ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 24-й тур |
Анзор КАВАЗАШВИЛИ
Одним из самых привлекательных моментов предстоящего противостояния ЦСКА - "Москва" станет присутствие в составе "горожан" бывших армейских звезд Сергея Семака и Дмитрия Кириченко.
Конечно, многое в подобных ситуациях зависит от мотивов и условий перехода игрока из команды в команду. Если футболист, скажем, был отчислен из прежнего клуба, его игровой антагонизм во встрече с "обидчиками" выражен ярче. Но в любом случае, что бы ни говорил сам игрок накануне матча своего бывшего клуба с нынешним, им всегда движет желание доказать: отреклись от него напрасно. Он будет стремиться сыграть на максимуме возможностей, как будто этот матч - последний, решающий в жизни. Могу судить об этом по себе.
Я, например, в свое время ушел из "Торпедо" в "Спартак" по собственной воле, причем зла бывшие одноклубники на меня не держали. Они знали: переход не был обусловлен погоней за длинным рублем. Более того, в "Торпедо" я имел больше, получил и квартиру, и машину, другие блага. В "Спартаке" же играл за одну зарплату. И вообще футболистам несвойственно осуждать бывшего товарища по команде, который предпочел цвета другого клуба. Такова природа командных видов спорта: сегодня у тебя один партнер, завтра - другой. И какого-то стремления наказать бывшего одноклубника на поле, уделив ему повышенное внимание или приставив к нему самого жесткого защитника, я никогда не замечал. При определении тактики на матч "бывший" рассматривается наравне с остальными соперниками. А вот тренер его нынешней команды реваншистские настроения самого футболиста должен учитывать, вписать их в свой тактический план, направить во благо результату. Я был многим обязан "Торпедо", никто меня из команды не выгонял, и тем не менее в "Спартаке" среди моих лучших матчей значатся все игры против черно-белых. Хотя и тогда, и сейчас считаю себя в равной степени и торпедовцем, и спартаковцем и за автозаводцев всегда переживал. Полагаю, подобное раздвоение личности свойственно сейчас и Семаку с Кириченко.
Тем более что ЦСКА с ними расстался, пойдя навстречу желанию самих игроков. Первый, отдав лучшие годы армейскому клубу, получил приглашение во французский "ПСЖ". Как тут не дать возможность проявить себя в Европе заслуженному человеку? Когда же встал вопрос о возвращении в Россию, армейский эшелон уже ушел далеко вперед, и место Семака оказалось занято. "Москва" же не отказалась от услуг классного, опытного полузащитника. Кириченко, привлекаясь в сборную России и чувствуя в себе бомбардирские возможности, в ЦСКА все чаще стал выходить лишь на замену. Ему представился случай стать основным игроком другого амбициозного клуба, переход напрашивался и состоялся. ЦСКА не проявил себя собакой на сене, с уважением отнесся к проблемам игрока. То есть в обоих случаях футболисты ничего, кроме благодарности, к армейскому клубу испытывать вроде бы не должны. Но...
Вырасти в игроков уровня сборной им в немалой степени помогло здоровое спортивное честолюбие, желание во что бы то ни стало быть первыми. Первыми не только в своей команде, а вообще, в том числе и на фоне команды соперника. А когда оппонентом становится бывшая команда, желание выглядеть на поле сильнее того, кто занял "его место" в составе, как бы ни скрывал это футболист на людях, занозой сидит в подсознании. И часто толкает на подвиги, которые в иной ситуации были бы невозможны. Здесь свивается целый клубок различных переживаний, включающих в себя, как я уже сказал, и неравнодушие к бывшему клубу. Но доминирующим моментом оказывается желание, как я это называю, пофлиртовать с футбольной судьбой, свойственное, наверное, завсегдатаям казино. И если за зеленым столом азарт, повышенный риск во вред, то на зеленом поле эти факторы порой позволяют творить настоящие чудеса.