Газета Спорт-Экспресс № 209 (4188) от 12 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 сентября 2006 | Хроника

ХРОНИКА

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" и INTERSPORT ПРЕДСТАВЛЯЮТ

ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН РОССИИ

РОДИВШИЙСЯ В ВОДЕ

Подозреваю, нашлось бы немало иностранных журналистов, готовых на большие жертвы ради того, чтобы своими глазами увидеть такую картину. Лето, мощенный плиткой двор вокруг двух частных домов с одинокой яблоней, возле которой валяется колесо крестьянской телеги. Заворотами с утра и до позднего вечера плотными стайками сидят девчонки-тинейджеры, хрустящие чипсами и спелыми таганрогскими яблоками. Периодически они пытаются за эти самые ворота заглянуть, чтобы хоть одним глазком увидеть того, кто в их понимании стопроцентно тянет на прекрасного принца из сказки, способного любую девичью жизнь в эту самую сказку превратить.

Вот только принц не выходит. Слушает музыку с друзьями, смотрит кино или режется с отцом в бильярд в специально оборудованном домашнем зале, где напротив стола на стенке висит доска с раскладкой мирового рекорда олимпийского чемпиона Афин американца Аарона Пирсола.

Примерно в таком антураже пребывает сейчас лучший российский спортсмен августа Аркадий Вятчанин.

Сказать, что на минувшем чемпионате Европы в Будапеште российский пловец произвел фурор, значит, не сказать ничего. Три золотые медали и рекорд континента (такого результата на европейских первенствах добивался лишь четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов) автоматически сделали Вятчанина фаворитом в плавании на спине как минимум на ближайшие два года. Причем не только на европейском уровне. Прогресс, с которым пловец устанавливал все новые и новые личные рекорды, дал серьезные основания предполагать, что уже на ближайшем чемпионате мира в Мельбурне Вятчанин способен всерьез сцепиться с самим Пирсолом.

- Вы парня-то нам не испортьте, - шутливо сказали мне в национальной федерации плавания в ответ на просьбу помочь связаться с лауреатом августовского конкурса на звание лучшего спортсмена месяца. - Несложно зазнаться от такого внимания, а ему еще плавать и плавать.

Впрочем, в Таганрог, если честно, я собиралась звонить вовсе не Вятчанину-младшему, а его тезке-отцу. Дело в том, что за все время знакомства с пловцом начиная с чемпионата Европы-2002 в Берлине, где Аркадий не попал в финалы на своих дистанциях и запомнился лишь каким-то несуразным телосложением, и кончая его тотальным триумфом на чемпионате Европы-2006 мне так и не удалось понять, что же представляет собой этот замкнутый и малоэмоциональный внешне парень. Вроде от интервью никогда не отказывается, говорит правильные слова, и глубина мысли в этих словах налицо, но видишь при этом, что человек пребывает в каком-то ином, не доступном для окружающих измерении. Эдакая космическая улитка, готовая в любой момент наглухо закрыться от любопытных, чтобы в одиночестве обдумывать космического же масштаба задачи.

А вот Вятчанин-старший, напротив, всегда казался со стороны простым мужиком-работягой, на которых, как известно, вся Россия держится. Правда, когда в Будапеште его сын выиграл второе по счету золото и отец в разговоре со мною вдруг стал рассуждать о генетическом превосходстве воркутинских спортсменов над всеми прочими, оперируя такими выражениями, как "порционное давление кислорода", я тихо икнула: "М-да, семейка... Не дадут журналистам соскучиться".

Когда я позвонила в Таганрог, телефонную трубку, как полагается, снял глава семьи. Ответив на приветствие словами: "Вы бы лучше в гости приехали, приглашал же вас..." - принялся сетовать на нахальных девиц под воротами, которые "ладно бы сидели, а то пиво пьют и мусорят почем зря".

-Сын-то дома?

- Обедает с ребятами. У нас с Ириной в Таганроге сейчас собрались все ученики - из Воркуты, Тюмени, Невинномысска. В этом отношении очень удобно иметь два дома рядом. Получается не то семейное поселение, не то спортивный лагерь. Аркадий в конце августа вернулся из Франции - отдыхал в Каннах с друзьями. На днях начинаем тренировки.

-Как планируете готовиться к чемпионату мира?

- До этого мы еще собираемся выступить на чемпионате Европы в короткой воде. И выступить хорошо. Так что первым стартом будет запланированный на 9 - 14 ноября в Липецке отборочный Кубок России. Я вообще приверженец того, чтобы спортсмен выступал как можно чаще. Подсчитал как-то, что у ведущих пловцов мира набирается за год до 170 стартов. У нас же получается 110 - 120.

-Откуда такое количество?

- На чемпионате Европы Аркадий - с учетом предварительных заплывов и полуфиналов - стартовал 10 раз. В турнире Mare Nostrum - 12 или 15. Длинная серия соревнований у нас с ним была перед чемпионатом мира в Шанхае: этапы Кубка мира, зимний чемпионат страны, Кубок России. Привычка много стартовать выработалась еще в те времена, когда мы жили в Воркуте. Там соревнования проводятся каждые выходные с начала сентября и до следующего лета. Причем плывут все - от детей до заслуженных мастеров спорта. Мы уже семь лет в Таганроге живем, но когда в Воркуту приезжаем, обязательно принимаем участие во всех этих турнирах.

-Ваш сын, насколько помню, родился именно в Воркуте?

- В воде он, можно считать, родился. Мы с Ириной его на вторые сутки после возвращения жены из роддома в ванну засунули. Было это 10 апреля, на улице минус 37 и ветер 15 - 18 метров в секунду. Гулятъ не выйдешь, вот Аркадий и плавал в ванной. Сначала минут по 20, потом дольше, а потом вообще стал отказываться из воды вылезать. Где-то в годовалом возрасте я его в бассейн запускать стал.

-Не боялись, что захлебнется, напугается?

- Если ребенок попадает в воду сразу после рождения, у него в голове масса природных предохранителей работает. Это потом навыки за ненадобностью исчезают, если практики нет. От воды никому хуже стать не может. Весь мир из нее вышел.

Хотя я всегда настаивал на том, чтобы сын получил не столько спортивное, сколько разностороннее образование. Музыкальное в том числе. Сам я любитель старой джазовой музыки. До сих пор в гараже стоит вертушка Pioneer, купленная в 1973-м: я на ней виниловые пластинки слушаю. Когда Аркадию исполнилось шесть лет, отдал его в музыкальную школу. А в семь он оттуда сбежал. Хотя сейчас музыку очень любит. Вкусы, правда, у нас разные - его больше тяжелый рок привлекает.

-Геннадию Турецкому в свое время пришла в голову гениальная мысль переориентировать Александра Попова со спины на вольный стиль. А кому принадлежала идея "перевернуть" Аркадия на спину?

- Как-то само получилось. Когда он был маленьким, плавал баттерфляем, как когда-то мы с Ириной. Параллельно осваивал средние дистанции вольным стилем, выступал в комплексном плавании. А в 1998-м впервые попробовал проплыть на соревнованиях на спине, и ему понравилось. Дело в том, что у него не очень получалось дышать, плавая на груди. Да и сейчас не очень получается. Проплыть 50 метров кролем на задержке дыхания для Аркадия не составляет никакого труда, а вот на более длинных дистанциях начинаются проблемы.

-Он как-то сказал, что всерьез стал относиться к плаванию в начале 2002-го, когда впервые выполнил норматив мастера спорта международного класса. А когда вы впервые осознали, что из сына может получиться выдающийся пловец?

- Пожалуй, на чемпионате мира-2003 в Барселоне, где Аркадий стал серебряным призером на "сотне". Я туда приехал в составе тургруппы и наблюдал за соревнованиями с трибуны. Лучший результат на стометровке на спине у сына тогда был 56,06, и максимум, на что можно было надеяться, это в финал попасть. И то если повезет. Уже тот результат, который сын показал в полуфинале - 54,49, для меня оказался из области фантастики. Сильно удивил. Планировать дальнейший ход событий при таких обстоятельствах было бессмысленно. Кто знает, насколько он выложился? Хватит ли сил хотя бы повторить это время? В общем, я готов был к чему угодно. Боялся. На разминке, правда, заметил, что Аркадий настроен очень жестко. Но чтобы настолько...

Сейчас могу сказать, что в этом были как плюсы, так и минусы. С одной стороны, сын почувствовал свою силу, приобрел некоторую уверенность. С другой - стал слишком безоглядно рваться в работу. А делать это - с учетом возрастных изменений - было нельзя. Вот и получилось, что, когда в результатах начался естественный спад, Аркадий переживал это слишком тяжело.

-Он по-прежнему способен вас удивлять?

- Случается. Меня, например, сильно встревожило, когда сын накануне чемпионата России сломал палец на ноге. В гипсе он пробыл от силы часов 15. Потом снял, начал тренироваться. И все молча. Я-то вижу, что ему очень больно и старт брать, и при поворотах от стенки отталкиваться, но работает, терпит. Всегда таким был: раз надо, значит, надо. Не важно, какими усилиями дается результат.

-Популярность вашего сына в Таганроге сейчас сильно выросла?

- Не то слово. Подскочила до небес! Мэр города Николай Федянин в гости приехал. Мне потом сказали, что ничего подобного прежде не случалось. А тут - собственной персоной, с цветами. Квартиру Аркадию пообещал выделить. Губернатор Владимир Чуб телеграмму прислал. Девицы опять же из дома выйти не дают. Аркадий не очень-то и рвется, правда. У меня такое чувство, что он только сейчас начинает потихоньку осознавать, что натворил. Но внешне не изменился. Полночи по интернету ползает, полдня отсыпается, благо ситуация пока это позволяет.

-А график Пирсола в бильярдной зачем?

- Так мы с сыном там больше всего времени проводим. Пусть привыкает...

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ