Газета Спорт-Экспресс № 230 (4209) от 6 октября 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 13

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 октября 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Роберт КУБИЦА: "ЕСЛИ БЫ НЕ СТАЛ ГОНЩИКОМ, РАБОТАЛ БЫ МЕХАНИКОМ В ГАРАЖЕ"

Когда Фернандо Алонсо спросили, кто, на его взгляд, может стать звездой "Формулы-1" в ближайшем будущем, чемпион мира-2005 назвал Роберта Кубицу. По нашей просьбе с польским пилотом встретился известный австрийский журналист Хайнц Прюллер.

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-Роберт, Польша не может похвастаться богатыми традициями в "Формуле-1". Как вышло, что вы "заболели" этим видом автоспорта?

- Это произошло 1996 году, когда мне было 12 лет. Мы с родителями поехали на автобусе из родного Кракова в Будапешт, где проходил "Гран-при Венгрии", и я впервые увидел эти гонки. Впечатление, которое они на меня произвели, словами не передать!

-А кто ваши родители?

- У отца собственная типография, а еще он торгует полиграфическим оборудованием. Мать помогает ему вести бухгалтерию и руководит своей фирмой компьютерной графики.

-А с автогонками они как-то связаны?

- Нет, просто любят их. И постоянно дарили мне машины. В четыре года у меня появился детский автомобиль, развивавший скорость до 40 км в час, в шесть - карт, на котором я гонял по двору

-А потом стали принимать участие в настоящих гонках...

- Да. Ближайшая трасса была в 120 км от нашего дома, и меня туда возил отец.

-А кто оказывал вам материальную поддержку, когда вы всерьез занялись автоспортом?

- Богатых спонсоров у меня как не было, так и нет. Только несколько мелких предпринимателей протянули руку помощи. Главным образом из Италии, где я помогал им тестировать покрышки и заодно выучил итальянский язык. Думаю, если бы я не стал гонщиком, то так бы и работал сейчас механиком в каком-нибудь гараже. Словом, мне пришлось побороться за место под солнцем.

-А как вы оказались в "формуле-1"?

- Честно говоря, я даже не мечтал туда попасть. Ездил за "Рено" в евросерии "Формулы-3", и меня заметили на престижном "Гран-при" в Макао, где я дважды занял второе место. Говорят, в судьбе Михаэля Шумахера эта гонка тоже сыграла большую роль.

-Значит, это там на вас обратил внимание один из боссов БМВ Марио Тайссен?

- Нет, с ним мы познакомились позже в его резиденции в Хинвилле. А в призовые пилоты этой команды мне помог попасть случай. Как-то я, впервые сев в болид "Формулы-1", проехал круг с тем же результатом, что и многоопытный хозяин машины. Все это, как выяснилось, происходило на глазах руководства БМВ...

-Сколько километров вы наездили во время тестов, прежде чем вас допустили к гонкам?

- 15 тысяч.

-Известный в прошлом австрийский гонщик Герхард Бергер называет вас киллером. Как думаете почему?

- Может, из-за моего стиля пилотирования.

-А как бы вы его охарактеризовали?

- Он агрессивный, чем-то похож на стиль Алонсо. Я обожаю всякие острые ситуации, меня хлебом не корми, дай совершить маневр, от которого у некоторых кровь стынет в жилах.

-Ваш контракт с БМВ довольно долгосрочный...

- Я ведь человек "Рено", поэтому был весьма удивлен, когда узнал, что мной интересуется БМВ. А после 30 тестовых кругов в Барселоне мне было предложено подписать договор.

-Значит, вы не ведете переговоров с другими командами?

- Спросите об этом моего менеджера.

-Еще не так давно у вас шла постоянная борьба с тест-пилотом "Уильямса" Александром Вюрцем за титул чемпиона пятницы. И когда призовой гонщик БМВ Жак Вильнев потерпел аварию в Хоккенхайме, руководство вашей команды сочло, что вы готовы занять его место. В Будапеште вам удалось финишировать седьмым, однако вас дисквалифицировали за то, что при взвешивании ваш болид оказался на 2 кг легче нормы...

- Та гонка проходила при постоянно меняющихся погодных условиях, из-за чего мне пришлось проехать 51 круг на одном комплекте покрышек, и они здорово износились.

-В Стамбуле вы, стартовав восьмым, показали 12-й результат, а в Монце вам, 21-летнему, удалось подняться на подиум!

- Перед итальянской гонкой ко мне в боксы заявилась целая толпа приятелей и знакомых, которые сказали, что хотят видеть меня среди призеров. Я воспринял это как шутку но в итоге все так и вышло.

-Трудно было добиться такого успеха?

- Да уж... Я хорошо стартовал, но на первом же вираже случайно заблокировал передние колеса, от них отлетело немного резиновой крошки, в результате чего появилась вибрация, и мой первый круг получился крайне тяжелым. Да и всю гонку легкой не назовешь, потому что мне пришлось бороться с лучшими в мире пилотами.

-А что вы испытали, когда в кутерьме пит-стопов целых пять кругов проехали лидером?

- Я так растерялся, что при обгоне круговых проигрывал по секунде. Напряг меня и эпизод, когда из мотора болида Алонсо на асфальт вылилось много масла.

-Не боялись, что потеряете свое третье место?

- Нет, финиш был для меня достаточно простым. Мне надо было просто доехать до конца дистанции.

-После Монцы вы отправились в Польшу и провели там показательные выступления. Соотечественники, наверное, были в восторге?

- Конечно. Надеюсь, мой успех подогреет у меня на родине интерес к "Формуле-1".

-Как вам понравился китайский этап?

- Я был очень рад принять в нем участие, потому что это был мой первый старт в БМВ за пределами Европы. До этого мне однажды уже доводилось побывать в Китае, когда я выступал за "Рено" в "Формуле-3".

-Как вы готовились к гонке в Шанхае?

- Я отправился туда на неделю раньше, чтобы акклиматизироваться и получше изучить трассу, которая показалась мне весьма оригинальной. Хотя в общем-то я умею быстро осваиваться на новом месте.

-В Шанхае вы заняли 13-е место, хотя по ходу гонки были пятым. Что произошло?

- Мне не повезло с самого начала: уже на первом вираже я слегка столкнулся с кем-то из соперников. Потом дела вроде бы наладились, но в какой-то момент я пошел на неоправданный риск и сменил дождевую резину, на которой стартовал, на обычную, хотя трасса после утреннего дождя еще как следует не просохла. Меня дважды заносило, я потерял много времени и был вынужден вернуться к прежним покрышкам. Эта оплошность привела к тому, что меня обогнали на целый круг Физикелла, Шумахер и Алонсо, но было видно, что я спокойно могу держать их темп.