Газета Спорт-Экспресс № 209 (4188) от 12 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 сентября 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Как мы уже сообщали, в воскресенье семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер стал первым на "Гран-при Италии" в Монце, а затем, на пресс-конференции, объявил о своем решении завершить карьеру после окончания чемпионата мира-2006.

Михаэль ШУМАХЕР: "МНЕ ПОРА"

Борис ТОСУНЯН

из Вены

Предстоящее прощание великого гонщика с "Формулой-1" и стало главной темой интервью с Михаэлем, которое позже в тот же день - и по нашей просьбе - провел известный австрийский журналист Хайнц Прюллер. Уже по традиции большинство вопросов, заданных Шумахеру, были подготовлены сотрудниками "СЭ".

-Михаэль, позвольте поздравить вас с красивой победой в Монце. Спасибо за все те 16 лет, которые вы провели в "Формуле-1". Нетрудно предположить, что миллионы ваших болельщиков восприняли нынешнее решение с тяжелым сердцем. В то же время очевидно, что все его понимают и уважают.

- Тех чувств, которые я сейчас испытываю, словами не выразишь. Позади длинный путь от картов до "Формулы-1". Позади сотни гонок, захватывающая борьба. Но постепенно накапливалась усталость. И в какой-то момент я осознал: мне пора. Надо уступать дорогу другим.

-Ходят слухи, что ваш уход из "Формулы-1" был предрешен еще в начале июля - в дни проведения "Гран-при США" в Индианаполисе. Это так?

- Да.

-Что же там, в Америке, произошло?

- Именно тогда в "Феррари" пришли к окончательному выводу, что в перспективе необходимо сделать ставку на Филипе Массу. Этот парень, не скрою, мне очень нравится, и я не хотел стоять на его пути. Масса - это мой преемник, в каком-то смысле - мое будущее.

-Но тем не менее до поры до времени ваше решение оставалось для публики тайной. Признайтесь, сделали бы вы свое заявление, если бы в Монце не выиграли?

- Так ведь я выиграл. Все остальное - пустые домыслы. И зачем об этом говорить?

-На финише вы опередили Кими Райкконена на 8 секунд. Какие чувства испытывали в тот момент?

- Восторг и одновременно какую-то внутреннюю пустоту. Преодолев финишную черту, я все еще раз взвесил - и сообщил по радио своим друзьям о своем окончательном решении. О том, что на пресс-конференции выступлю с заявлением. При этом, признаюсь, свои эмоции с трудом мог контролировать.

А потом была церемония награждения, море фанатов "Феррари". Супер! Если бы объявить о своем предстоящем уходе я должен был именно в этот момент, то, боюсь, от избытка чувств не смог бы произнести ни слова.

-Чем, если не секрет, собираетесь заняться в будущем?

- Это будущее наступит очень скоро - через три гонки, и будет безраздельно принадлежать моей семье. Однако не надо спешить. Ведь пока я все еще являюсь членом семьи "Феррари" и, значит, должен концентрироваться не на будущем, а на настоящем, то есть на оставшихся этапах чемпионата мира.

-И все-таки хотелось бы узнать, чем вы собираетесь заняться.

- В последнее время мне часто задают этот вопрос, а ответа у меня до сих пор нет. Вполне возможно, что вообще ничем не буду заниматься. То есть в определенном смысле окажусь безработным.

-Немецкая пресса все последние месяцы отправляла вас на пенсию. О чем вы думали, когда читали все эти статьи?

- Что на эти публикации лучше не реагировать. В каких-то ситуациях прессу лучше держать на расстоянии. А волны слухов в любом случае было не избежать.

-При этом вы сохраняли удивительное спокойствие. Хотя вас бомбардировали вопросами даже в тот момент, когда вы занимали место в кокпите...

- Мне не привыкать. Многие годы участия в гонках научили быть готовым к любому повороту событий.

-Неужели не мешали постоянные разговоры на одну и ту же тему?

- Если и мешали, то скорее не мне, а прежде всего моим соперникам. Их не могло не волновать, уйду я или нет. А у меня таких волнений не было, да к тому же я умею сосредоточиться на главном. В данном случае - на победе в Монце.

-Интересно, какие мысли посещали человека, который готовился вскоре сообщить о завершении своей карьеры, в пятницу, когда шли тренировки, - накануне квалификации и гонки?

- Должен вас разочаровать: во-первых, об уходе я в тот момент старался вообще не думать, а во-вторых, результаты пятничных тренировок я обычно всерьез не воспринимаю. Ведь за оставшееся время многое меняется. В общем, это был обычный день.

-Объясните, пожалуйста, почему скорости на этот раз были не столь высоки, как на прошлой неделе, когда в Монце проводились тесты?

- Думаю, все дело в температуре асфальта.

-В Монце на машине у Фернандо Алонсо стоял новый мотор. Получается, ваш главный оппонент изначально имел преимущество?

- Нет. В "Феррари" изучили этот вопрос со всех сторон и пришли к выводу, что особых проблем этот новый двигатель "Рено" нам создать не должен. С другой стороны, я был уверен, что борьба окажется упорной.

-Основатель вашей команды Энцо Феррари любил повторять, что победа в Монце так же важна, как и чемпионский титул. То же самое, наверное, можно отнести и к поул-позишн...

- Нас несколько подвела погода. Прошедшей ночью дождь сделал покрытие скользким. Тем не менее я был близок к тому, чтобы стать в квалификации первым. И хотя сделать это мне не удалось, повода горевать не было, ведь впереди меня был Райкконен, а вовсе не Алонсо. А вообще-то мне на трассе приятнее находиться подальше от Фернандо.

-От некоторых гонщиков приходилось слышать, что, мол, трасса в Монце не полностью соответствует стандартам безопасности. Ваше мнение?

- Есть одно место, а именно - второй поворот, который мы, гонщики, постоянно просим перестроить. Но, увы, ничего не делается. На днях мы вновь обсуждали с организаторами гонки этот вопрос, но, боюсь, уже по традиции потерпели поражение.

-Что скажете о самой гонке?

- Она оказалась довольно предсказуемой. Например, мы прогнозировали, что Райкконен первым пойдет на дозаправку, и так оно и получилось. Дальше также пошло по тому плану, который был нами заранее разработан.

-Эта победа - одна из самых важных в вашей карьере?

- Да, ведь после нее "Феррари" удалось захватить лидерство в Кубке конструкторов, а мне вплотную приблизиться к Алонсо.

-Однако он говорит, что Монца является худшей трассой для "Рено", чего не скажешь о Китае и Японии. Поэтому он особо не беспокоится за свое будущее...

- Подождем - увидим.

-По словам вашего менеджера Вилли Вебера, вы всегда принимали верные решения. Дескать, нынешнее - не исключение. Но действительно ли оно окончательное? Не захотите ли вы вернуться? Или, скажем, получить какой-то значимый пост в "Феррари"?

- Давайте поговорим об этом после завершения сезона. Пока мне надо сконцентрироваться на чемпионате мира. Так хочется выиграть восьмой титул!