Газета Спорт-Экспресс № 203 (4182) от 5 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 сентября 2006 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

Российская суперлига станет первым национальным чемпионатом, где допинг-пробы у игроков планируют брать не только абсолютно после каждого тура, но и в любой несоревновательный день! О том, как это будет происходить, - в интервью корреспонденту "СЭ" руководителя антидопинговой службы Росспорта.

Николай ДУРМАНОВ: "МОЖЕМ ЯВИТЬСЯ КОГДА УГОДНО И КУДА УГОДНО"

БУДЕМ САМИ ВЫБИРАТЬ, НА КАКИХ МАТЧАХ БРАТЬ ПРОБЫ

-Какие именно произойдут изменения в антидопинговом контроле хоккеистов по сравнению с предыдущими годами?

- Хочу сразу подчеркнуть, что ничего принципиально нового мы не вводим. Контроль регулярного хоккейного чемпионата и так был нашей нормальной практикой последнего времени. Так же, как и раньше, будет выбираться матч из тура. Так же, как и раньше, по жребию будут определяться игроки, которые подлежат контролю. А вот чего в хоккее никогда раньше не было - это внесоревновательного контроля. Будет также и ряд технических новшеств: если раньше матч для контроля выбирался по рекомендации ПХЛ, то теперь у нас будет определенная свобода действий при выборе игр, которые мы посчитаем нужным контролировать. Что касается внесоревновательного контроля, то это, если хотите, нынешнее веяние моды в антидопинговой службе и всячески приветствуется Всемирным антидопинговым агентством. Речь идет о проверке вне рамок матчей. Это могут быть и тренировочные сборы, вплоть до контроля индивидуальных игроков.

-Есть ли в хоккее своя специфика тестирования? Иными словами, тестируете ли вы хоккеистов конкретно на те препараты, в применении которых чаще всего уличали атлетов именно из этого вида спорта?

- Нет, хоккей мы тестируем по общей программе. Дело в том, что мы всегда проверяем на все препараты из запрещенного списка. Потому и нет надобности в каких-то сокращенных проверках с учетом специфики вида спорта.

-Сколько человек от каждой команды будут сдавать пробы и сколько всего проб будет взято в течение сезона?

- Посчитать очень просто: как минимум по четыре человека в одной из игр каждого тура, плюс 50 - 100 внесоревновательных проб. Плюс, разумеется, предвыездной контроль наших сборных, включая молодежную и женскую. Последнее, собственно, делалось и раньше. Не исключено, что в первенстве суперлиги будем также вводить контроль еще одного матча из каждого тура, если на то будут веские причины. Но это, если и случится, будет происходить в режиме внесоревновательных проб.

-Скольких сотрудников вам придется отрядить эксклюзивно под хоккей?

- Нам не придется отряжать кого-либо эксклюзивно. У нас есть группа допинг-офицеров - то есть людей, занимающихся сбором допинг-проб. Они наряду с хоккеем занимаются и другими видами спорта. Понятно, что если речь идет о контроле матча, который проводится далеко от Москвы, то нам нужно посылать туда двух человек. Но это тоже обычная практика. Мы и сейчас контролируем многие виды спорта в разных частях страны.

НАШИ ЭНХАЭЛОВЦЫ СДАДУТ ДОПИНГ-ПРОБЫ КАНАДЦАМ

-Можно ли говорить, что большинство допинг-проб будут взяты именно в Москве?

- Нет. Соображения экономии, конечно же, таковы, что нам лучше людей далеко не отправлять, но мы совершенно не намереваемся действовать из соображений удобства и экономии средств. Кстати говоря, вот еще одна новость. Мы уже давно говорили с канадской организацией CCES и ее лидером Жосефом Де Пеньсер о взаимном сотрудничестве. Канадцы предлагали, если мы пожелаем, проверять наших легионеров, которые интересны нам как кандидаты в сборную, своими канадскими силами за свой канадский счет.

-И для чего им, собственно, это нужно?

- Поскольку речь идет о реноме НХЛ, да и о реноме национальной антидопинговой организации Канады, такой жест, на мой взгляд, вполне объясним. Кстати, мы, в свою очередь, тоже иногда проверяем иностранных спортсменов на нашей территории. Так вот, мы согласились с канадцами и зарезервировали такую возможность. Теперь те наши энхаэловцы, которых мы рассматриваем в качестве кандидатов в сборную, будут в течение заокеанского чемпионата проверены сотрудниками CCES.

-То есть все они будут хотя бы по разу протестированы в течение сезона НХЛ?

- Именно так.

-Еще какие-нибудь страны - к примеру, Швеция, Финляндия или Чехия - проявили интерес к такому предложению ваших канадских коллег?

- Такой информации у меня нет, но я почти уверен, что с похожими предложениями канадцы на них выходили. А если даже и нет, это не меняет дела. Мы признательны канадцам за их инициативу. Надо вообще сказать, что у нас с канадцами отличные отношения. И, хоть это звучит не очень патриотично, большая часть российских антидопинговых регламентов, нормативных документов, стандартов и программ сделаны либо на основе канадских документов, либо при активной помощи наших канадских друзей. Ну а поскольку канадцы и мы - две великие хоккейные державы, то сам бог велел нам воспользоваться их любезным предложением.

ПОСТАРАЕМСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЛИШНЕГО ДРАМАТИЗМА

-А каким образом будут определяться игроки, которых вы станете тестировать в суперлиге?

- Очень просто: по жребию. Это установленная процедура, которая была в хоккее и раньше и которая действует, например, в футболе.

-Означает ли это, что лидеры своих команд и кандидаты в сборную имеют такой же шанс подвергнуться тестированию, как и рядовые игроки?

- Что касается контроля регулярного чемпионата - это полностью воля жребия. Но подчеркну еще раз: у нас остается возможность проверить кого угодно, когда угодно и где угодно в режиме внесоревновательного контроля. Это не есть нечто придуманное специально для хоккея. Это то, как сейчас проверяется вообще весь спорт. И у нас, и в других странах.

-Под внесоревновательным контролем, имеются в виду тренировки и тренировочные сборы?

- Не только. Мы можем явиться и домой. Понятно, что злоупотреблять этим мы не будем, тем более в таком эмоционально напряженном мире, как хоккейный, где моментально пойдут разговоры о заказных проверках и всяких подковерных кознях. Но теоретически такая возможность у нас есть.

-Есть ли какое-то самое позднее время суток, когда ваш допинг-офицер может позвонить в дверь квартиры хоккеиста?

- Юридически - нет. Но технически мы прекрасно понимаем, что спортсмены - живые люди, и лишний драматизм никому не нужен.

ДО "ОРАНЖЕВОЙ УГРОЗЫ" РОССИЙСКИЙ ХОККЕЙ НЕ ДОТЯГИВАЕТ

-Тестирование хоккеистов будет оплачивать ФХР или у вас на это свой бюджет?

- Контроль сборных оплачивает Росспорт, это обычная практика. Контроль же регулярного чемпионата и внесоревновательные квоты финансируются федерацией хоккея.

-И в какую сумму обойдется ФХР ваше сотрудничество?

- Это тоже легко посчитать. Одна допинг-проба стоит порядка двухсот с небольшим долларов. Сейчас, правда, нам не полагается называть эти цифры в долларах (усмехается)...

-Давайте скажем: около шести тысяч рублей. Так?

- Да. Но точную сумму, в которую федерации выльется тестирование за весь сезон, мы пока назвать не можем, поскольку не знаем, в какие города придется летать нашим офицерам. Реальность такова, что все эти билетно-гостиничные дела занимают существенную долю бюджета допинг-офицеров. Впрочем, мы собираемся по примеру некоторых других стран ввести систему, чтобы у нас были местные сборщики допинг-проб и чтобы эти пробы отправлялись в Москву через службу доставки DHL. Такая система работает в очень многих странах. Понятно, что сначала придется решить ряд организационных моментов, поскольку речь идет о биоматериалах, нуждающихся в особых условиях транспортировки. Но, во всяком случае, мы думаем на эту тему, и, надеюсь, в скором времени у нас из этого что-то получится. Для этого нам нужна система добровольных допинг-офицеров на территории страны, и такая программа у нас уже есть. Скоро даже начнутся специальные курсы по обучению сборщиков допинг-проб.

-В каком виде спорта, по вашему опыту, эта проблема имеет в России наиболее массовый характер?

- Из соображений политеса, да и просто чтобы никого не обидеть, я стараюсь на такие вопросы не отвечать.

-Хорошо, я конкретизирую вопрос. Насколько массовой, по вашим оценкам, является проблема применения запрещенных препаратов в сегодняшнем российском хоккее?

- Если использовать американскую терминологию - "желтая", "оранжевая" и "красная угрозы", то до "оранжевой угрозы" наш хоккей, к счастью, не дотягивает. То есть ничего драматического и тревожащего мы пока не замечаем. Хотя в нашем хоккее, как и не в нашем, безусловно, есть проблема контроля допинговых препаратов. Да и общемировая тенденция такова, что угроза допинга в хорошо финансируемых игровых видах спорта, таких как хоккей, безусловно, растет. Такова, еще раз подчеркну, мировая тенденция.

-Давайте предположим, что в результате интенсивного тестирования за весь чемпионат будет выявлено пять нарушителей. Какого "цвета" угрозу можно будет присвоить ситуации в российском хоккее в таком случае?

- Пять - это много. Это однозначно "красная угроза". Не забывайте, что если мы ловим кого-то по жребию, то кто-то ведь остается и за скобками. Тем более промоделируйте сами для себя ситуацию: предположим, мы вылавливаем в команде фаворита кого-то, кто является ключевым игроком. Шуму будет - можете себе представить сколько. А теперь умножьте эти децибелы на пять - и получается уже просто какой-то рев возмущения. Поэтому я искренне надеюсь, что с такой ситуацией мы не столкнемся. Но если она возникнет, то рука, что называется, не дрогнет.

РЕЦИДИВИСТЫ НАКАЗЫВАЮТСЯ ПОЖИЗНЕННО

-Вы предложите ФХР систему наказаний за поимку на допинге или федерация будет сама решать, что делать с этими людьми?

- Вообще-то система наказания унифицирована во всем мире. И, например, история конфликта ФИФА и ВАДА как раз и крутилась вокруг того, чтобы футболисты приняли унифицированную систему, по которой за первое нарушение следует двухгодичная дисквалификация, а за второе - пожизненная. Так что у хоккеистов система будет работать по тем же европейским и мировым правилам.

-То есть первая поимка - два года, вторая - взашей из спорта навсегда?

- Да, если речь не идет о каких-то особых субстанциях вроде марихуаны, за которые наказания, по нашим же нормативам, существенно мягче.

-И насколько мягче?

- Мягче карается только первое нарушение. Второе наказывается так же, как и в других случаях. Рецидивисты - понятие не только из уголовного кодекса. Кстати, наказывается не только само применение допинга, но и уклонение от допинг-контроля, а также попытки вмешательства в его проведение. Все эти вещи также влекут за собой дисквалификацию.

-И какое наказание ждет игрока, который откажется сдавать допинг-пробу?

- Это попросту означает, что его проба будет считаться положительной. И еще один момент. В хоккее, так же как и во всех других видах спорта, существует такое понятие, как "регистрируемый пул". То есть мы должны знать, где находятся наши элитные спортсмены. Так вот, если мы не находим спортсмена там, где он должен быть, он получает черную метку. Две черные метки приравниваются к нарушению антидопинговых правил.

-Давайте предположим такую ситуацию. Звонит вам во время серии плей-офф генеральный менеджер команды X и говорит, что, по его данным, некто Иванов из команды Y "сидит" на запрещенном препарате. Означает ли это, что после следующего матча проба будет взята именно у Иванова или же вы обязаны дождаться, пока на Иванова падет жребий?

- Система внесоревновательного контроля в мировой антидопинговой службе как раз и введена для того, чтобы мы могли оперативно реагировать на любую информацию. Будь это чей-то недружественный "стук" или что угодно еще. Это вовсе не означает, что мы точно проверим такую информацию, но она обязательно станет основанием для принятия решения.

-В том случае, если проба Иванова будет отрицательной, понесет ли наказание команда X или ее генеральный менеджер за то, что "настучали" на хорошего человека?

- Нет. Да и с какой стати? Дело в том, что в процедуре проведения допинг-контроля нет ничего унизительного. Это не наказание и не штраф, а нормальная часть спортивной жизни. Если совсем уж ударяться в метафизику, то допинг-контроль - это средство защитить здоровье спортсмена.

-Постоянный эксперт "СЭ" Андрей Назаров утверждает, что в НХЛ запрещенными препаратами пользуется большая часть игроков. Насколько правдоподобной вы считаете эту информацию?

- Понимаете, я сам люблю хоккей и являюсь его болельщиком. И если бы я сейчас выступал в роли болельщика, то бы мог в этом качестве высказать свое мнение. Но будучи человеком при исполнении служебных обязанностей, воздержусь от комментариев, за исключением, пожалуй, вот какого. Не только Назаров произносил эти крамольные с точки зрения канадцев вещи. Дик Паунд (глава ВАДА. - Прим. П.С.) и еще несколько высокопоставленных чиновников Всемирного антидопингового агентства говорили на эту же тему. И, между прочим, среди тех, кто бурно возмущался и опровергал все сказанное, не было ни одного сотрудника канадской антидопинговой службы. Ограничусь констатацией этих вот фактов. Ну а насчет того, правы Назаров с Паундом или не правы, пусть судят те, кто владеет этой информацией лучше, чем я.

Павел СТРИЖЕВСКИЙ