ФОРМУЛА-1 |
ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ |
МАССА НАЧИНАЕТ КАРЬЕРУ, КАК ШУМАХЕР
"Гран-при Бразилии" завершился победой Фелипе Массы из "Феррари". Занявший второе место Фернандо Алонсо из "Рено" вновь завоевал титул чемпиона мира, не позволив Михаэлю Шумахеру, финишировавшему четвертым, уйти из "Формулы-1" восьмикратным обладателем высшего титула. Разобраться в нюансах минувшего гоночного уик-энда читателям "СЭ" по традиции помогает тест-пилот команды MF1 Racing Роман Русинов.
-Немецкое телевидение в лице ведущего трансляции с этапов чемпионата мира канала RTL подогревало интерес аудитории к финальному "Гран-при" сезона на протяжении всей недели. Был даже сделан фильм в виде коротких обзоров каждой гонки этого года с комментариями Шумахера и Алонсо, показом ключевых моментов всех заездов, с построением графика преследования немцем испанца. Я, увидев эту ленту, поняла, что ни за что не отважусь сделать прогноз на исход последнего этапа ЧМ-2006 - "Гран-при Бразилии", уж слишком капризно вела себя фортуна в нынешнем сезоне.
- У меня было предчувствие, что Михаэлю Шумахеру будет на "Интерлагосе" очень сложно, но я все равно не мог себе представить, что этот уик-энд окажется настолько витиеватым и непредсказуемым. Сначала - неудача Шумахера в квалификации, затем - прокол колеса на его "Феррари" в гонке. Думаю, этот прокол не был случаен, скорее всего, он был спровоцирован дуэлью с Джанкарло Физикеллой, когда после выезда на трассу автомобиля безопасности немец оказался позади итальянца и несколько кругов боролся с ним. На такой скорости проколоть покрышку очень просто, надо всего лишь прижать колесо к переднему, очень прочному, с острыми карбоновыми выступами крылу. Резина при таком контакте рвется моментально.
-Как вы считаете, две недели, отделившие "Гран-при Японии", на котором немец не заработал ни одного очка и уступил лидерство в чемпионате, от "Гран-при Бразилии", как-то сказались на настроении Шумахера и Алонсо? Не могло случиться так, что один смирился с общим поражением, а другой уже успел отпраздновать победу?
- Ни в коем случае. Шумахер не сдается никогда, даже если обстоятельства складываются не в его пользу. Да и Алонсо заранее праздновать не стал бы. Скажу больше: именно Алонсо был в максимально стрессовой ситуации. Одно из доказательств того - его поведение на старте. Видели, как он аккуратненько ехал? Шумахер же рвался вперед с огромным желанием победить. "Да, это моя последняя гонка, и в ней я должен показать все, на что способен", - возможно, таковы были мысли Михаэля. И, думаю, свой огромный потенциал он продемонстрировал. Шумахер ведь отстал от лидеров на целый круг, но в концовке "Гран-при" приблизился к ним вплотную.
-Не следует забывать и то, что "Рено" и "Феррари" прибыли в Бразилию с совершено разными задачами. "Феррари", чтобы добиться успеха в сезоне-2006, нужно было идти ва-банк, для "Рено" главной идеей было сохранение достигнутого.
- Конечно, и это отразилось на рисунке гонки. Ясно было, что новый двигатель "Феррари" позволит ее пилотам ехать очень быстро: Шумахер на каждом круге чуть ли не на секунду опережал соперников, и то, что он не выиграл в Бразилии, - просто неудачное для него стечение обстоятельств. Кто, скажите, мог предположить этот злосчастный прокол?
-Шумахер был лучшим в первой и второй частях квалификации, причем его преимущество было настолько велико, что отпали всяческие сомнения в том, что свой последний в карьере "Гран-при" немец начнет с поул-позишн.
- Уж не знаю, что там произошло. Возможно, какая-то лампочка замигала на компьютере, и Скудерия решила перестраховаться. Все ведь понимали, что даже если Михаэль стартует с 10-й позиции, выиграть гонку на столь скоростной машине для него не составит труда. Таким образом, его задача оставалась прежней: финишировать первым при условии схода или неудачного выступления Алонсо. И если бы не прокол, Михаэль в Бразилии выиграл бы. Ну а на результат Алонсо "Феррари" и Шумахер никак не могли повлиять: ни при старте немца с поула, ни при старте с 10-го места.
Честно говоря, этот "Гран-при" очень сложен для анализа - слишком велик оказался элемент неожиданности.
-Получается, что в Японии Шумахера подвел мотор "Феррари", служивший ему верой и правдой столько лет и позволивший выиграть несколько чемпионских титулов, а в Бразилии подкачала резина "Бриджстоун"?
- Такое может произойти с любой резиной. Когда я увидел этот прокол, сразу почувствовал, что чемпионат немцу не выиграть. Хотя теперь, после финиша, мне кажется, что в этой гонке от Шумахера можно было ждать всего. Ведь до победы ему фактически не хватило каких-то десяти кругов!
-Когда после прокола Шумахер заехал в боксы для замены резины, я еще подумала: неужели столь велико его желание завершить финишем последнюю гонку в карьере?
- Желание стало еще сильнее! Это же был настоящий вызов - доказать всем, насколько ты силен. В своем роде это была самая красивая гонка за последние лет десять.
-А Алонсо?
- Хотите сказать, что в этот момент он фактически мог расслабиться и доезжать до финиша? Как раз расслабиться-то Фернандо и не мог. Да, возможно, в борьбе за титул чемпиона мира наступила передышка, но шла ведь еще схватка за Кубок конструкторов. Испанец контролировал ситуацию и знал, что Шумахер продолжает гонку, что он идет на обгоны, приближается. Какой-то напряженной борьбы у Алонсо в Бразилии действительно не было, но следить за тем, чтобы аккуратненько проходить круговых, все-таки было необходимо. Основную схватку с Шумахером вел Физикелла. Дважды итальянец и немец оказывались рядом - и дважды, пусть и не без сопротивления, итальянец уступал.
-И все-таки каков мог быть план "Феррари" при старте Шумахера с 10-й позиции?
- Приложить максимум усилий, чтобы сразу вырваться вперед. Нельзя было только переходить черту разумного. И Шумахер действовал рационально, зная, что в его распоряжении очень быстрая машина и что с некоторыми обгонами можно немного подождать. А как он обгонял! Обходил везде, в любом месте трассы. Лучше Михаэля это, пожалуй, не делает никто. Вообще, бразильскую гонку можно назвать гонкой Шумахера.
-Согласна. И это парадокс: казалось бы, его преследовали сплошные неприятности, которые должны были смазать эффект от выступления немца, а вышло как раз наоборот. И все-таки проигрыш Шумахера в чемпионате - закономерность или случайность?
- Чемпионат проигрывается, как и выигрывается, на первых пяти "Гран-при". Самое важное - очень хорошо проехать именно первые гонки и сделать очковый задел. Наверстывать в технических видах спорта гораздо сложнее. В этом году наверстывать пришлось "Феррари", а "Рено" сохраняла свое преимущество.
-Хорошо, в таком случае итоговая победа Алонсо заслуженна или в некотором роде упала с неба?
- Вообще-то в "Формуле-1" ничего с неба не падает, но в данном случае это именно так. Причем испанцу очень повезло уже не в первый, а во второй раз. Вспомните прошлый год, в какой тогда непростой ситуации была "Феррари". Думаю, в 2007-м Алонсо будет гораздо труднее. Но самая сложная задача все равно будет у Кими Райкконена. Финн переходит в команду, в которой он, скорее всего, не станет автоматически первым пилотом. Мне кажется, первую скрипку в "Феррари" будет играть Фелипе Масса. Он и до этого "Гран-при Бразилии" был героем в своей стране, а что уж говорить теперь, когда в его активе - поул-позишн и первая со времен Айртона Сенны победа бразильца в домашней гонке! Вы видели, что творилось на автодроме после его финиша? Масса начинает свою карьеру так, как в свое время Шумахер. И если Фелипе продолжит в том же духе, то вполне сможет приблизиться к рекордам Михаэля.
-"Рено" и "Феррари"... Каковы главные ошибки сезона и что обеспечило успех?
- Я не хотел бы говорить о каких-то ошибках. Обе команды работали прекрасно. Да, и у тех, и у других были недоработки, но они устранялись к следующей же гонке.
-Как вы считаете, мы можем проститься с Шумахером с легким сердцем? Ведь многие наверняка разочарованы тем, что он не стал победителем.
- Шумахера точно не будет хватать "Формуле-1". А все, что можно было выиграть, он уже выиграл.
-Все это так, но, на мой взгляд, Михаэль сильно разочарован тем, что не стал 8-кратным чемпионом мира.
- Раз он решил уйти, то ему, скорее всего, уже все равно, 8-кратный он чемпион или 7-кратный. Шумахер всем все доказал, хотя мог бы и дальше выигрывать без каких-либо проблем. Я хорошо помню сражение Михаэля с "Уильямсом", особенно тот год, когда он бился с Вильневом. Тогда обе машины было великолепны и борьба продолжалась до последнего этапа. Кстати, для Шумахера это вообще характерно. Если покопаться в справочниках, то выяснится, что он упустил три чемпионских титула именно в заключительной гонке чемпионата.
-Да вообще странно, что за последние 13 лет кто-то умудрился что-то еще выиграть!
- С точки зрения спортивных достижений вклад Шумахера в "Формулу-1" просто уникален! А в эмоциональном плане единственный, с кем Михаэль может сравниться, - это Сенна. Шумахер на протяжении всей своей карьеры сражался с Дэмоном Хиллом, Жаком Вильневом, Микой Хаккиненом, Фернандо Алонсо. Какое долголетие! Он всегда работал правильно, стабильно, верил в команду, а команда верила в него. Плюс у Шумахера всегда была хорошая спонсорская поддержка.
-Развитие событий в 2006-м можно назвать эталоном? Ведь расклад сил постоянно менялся, удача переходила от одного к другому.
- Сезон был бы эталоном, если бы выиграл Михаэль. Но в любом случае Шумахер ушел из "Формулы-1" красиво. Кстати, почему бы ему теперь не сказать: "А я лучше останусь. Мне так понравилось всех обгонять в Бразилии!" В своем интервью перед уходом Михаэль сказал, что устал, что больше не находит в себе сил гоняться. Но то, что он показал в своей последней гонке, доказывает: чемпион просто захотел наконец-то посвящать все свое время семье. Он провел в "Формуле-1" 15 прекрасных сезонов, заработал кучу денег, выиграл все, что можно, побил все рекорды и теперь решил уйти на покой. Вот в чем дело, а вовсе не в том, что он устал и боится проигрывать.
-В будущем году в пелотоне останется всего один чемпион мира - Алонсо. Это как-то скажется на интриге чемпионата?
- Уход Шумахера, а также таких пилотов, как Хуан Пабло Монтойя, Жак Вильнев, не может не сказываться. К счастью, в нынешнем году блеснул Масса, громко заявил о себе новичок Роберт Кубица. Думаю, это те люди, которые будут "зажигать".
И еще хочу сказать вот о чем: "Гран-при Бразилии" был последним, в котором в "Формуле-1" официально выступала команда под российским флагом. Все очень красиво начиналось, и очень жаль, что все так быстро закончилось. Кстати, аналогичным образом завершилось в свое время выступление нашей команды в крупнейшей международной серии A1 Grand Prix. По иронии судьбы я был там последним российским пилотом, а теперь вот оказался таковым и в "Мидлэнде". Увы, наш бизнес не обратил на эти многообещающие проекты внимание. Все. Точка.
Лина ХОЛИНА