Газета Спорт-Экспресс № 219 (4198) от 23 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 сентября 2006 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Александр ВИНОКУРОВ: "ВСЕ, ЧТО НЕ ЗОЛОТО, - ПОРАЖЕНИЕ"

Ровшан АСКЕРОВ

из Зальцбурга

Когда в прошлое воскресенье вечером корреспондент "СЭ" набрал номер мобильного телефона только что коронованного лауреата "Вуэльты", казахстанца Александра Винокурова, капитан "Астаны" вежливо, но тоном, не терпящим возражений, попросил перенести обстоятельный разговор на четверг - сразу после первой гонки чемпионата мира. Благодаря помощи тренера сборной Казахстана Александра Шефера такое интервью по окончании разделки действительно состоялось. Да и повод для беседы казался мне удачным - завоевав бронзу мирового первенства, Винокуров повторил свое же достижение двухлетней давности.

Только вот на встречу в ресторане отеля "Кайзерхоф", где остановилась казахстанская сборная, Александр пришел не в лучшем расположении духа.

- Не скрою, рассчитывал на лучший исход в разделке, - признался он. - И дело даже не в том, что на трассе у меня возникли проблемы с цепью. Все-таки швейцарец Фабиан Канчеллара "привез" мне почти две минуты. Не было бы заминки с цепью, я разменял бы свою бронзу на серебро. Если честно, особой разницы не вижу. Любое место, кроме первого, - поражение.

-Но, наверное, этому есть объяснение - все-таки в Зальцбург вы приехали после изнуряющей "Вуэльты", где к тому же выиграли трудную разделку на предпоследнем этапе.

- Не думаю, что это оправдание. Более того, я не чувствовал себя измотанным испанскими трассами. Наоборот - набрал форму, да и эмоциональный фон после церемонии награждения в Мадриде был оптимальным. Да и с чего мне быть уставшим? Сезон получился не слишком тяжелым. Все лето я практически отдыхал: тренироваться по-настоящему начал лишь в августе и "Вуэльту" проехал на едином дыхании. В общем, теперь большие надежды возлагаю на воскресную групповую гонку.

РЕВАНШ У СУДЬБЫ

-Вот вы говорите, что "Вуэльта" далась вам легко. Неужели не давил психологический пресс и не было желания во что бы то ни стало взять реванш у судьбы, лишившей вас возможности стартовать на "Тур де Франс", под которую вы выстроили всю подготовку в сезоне? (Напомню, что в результате антидопинговых расследований команда Винокурова лишилась большого количества гонщиков и была снята с соревнований организаторами "Тура". - Прим. Р.А.)

- Конечно, обида на обстоятельства была. Но что уж тут поделаешь? Страница перевернута, как говорится. Я погоревал, а потом решил: слезами горю не поможешь - и воспользовался неожиданно образовавшимся отпуском. Провел его с детьми, женой и родителями.

-Но "Тур де Франс" хоть по телевизору-то смотрели?

- А как же! И должен сказать, что это было довольно забавное зрелище. Такого дезориентированного пелотона я еще не видел.

-Не охватывала ярость из-за того, что вы вынуждены наблюдать за гонкой по телевизору, тогда как могли бы везти на плечах желтую майку?

- Нет, ярости не было. Говорю же, я просто отдыхал. Зато к "Вуэльте" был настолько мотивирован, что только держись! Очень хотелось доказать всем - спонсорам, всему Казахстану, который поверил в нашу команду, себе самому, наконец, что неприятность с "Тур де Франс" - это всего лишь досадный эпизод, а настоящий Винокуров способен на большие свершения. И здорово, что на "Вуэльте" у меня все сложилось удачно.

-Чувствовали ли поддержку руководителей страны?

- Еще бы! Премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов - президент нашей национальной велофедерации. Он нам помогал во всем - в том числе и в тот тяжелый момент, когда мы остались без "Тура". Команда просто не могла не ответить ему победами.

-Следующий вопрос - в продолжение темы: кому принадлежала идея создать команду "Астана" после того, как компания "Либерти Сегурос" отказалась финансировать одноименную велогруппу?

- Когда стало ясно, что "Либерти Сегурос" уходит, я связался с Ахметовым, и тот попросил три дня на то, чтобы придумать, как спасти ситуацию. Через три дня премьер-министр позвонил и сообщил, что спонсоры найдены и команда будет жить. Правда, нам пришлось пережить очень неприятный момент, когда из-за "операции Пуэрто" и "дела Фуэнтеса" мы остались без "Тур де Франс". Сразу же стали раздаваться голоса недовольных: мол, стоит ли поддерживать велогруппу, которая не едет "Большую петлю".

Я по-настоящему счастлив, что на "Вуэльте" наша "Астана" доказала всем недоброжелателям: ставка была абсолютно верной.

УЛЬРИХ И БАССО МОГУТ ВЕРНУТЬСЯ

-Очевидно, что у "казахстанского проекта" кроме спортивной стороны есть и политический аспект.

- Действительно, трудно представить более действенную и яркую рекламу Казахстана, чем команда "Астана", гонщики которой выигрывают престижные соревнования. Уверяю вас, многие в Европе только благодаря велоспорту и узнали теперь, что Астана - столица Казахстана. Более того, нас уже стали называть культурными послами страны. Но на самом деле допинговый кризис в мировом пелотоне стал лишь катализатором в вопросе создания национальной профессиональной команды Казахстана. Не будь случая с "Либерти Сегурос", премьер-министр все равно раньше или позже этим занялся бы. Это ведь его давняя мечта.

-Понятно, что финансы в "Астане" выделяются под звезду, под лидера, иными словами - под вас, Александр. Верно ли, что вы играете в велогруппе роль не просто гонщика, но и эдакого "серого кардинала"?

- Что вы! (Улыбается.) Куда мне! Я обычный гонщик, у меня есть контракт на три года, и я его отрабатываю. И я бы не стал говорить, что деньги выделяются только под мое имя. У нас есть замечательный Андрей Кашечкин, который на "Вуэльте" стал третьим, доказав, что в состоянии на равных бороться с Вальверде. А ведь через год-другой он еще прибавит. Смена есть.

-Теперь для вас задача номер один - выиграть "Тур де Франс"...

- Нет, задача номер один - выиграть чемпионскую гонку в это воскресенье. А "Большая петля" - моя хрустальная мечта. Увы, ее реализацию пришлось отложить на год, но я верю, что в итоге "Тур" выиграю. Надеюсь, в будущем году у меня шансов будет не меньше.

-"Дело Фуэнтеса" выкосило из пелотона добрую половину сильных гонщиков, настоящих лидеров. Кто в отсутствие Ивана Бассо и Яна Ульриха сможет взять на себя роль лидеров велоспорта?

- Вы слишком торопитесь. Еще не все ясно в профессиональной судьбе Яна и Ивана. Возможно, они вернутся...

-Вы искренне в это верите?

- Я хочу этого, чтобы иметь возможность сразиться с ними и чтобы никто не смог сказать, что моя победа легковесна, потому что одержана в эпоху безвременья.

-А что бы делали вы, если бы Казахстан не изыскал возможности поддержать команду? Куда ушли бы?

- На самом деле "Либерти Сегурос" была готова финансировать команду до конца нынешнего года. Просто руководство этой страховой компании потребовало, чтобы ее реклама была снята с маек гонщиков и со всех техничек и автобусов велогруппы. Ну а если бы не поддержал Казахстан, то, может, я вернулся бы обратно в "Т-Мобиле"...

Вообще вся эта история оказалась крайне глупой и неприятной. Наш менеджер Маноло Сайнс сумел, как вы, наверное, знаете, доказать в суде, что не замешан в допинговых скандалах Фуэнтеса. Однако руководство "Тур де Франс", давно имевшее на Маноло зуб, воспользовалось первым же представившимся шансом, чтобы от него избавиться. А заодно и от нас.

В ПАРИЖЕ ДОЛЖЕН ВЫИГРАТЬ КАЗАХСТАНЕЦ

-Насколько соответствуют действительности слухи о том, что победитель "Джиро"-2005 Паоло Савольделли переходит из "Дискавери Чэннел" в "Астану"?

- На все сто процентов. Контракт уже практически подписан. Кроме него к нам переходит и призер "Тура" немец Андреас Клоден.

-Планируете "выкатывать" Савольделли на "Джиро"?

- Возможно, но главной задачей для него будет раскатывать меня во Франции. А на "Джиро" свои силы может попробовать и Кашечкин.

-"Астана" - команда казахстанская. Значит ли это, что в вашей велогруппе будут "выкатывать" на победу в главных гонках сезона исключительно своих гонщиков - или иностранцам тоже позволено претендовать на первые роли?

- Политика у команды "Астана" одна - выиграть "Тур де Франс". А иностранцы нашей велогруппе нужны для того, чтобы усилить ее и помочь достичь главной цели. Совершенно не важно, кто будет выигрывать гонки - казахстанец Иглинский или итальянец Нарделло. Но главное, чтобы желтую майку из Парижа привез в Астану гонщик-казахстанец.

-Кого из россиян вы пригласили в команду на будущий сезон?

- Сергея Иванова из "Т-Мобиле" и Геннадия Михайлова из "Дискавери Чэннел".

-А Дениса Меньшова не звали?

- Ему делалось, скажем так, полуофициальное предложение. Но дальше разговоров дело не пошло.

-Реален ли, по-вашему, для России такой же сценарий создания национальной профессиональной велогруппы, как это произошло в Казахстане? Иными словами, возможно ли появление команды "Москва"?

- Возможно все. Деньги в России есть, дело за малым - найти такого же увлеченного и болеющего за национальный велоспорт человека с большими возможностями.

-Вы популярный человек в Казахстане?

- Наверное, да, если по итогам 2005 года был назван лучшим спортсменом страны.

-Я заметил, что в числе приглашенных в "Астану" гонщиков и специалистов большинство тех, кто прошел школу "Т-Мобиле". С чем это связано?

- С тем, что за годы выступлений за эту немецкую команду я успел хорошо узнать этих людей и могу им доверять. Например, бывший менеджер "телефонистов" Вальтер Годефрут сегодня исполняет обязанности консультанта и директора "Астаны". Контракт с ним подписан на два года. Опыт Вальтера нам очень пригодится.

-Однако известно, что в "Т-Мобиле" вы не всегда чувствовали себя комфортно. Так ли это?

- Дело в том, что в отличие от немецкой команды "Астана" - единый коллектив. Отношения здесь между спортсменами почти семейные. А в "Т-Мобиле" постоянно была некая напряженность в отношениях, поскольку в этой конюшне всегда существовали клан Цабеля и клан Ульриха.

-Какую команду из нынешнего каравана вы могли бы назвать идеалом в плане организации, дисциплины и результатов? На кого стоит равняться "Астане"?

- Говорят, "Дискавери Чэннел" времен Армстронга являла собой образец для подражания. Не знаю, я за них не гонялся. Но в любом случае уверен, что Лэнс потратил не один год, чтобы вышколить своих грегари и помощников. "Астана" - команда молодая, и нашим новичкам еще предстоит постигать премудрости отношений на трассе.

ПАХАТЬ С УТРА ДО ВЕЧЕРА

-Армстронга теперь нет. Готовы ли вы стать его наследником?

- То есть показать всем, кто в доме хозяин? Наверное, нет. Сначала нужно стать хозяином в своей комнате - то есть в команде "Астана".

-В воскресенье вы выйдете на старт в групповой гонке чемпионата мира одним из фаворитов. Но команда у вас не столь многочисленна, как у итальянцев, бельгийцев и испанцев. Есть ли шансы выиграть титул в том стиле, какой вы нередко демонстрировали на "Туре", - убежать от пелотона и солировать на финише?

- Только так я и смогу выиграть эту гонку. Если дело дойдет до группового спринта, шансов у меня не будет - все-таки я не финишер. Но бороться все равно будем, попытаемся внимательно сторожить опасных конкурентов из Италии и Испании.

-Тактику с командой уже выстроили?

- Пока над этим не работали. Ко всему прочему по такой тяжелой трассе не многие сумеют доехать до финиша. Так что прежде всего нужно грамотно разложить силы на всей 265-километровой дистанции.

-У вас за плечами победа на "Вуэльте", надеетесь покорить "Тур". А нет желания войти в историю велоспорта, выиграв все три майки - розовую, желтую и золотую?

- Это слишком высокая цель. Поймите, я очень хочу выиграть "Тур де Франс". И не как Лэнс Армстронг - семь раз, а хотя бы один-единственный разок. И ради этого готов пахать и тренироваться с утра до вечера.