Газета Спорт-Экспресс № 208 (4187) от 11 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 сентября 2006 | Теннис

ТЕННИС

US OPEN

В марте 1995 года Мария Шарапова впервые оказалась в США. А спустя 11 с половиной лет она выиграла US Open.

138 МЕСЯЦЕВ НА ПОКОРЕНИЕ АМЕРИКИ

НЕ СКАЗКА - БЫЛЬ!

Вот и закончилась сказка под названием Открытый чемпионат США-2006. Впрочем, почему сказка? За последние несколько лет наши теннисисты и теннисистки уже приучили нас ничему не удивляться. И нам уже не требуется щипать себя, чтобы поверить в реальность происходящего, когда Николай Давыденко и Михаил Южный играют в полуфиналах US Open, а Мария Шарапова громит Жюстин Энен-Арденн в финале. Кстати, подобного букета российских достижений на одном турнире "Большого шлема" до сих пор не было. А ведь это еще не все: вчера поздно вечером по московскому времени перед мужским финалом в решающем поединке женского парного разряда Вера Звонарева должна была сыграть против Динары Сафиной, а в состязаниях юниорок Анастасия Павлюченкова имела шанс сделать победный дубль.

Впрочем, не сомневаюсь, что Вера, Динара и Настя вместе с нами согласятся: главной героиней турнира стала Шарапова. Так что, следуя хронологии событий, рассказ о событиях пятницы и субботы я начну с женских полуфиналов. Ибо без них не было бы и финала.

ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ АМЕЛИ

В том, что Жюстин Энен-Арденн обыграла Елену Янкович, разумеется, нет никакой сенсации. Нет ничего особенного и в том, как это произошло. Если в первой партии аутсайдер вроде бы даже имел преимущество, то во второй наступил перелом, а в третьей бельгийка уже делала с бедной Янкович все, что хотела. В итоге - 4:6, 6:4, 6:0. Абсолютно типичный сценарий для матча с участием Энен-Арденн. Подобных поединков в ее карьере не меньше, чем вариантов продающихся в Брюсселе сувенирных изображений писающего мальчика, так что по идее расстраиваться Елене не имело смысла. Теннисистка, ставшая, пожалуй, главным открытием женского турнира, заранее должна была быть готовой к такому исходу.

Поединок Шараповой с Моресмо закончился со счетом 6:0, 4:6, 6:0. В этом матче победительница отдала лишь на четыре гейма меньше, чем в предыдущем, но по сценарию и психологии это был совсем иной поединок.

Мария до этого не обыгрывала Амели. Француженка трижды оказывалась сильнее, в том числе в недавнем полуфинале Уимблдона, а когда два года назад их пути пересеклись впервые, Шарапова не смогла выйти на корт из-за травмы. Казалось бы, француженка неизбежно должна была иметь психологическое преимущество над россиянкой, однако имело ли это место на самом деле, большой вопрос. Судя по всему, получилось как раз наоборот, чему вполне можно дать объяснение.

Давным-давно известно, что психологическая устойчивость - ахиллесова пята Моресмо. И хотя после ее триумфа на Уимблдоне разговоры о том, что француженка порой не справляется с волнением в решающих ситуациях, поутихли, до конца переделать саму себя Амели все-таки никогда не удастся.

Но Нью-Йорк - не Париж, где на Моресмо давят родные стены. Что же заставило ее перенервничать там?

Да все, что угодно. Женщин ведь порой трудно понять даже самим женщинам. Моресмо на пресс-конференции не смогла объяснить толком, как же так получилось, что она, первая ракетка мира, отдала два сета всухую. Амели начала что-то говорить про легкую усталость, однако тут же свернула тему, подчеркнув, что дело отнюдь не в этом. В общем, не выдержала Моресмо на сей раз испытания, которое устроила ей отлично игравшая Шарапова. А ведь матч тот был важен во всех отношениях, в том числе и с точки зрения борьбы за титул первой ракетки мира. Впрочем, на лидерство по итогам сезона Мария и Амели едва ли сумеют замахнуться - уж больно далеко оторвалась от них Энен-Арденн. А вот за второе место они наверняка друг с другом поспорят, и кто знает, не окажется ли решающим в их споре результат нью-йоркского матча?

ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН

Впрочем, сменим на время тему и вспомним мужские полуфиналы, благо о них тоже есть что рассказать.

Николай Давыденко уступил Роджеру Федереру в общем-то без вариантов: швейцарец, по словам россиянина, был слишком уж хорош. В Нью-Йорке Николаю пришлось в матче с Федерером гораздо сложнее, чем на Открытом чемпионате Австралии. Там Давыденко имел реальные шансы победить его, но в Мельбурне покрытие было намного медленнее. Даже то, что Николай, по его словам, успел неплохо восстановиться после пятисетовой битвы с Томасом Хаасом, ему не слишком помогло.

Но кто осмелится бросить в Давыденко камень? Встреча с первой ракеткой мира - испытание для настоящих мужчин. Как и рандеву с Энди Роддиком на глазах обожающей его нью-йоркской публики, выпавшее на долю Михаила Южного. Победитель Рафаэля Надаля и на фоне другого представителя мировой элиты выглядел очень даже достойно. Действуя тактически грамотно, Южный выиграл первый сет, а не допусти он пару обидных оплошностей на тай-брейке в третьей партии, очень может быть, что Михаилу удалось бы как минимум "раскрутить" Роддика на все пять сетов. Однако сделать это Южный все-таки не сумел. Отыграв с улыбкой на лице три матч-пойнта, он в конце концов был вынужден уступить под натиском соперника.

Тем не менее в целом игра россиянина на этом турнире оставила самое благоприятное впечатление. То, что у Южного хорошая голова и классный тренер Борис Собкин, домашние заготовки которого могут сломать игру едва ли не любого оппонента, мы знали давно. А вот серьезная прибавка Михаила в игровой мощи стала приятным сюрпризом. Видимо, сказалось то, что в последнее время с ним работал московский специалист Евгений Блюм, конек которого - восстановление игроков после травм и совершенствование их функциональной подготовки. Вот и президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев считает, что прогресс в игре Южного очевиден.

Что ждет наших героев дальше? Южный отказался от выступления на грунтовом турнире в Бухаресте и возвращается в Москву. Давыденко же отправился в Пекин на Открытый чемпионат Китая, с которого, кстати, сославшись на травму лодыжки, снялся Надаль. Уже совсем не за горами полуфинал Кубка Дэвиса Россия - США, который пройдет 22 - 24 сентября в "Олимпийском", и не исключено, что там Южный и Роддик вновь встретятся. Если капитаны команд Тарпищев и Патрик Макинрой решат проверить, так ли уж закономерно Энди победил в Нью-Йорке...

ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ НАС

Четыре утра - это вам не семь, не шесть и даже не пять. В четыре утра и самым ранним жаворонкам свойственно крепко спать и видеть сны. Поэтому прежде чем проанализировать то, что происходило вчера в финале, я не могу не отдать должного вам, живущие по московскому времени поклонники Марии Шараповой, которые вопреки всем законам физиологии сумели продрать глаза к началу телетрансляции из Нью-Йорка и наблюдали за игрой дома, у друзей или отправились в какой-нибудь спорт-бар.

Ведь тем, кто болел за Жюстин Энен-Арденн в ее родном Льеже и его окрестностях, пришлось не столь тяжко. Там по сравнению с Москвой было на два часа меньше, то есть можно было заставить себя вообще не ложиться. Выходит, мы изначально заслуживали эту победу чуть больше, чем бельгийцы. И могли с полным правом порадоваться вместе с отцом новоиспеченной чемпионки Юрием Шараповым, который после окончания матча щеголял в черной майке с надписью I fell pretty relaxed, что в переводе с английского означает "Я практически расслабился".

ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ МАРИИ

Впрочем, в четыре утра до расслабления было еще далеко и Юрию, и нам, верившим в победу, но в то же время не забывавшим про счет предыдущих встреч Шараповой с Энен-Арденн (1-4). Россиянке предстоит нелегкое испытание - это было ясно как божий день, медленно начинавшийся за окном.

А вот как трактовать тот факт, что бельгийке удалось стать первой за последние 9 лет теннисисткой, дошедшей в течение одного года до финала на всех четырех турнирах "Большого шлема", было не до конца ясно. В двух из трех последних финалах - мельбурнском и лондонском - Жюстин уступила Моресмо, поэтому возникал логичный вопрос: уж не появился ли у знаменитой своим бойцовским характером бельгийки некий комплекс поражений в подобных матчах?

Не знаю, как по поводу комплексов, но победила в этот раз Шарапова. О том, как это было, вы можете узнать из стенограммы матча. Добавлю лишь, что в перерыве между первым и вторым сетами был любопытный эпизод, когда Мария, как и один из членов ее команды, решила съесть банан.

Еще после игры с Моресмо некоторые репортеры стали рассуждать о том, что, мол, отец Шараповой и ее спарринг-партнер Майкл Джойс во время матчей различными знаками подсказывают своей подопечной, что, когда и как ей надо делать. Можно ли их в этом винить? Думаю, нет, потому что подобными уловками пользуются все без исключения тренеры. Джимми Коннорс, тренер Энди Роддика, по ходу встречи того с Южным вообще кричал в открытую. В общем, вся эта история яйца выеденного не стоит.

Попробуем лучше порассуждать, что означает вторая победа Шараповой на турнирах "Большого шлема". И до, и после того, как она выиграла Уимблдон, Марию называли Золушкой. На мой взгляд, для теннисистки, доказавшей неслучайность своего лондонского триумфа, побывавшей на вершине мирового рейтинга и зарабатывающей едва ли не больше всех спортсменок в мире, это, мягко говоря, не совсем подходящее слово. Тогда какое подходящее? Принцесса? Королева? Первая леди? Это, как говорится, дело вкуса. Я бы вообще сейчас не присваивал Марии никаких выдуманных титулов, ведь у нее и реальных вполне достаточно: 13 в одиночном разряде и три в паре.

Впрочем, до Мартины Навратиловой, выигравшей под занавес своей великой карьеры 345-й (!) титул - в миксте с Бобом Брайаном, Шараповой еще далеко. И ей есть к чему стремиться.

А пока - спасибо тебе, Мария! Спасибо за твой чемпионский характер и могучие подачи. Спасибо за радость и гордость, которую мы испытываем только потому, что ты - россиянка. Спасибо даже за крышку чемпионского трофея, свалившуюся тебе на макушку после того, как ты во время церемонии награждения слишком резко подняла его. Это выглядело так непосредственно, так мило, что никому и в голову не пришло сомневаться в естественности произошедшего. Спасибо, наконец, за то, что ты не довела дело до третьего сета и предоставила нам, живущим в восьми часовых поясах от Нью-Йорка, возможность хоть немного поспать после твоей замечательной победы.

Хотя разве после такого уснешь? Я пробовал. Не вышло.

Евгений ФЕДЯКОВ