райкконен. Помните, как стремительно он оторвался на первых кругах от пелотона? А уж когда финн заехал на столь ранний пит-стоп, стало очевидно, что у "Макларена" совершенно отличная от всех тактика и что, скорее всего, в квалификации Райкконен ехал на легкой машине - не в гоночном, а в квалификационном режиме. "Макларен" решил, что подняться на подиум "Гран-при Германии" Райкконен и Педро Де Ла Роса смогут лишь с помощью чего-то неординарного. У испанца не сложилось - он выбыл на 3-м круге, а вот финн реализовал задумку команды, которая сделала ставку на минимум топлива и постоянно свежую резину.

-Однако не все у "Макларена" было гладко. Первый питстоп Райкконена получился чрезвычайно долгим, что отбросило его далеко назад, а второй комплект резины, по признанию самого гонщика, был крайне неудачным.

- Не исключено, что, если бы не эти проколы, Райкконену удалось бы побороться с Массой за второе место. Но в любом случае гонка в Хоккейхайме оказалась для "Макларена" одной из самых ярких и удачных в сезоне.

-А вот о "Рено" этого никак не скажешь.

- Что касается Алонсо, то это был явно не его уик-энд. Все поняли это еще в пятницу, и в воскресенье Фернандо и "Рено" вели борьбу не за победу, а за максимально возможное в данных условиях количество очков.

-Кстати, уже не в первый раз мы видим, как по ходу гонки Физикелла едет побыстрее Алонсо. Чем вы это объясните?

- Возможно, тем, что, когда у первого номера команды мало шансов на выигрыш, оба пилота начинают действовать единым фронтом.

-И тогда Физикелла может ехать так быстро, как ему хочется?

- Я уверен, что Физикелла всегда едет на максимуме. Но до сих пор речь шла в основном о зачете пилотов, а теперь, скорее всего, в "Рено" поставлена задача сражаться за Кубок конструкторов. Тут, разумеется, очень важны результаты обеих машин.

Кстати, под занавес гонки Алонсо начал допускать ошибки. В свое время мы с вами говорили о том, что если у пилота очень хорошая машина и он способен полностью контролировать гонку, то ошибки, как правило, отсутствуют. Но когда его автомобиль хоть немного проигрывает соперникам, гонщик вынужден выжимать из себя не 100 процентов возможного, а, скажем, 101 процент, что неизбежно влечет за собой оплошности. Пример Алонсо доказывает это.

-После гонки в Германии все, кроме разве что "Феррари", жаловались на проблемы с резиной...

- В "резиновых" делах многое зависит от трассы, от ее покрытия. Но в данном случае не стоит забывать и о том, что "Формула-1" гостила в Германии, на родине Шумахера. Представляете, насколько важно было для него одержать победу именно здесь?

Что же касается резины, то мне показалось, что многие в торможении блокировали передние колеса. "Хоккенхаймринг" - трасса с достаточно большими торможениями и быстрыми поворотами, что плохо сказывается на покрышках. Особенно, если не ошибаюсь, уязвимо переднее левое колесо. Ни в коем случае нельзя его блокировать, потому что, как только резина начинает сжигаться, вы теряете сцепление с дорогой.

Впрочем, все команды были в одинаковых условиях, и отсутствие каких-либо проблем у "Феррари" еще раз подтверждает, что она вернула свою былую силу.

-После финиша Шумахер сказал, что по ходу гонки им с Массой даже не пришлось напрягаться. Не было напряжения и, как следствие, не было ошибок?

- Конечно. В какой-то момент стало ясно, что никто не догонит Шумахера и Массу, и они поехали в спокойном ритме. Это же было видно: пилоты держались парой на практически неизменном расстоянии друг от друга, действовали надежно, доезжали. А вот в предыдущих гонках у Михаэля такой безоблачной жизни не было, ему приходилось рисковать, а это чревато хотя бы небольшими ошибками - снос, вынос... В Германии же он не атаковал постоянно. Могло даже сложиться впечатление, что его "Феррари" двигается очень медленно. Обычно так бывает, когда автомобиль идет идеально. У Шумахера не было никакого стресса, он понимал, что фактически победа у него в кармане и ему остается только просто-напросто финишировать.

- Просто поразительно: "Феррари" выигрывает не напрягаясь, а у всех остальных - целый воз проблем! Можно ли было предположить такое еще три-четыре этапа назад?

- Можно. Было видно, что "Феррари" с каждой гонкой набирает форму. Мы же каждый раз об этом говорили. Если вспомнить начало чемпионата, то тогда команда боролась за вторые-третьи позиции на финише, теперь же - только за победы и лидерство в чемпионате. Свое прошлогоднее отставание "Феррари" ликвидировала, и теперь соперники должны гнаться за ней, наверстывать упущенное.

-Сделать это - по крайней мере до "Гран-при Венгрии" - им вряд ли удастся. Нет тестов, да и времени очень мало.

- Тем не менее предсказать исход "Гран-при Венгрии" невозможно. Гонки в Будапеште всегда отличаются своеобразием. "Хунгароринг" - хорошая трасса, техническая. На ней много пыли, кочек и очень забавные повороты - во многих из них угол наклона полотна "неправильный", есть и "закрытые". Помню, в одной скоростной змейке там весьма коварный поребрик. Многие на нем прыгают, а это может вывести из строя подвеску.

Всеми этими специфическими особенностями "Хунгароринга" и объясняется то, что на нем часто выигрывают пилоты, отнюдь не блещущие в чемпионате. Вспомните 1997 год и выступление Дэмона Хилла на "Эрроузе"! В общем, от венгерской гонки всего можно ожидать, и, полагаю, у "Рено" в ней будет определенное преимущество.

-После завершения "Гран-при Германии" кто-то из инженеров "Феррари" сказал Шумахеру: "Теперь тебе осталось выиграть все оставшиеся гонки и стать чемпионом мира". Согласитесь, сейчас это не кажется чем-то невероятным.

- Надо понимать, что это было сказано отчасти на публику. В то же время данные слова в очередной раз подтверждают, что сейчас "Феррари" уверена в себе как никогда еще в этом сезоне. А уверенность - важнейший фактор.

-Не будь ее, Шумахер с Массой вряд ли бы завоевали в Германии максимальные 18 очков.

- Да, Фелипе тоже провел великолепную гонку. Вспомним начало его карьеры в "Заубере". Он был быстр, но совершал очень много ошибок. Молодость в "Формуле-1" - это отнюдь не плюс. За примером далеко ходить не надо - авария юного Нико Росберга на 1-м круге воскресной гонки. Это была чисто пилотская ошибка. В предыдущем повороте он выехал за нужную траекторию и попал на грязную часть трассы. К следующему повороту резина не успела очиститься, и в быстром месте Нико начало заносить. Росберг сейчас делает такие же ошибки, какими в свое время грешил Масса. В 2002 году бразилец был еще молод для "Формулы-1", а теперь, повзрослев, он совершенно иначе пилотирует автомобиль. К тому же Масса выступает в одной из лучших команд и вполне может завершить чемпионат в тройке призеров.

-А можно сказать, что "Феррари" сейчас на коне не только технически, но и психологически?

- Безусловно. Команда на сумасшедшем подъеме. Если в начале года мы обсуждали ошибки Шумахера, то теперь пришел черед Алонсо совершать их. А ведь казалось, что испанец непробиваем. Но дело в том, что на идеальной машине и в идеальной ситуации непробиваем любой пилот, потому что все они в "Формуле-1" высшего класса.

-Что же получается? Теперь все козыри на руках гонщиков "Феррари"?

- Но это не значит, что команда уже может почивать на лаврах. В "Формуле-1" кропотливая работа продолжается всегда. Разница лишь в том, что после победы инженеры понимают: у нас есть очень хорошая база, которую теперь надо развивать в правильном направлении. А "Феррари" явно нашла свое правильное направление.

-"Рено", полагаю, тоже вряд ли будет сидеть сложа руки после очередного поражения.

- Конечно. Команда продолжает бороться за титулы и пока, между прочим, лидирует в этой борьбе.

-То есть в таком техническом виде спорта, как "Формула-1", где совершенствование автомобиля порой ведется по ходу гоночного уик-энда, эмоциям не место?

- Эмоциям место на подиуме.

Лина ХОЛИНА