Газета Спорт-Экспресс № 245 (4224) от 24 октября 2006 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 октября 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Восемнадцатый этап. ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ

Михаэль ШУМАХЕР: "Ф-1" ПРОЖИВЕТ И БЕЗ МЕНЯ"

Окончание. Начало - стр. 1

ДО ГОНКИ

-Давайте вернемся к японскому этапу. К тому моменту, когда у вас вышел из строя мотор и стало ясно, что чемпионский титул вам уже не светит. Что ощущали в эти минуты?

- Двигатель на глазах сдавал, появился дым, потом машина просто остановилась. Я еще подумал: обидно, ведь никаких предпосылок для поломки не было.

-Что еще у вас пронеслось в голове?

- В такие минуты в голове один голый расчет. Сразу прикинул, что лишился 10 очков и эта потеря, скорее всего, будет невосполнимой.

-Как долго длилось разочарование?

- Рана, как ни странно, зажила быстро. Ведь я сделал все возможное для победы. Не моя вина, что не выдержал мотор. В то же время за этот год команда столько сделала для меня, что просто язык не поворачивается обвинить в чем-либо кого-то. Я очень горд своими достижениями, и не столько предыдущими, сколько в этом сезоне. Ведь именно в нем нам удалось все повернуть вспять, когда "Феррари" уже начали было сбрасывать со счетов. Знаете, мир не перевернется, если я не стану на сей раз чемпионом мира.

-Наверное, самый горький момент в вашей жизни - этап на Сузуке?

- Я бы так не сказал. Жизнь состоит из взлетов и падений, и было бы скучно без негативных эмоций.

-Тем не менее в столь критические моменты у вас не возникает ненависти к "Формуле-1"?

- Нет. Свой вид спорта я никогда не проклинал, и "Гран-при Японии" не был исключением. Это просто соревнования последних достижений в технике, и ты должен показать все, чем обладаешь.

-Не было ли у вас суеверного чувства в этом сезоне?

- Может быть. Во время китайской гонки я относился к своему мотору с повышенной заботой, так как ему надо было продержаться и в Японии.

-А какой талисман вы берете с собой в последнюю гонку?

- Цепочку с крестом. Это подарок сына.

-Что вам особенно запомнилось в этом году?

- Таких ситуаций было много. Например, машина, особенно в начале чемпионата на этапе в Австралии, вела себя далеко не так, как я ожидал.

-Волнуетесь перед последней своей гонкой?

- Странно, но я абсолютно спокоен. Не замечаю особой разницы между собой прошлым и нынешним.

-Во многом, видимо, благодаря своим партнерам?

- Без их серьезной поддержки я бы, понятно, не смог достичь столь многого. Спасибо "Бриджстоуну" за быструю резину, спасибо "Шеллу" за специальный бензин, который прибавил нам в Имоле изрядное количество лошадиных сил, благодаря чему мы смогли победить. Такое не забывается.

-Что прежде всего приходит вам на память, когда вспоминаете свои визиты в Бразилию?

- У меня к Интерлагосу любовь с первого взгляда, хотя покрытие этой трассы идеальным не назовешь. Но здесь можно обгонять. А что еще нужно нашему брату?

-Рядом с вами почти всегда были бразильцы Рубенс Баррикелло и Фелипе Масса. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга?

- Оба быстрые, эмоциональные. Но Масса мне несколько более симпатичен, и хорошо, что именно он проводит меня на "пенсию".

-Оглядываясь назад, хотели бы что-то изменить?

- Да, и очень многое. Например, еще бы раз проехать гонку 1997 года, когда я столкнулся с Жаком Вильневом.

-На свой последний "Гран-при" вы пригласили много друзей. Не вызовет ли их присутствие потерю концентрации?

- Рядом с ними прощание с "Ф-1" будет не столь болезненным. Я привез их на своем персональном самолете, в числе пассажиров были также мои жена и отец. Мой папа не очень хорошо переносит полеты, однако мой лайнер пришелся ему по душе.

-Неудача в Японии усложнила вам задачу?

- Да, но, с другой стороны, я чувствую себя спокойнее, ведь мне нечего терять. Я раскрепощен, так как хуже уже быть не может, однако допускаю чудо, в которое хочется верить.

-Разве вам неизвестно, что еще никто не выигрывал свою последнюю гонку?

- Известно, но тем не менее достаточно высоко оцениваю свои шансы. Они бы еще повысились, если, скажем, пошел бы дождь. Впрочем, Алонсо надо только добраться до финиша, что особого труда ему не составит.

-Скажите, почему после провала в Японии вы отправились в Валенсию на тесты?

- Я хотел сделать все возможное, чтобы "Феррари" все-таки завоевал очередной титул. Речь не о личном зачете - восьмого чемпионства мне, похоже, не видать, а о Кубке конструкторов, в котором для нас еще не все потеряно.

-Чем занимались перед заключительным стартом?

- Меня пригласили на шоу в один местный театр. Жаль, вопросы были однообразными и сводились к тому, почему я ухожу.

-С какими чувствами вы вышли на старт в пятницу?

- Я понимал, что все для меня теперь в последний раз. К счастью, машина вела себя безукоризненно, поэтому волнения не ощущал.

-Но почему вас тогда развернуло?

- Все дело в настройках. На первых порах с ними была проблема.

-Что вам подняло настроение?

- Милый жест пилотов БМВ. Они в честь меня нарисовали что-то на своих болидах. Мне их творчество очень понравилось, за что я им благодарен.

-Что предприняли, когда у вас возникли проблемы с бензонасосом?

- Сообщил об этом своему инженеру. Он дал мне несколько советов, но они не сработали. Хорошо еще, что не пришлось менять мотор.

-С 10-го места вы способны добраться до первого?

- Бывало, я это делал и с 16-го. Однако ничего не могу гарантировать.

ПОСЛЕ ГОНКИ

-Что за напасть такая? В Японии вас мотор подвел, а в Бразилии сначала бензонасос вышел из строя, затем прокол. Может, из-за столкновения с Физикеллой?

- Не знаю. Я ничего не ощутил. О поврежденном колесе мне сообщили из нашего центра управления.

-Поменяв всю резину и полностью заправив бак, вы предприняли такую погоню за лидерами, которую можно сравнить с погоней Фанхио в 1957 году на Нюрбургринге или Кларка в 1967 году в Монце...

- Подобные сравнения, конечно, впечатляют, но было бы гораздо лучше, если бы я оказался на подиуме рядом с Массой. Он, кстати, молодец: ему удалось продолжить дело Сенны и выиграть на своей родине "Большой приз". От всего сердца его поздравляю.

-А Алонсо?

- Естественно, его я тоже поздравляю.

Борис ТОСУНЯН

Вена