Газета Спорт-Экспресс № 259 (4238) от 10 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 ноября 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

КРУГЛАЯ ДАТА

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ПИОНЕРОТРЯД ЯРЦЕВА

Окончание. Начало - стр. 9

СЕАНС ТЕЛЕПАТИИ С ТИХОНОВЫМ

-Положа руку на сердце, в начале сезона вы же не думали о том, что поздней осенью завоюете золотые медали?

- С моей стороны было бы большим лукавством заявить сейчас, что это не так. Напомню, в 1995 году "Спартак" занял в чемпионате лишь третье место, а несколько ведущих игроков уехали на Запад. Обкатать новый молодой состав и зацепиться за зону еврокубков - так формулировалась наша задача. При этом из моих уст никогда не звучало, что мы слабее кого-то. Напротив, всегда говорилось, что будем бороться за победу в каждом матче и за медали в чемпионате. На фоне опытной "Алании", "Ротора", "Динамо", "Локомотива" мы выглядели юнцами. Не зря в Екатеринбурге я назвал нашу команду "Пионеротрядом во главе с вожатым Горлуковичем".

-Это выражение мгновенно подхватили журналисты. Что вас подвигло на подобное сравнение?

- После болезненного поражения в финале Кубка от "Локомотива" у нас был выезд в Екатеринбург на матч с "Уралмашем". По разным причинам на него не поехали многие опытные игроки - по сути, туда отправился молодняк. На стадионе провел небольшое собрание. И вот сидят передо мною молодые футболисты, а в глазах их грусть и тоска - многие не отошли от досадного кубкового финала. Никогда не говорил этих слов, но сейчас скажу: в тот момент мне стало их безумно жалко. И только во взгляде одного человека читалась уверенность в себе - Горлуковича. В этот момент у меня и возникли ассоциации с пионерским лагерем и вожатым Горлуковичем. А тот матч наш "отряд" все-таки выиграл.

-А в какой момент вы почувствовали, что "Спартак" может замахнуться на первое место?

- Когда дома крупно обыграли чемпиона страны - "Аланию". В первом круге мы могли выдать один-два матча на загляденье, но стабильности у нас еще не было. За исключением одной игры против "Динамо", где нас откровенно засудил Филиппов, мы никогда не жаловались на арбитров. Бесков, Николай Петрович Старостин, Андрей Петрович всегда призывали искать ошибки в себе, а не на стороне.

-В 96-м лучшим игроком года был признан Андрей Тихонов. С чем связан всплеск в его игре?

- В начале карьеры, если помните, Тихонов был нападающим, но на месте полузащитника с его объемом работы, качеством паса, умением отработать в обороне он казался мне более полезным для команды. На этой позиции он стал играть еще осенью 95-го, а в 96-м окончательно на ней закрепился. Не буду скрывать, Андрей всегда был и остается одним из самых любимых моих футболистов. Ему я бесконечно доверял: например, перед решающей игрой вполне мог отпустить с базы ночевать домой. Когда у Tихонова возникали семейные обстоятельства, он отпрашивался, и я без тени сомнения шел ему навстречу. И никогда Андрей меня не подводил. Вообще ни один спартаковец в тот сезон не опаздывал на подъем, утреннее взвешивание, тренировку. Футболисты знали мой закон, который отличался от того, что в сказке: на первый и второй раз - прощу, а на третий - накажу. Если человек прокалывался хоть раз, больше ко мне с различными просьбами он не обращался.

-А кто принял решение о том, что Тихонов встанет в ворота в матче с "Силькеборгом"?

- После удаления Нигматуллина у нас с Андреем был сеанс телепатической связи. Я даже слова не успел произнести: одного взгляда хватило, чтобы он развернулся, надел перчатки и встал в ворота. Мы же в том матче вели 3:0 и разбазарили преимущество, пропустив два гола. Когда меня спрашивают о команде 1996 года, всегда отвечаю, что по характеру она была похожа на меня: чуть-чуть взбалмошная, но в то же время серьезная, заведенная и отмобилизованная. Еще эта команда умела терпеть. Терпеть в обороне, когда по своим навыкам ты мало что умеешь, но все равно помогаешь защитникам. Терпеть в атаке - дожимать противника, когда он прижался к воротам. "Терпеть" в моем понятии означает силу духа, которая всегда присутствовала в "Спартаке".

-Судьба чемпионов-96 сложилась по-разному. Многие заиграли на самом высоком уровне, но у некоторых дальнейшая карьера пошла по наклонной. Почему?

- Думаю, не все адекватно восприняли эту победу. Кто-то стал развиваться дальше, а кто-то подумал, что всего уже достиг и дальше ему не нужно шлифовать свое мастерство. Последние не выдержали конкуренции и перестали соответствовать высоким требованиям "Спартака". Мне, например, жаль, что не смог по-настоящему заиграть в "Спартаке" Владимир Джубанов. А ведь перед началом того сезона я видел его в основном составе. Именно он должен был составить атакующий дуэт вместе со Шмаровым.

Зато как выросли за тот год Титов и Евсеев. Очень жаль, что не поддержал эту волну в "Спартаке" Руслан Нигматуллин. У меня всегда было желание, чтобы он поработал с таким мастером, как Ринат Дасаев. У них и фигуры схожие, и манера игры, но судьба, увы, распорядилась иначе.

ДИЕТЫ НЕ ПРИДЕРЖИВАЮСЬ, НО СОБЛЮДАЮ РЕЖИМ

-У болельщиков, естественно, возникает вопрос: чем сейчас занимается тренер Ярцев?

- Играю за команду ветеранов "Спартака". Кроме того, у меня много общественной работы (наш разговор проходил во время благотворительного турнира среди команд детских домов, где Ярцев выступал в качестве одного из организаторов. - Прим. A.M.).

-Есть ли планы вернуться к активной тренерской деятельности?

- Есть. И планы, и предложения поступали. Но принять их пока не позволяет отсутствие новой тренерской лицензии. Чтобы получить соответствующую "корочку", и мне, и Романцеву нужно пройти определенный учебный курс. Вот мы его и проходим. С одной стороны, выглядит это странно, а с другой - раз есть такие правила, значит, надо их выполнять.

-Почему в последнее время так редко даете интервью?

- После работы в сборной на меня вылили ушат грязи. Не скрываю, некоторым людям теперь руки я больше не подам. Многие занимались огульной критикой, городили отсебятину, не зная и не пытаясь узнать обстановку в команде. Не люблю говорить на тему сборной, потому что все, что теперь звучит из моих уст, может восприниматься как оправдание. А мне оправдываться не в чем. Когда сейчас читаю и слушаю выступления отдельных футбольных руководителей, то ловлю себя на том, что они в точности повторяют мои слова, сказанные после нашего невыхода из группы на чемпионате Европы в Португалии. Еще тогда я заострял вопрос, что сборной России не хватает классных защитников. Из шести игроков обороны, которые поехали на матч с Уэльсом, в моем распоряжении оставался лишь один. Греки же как раз за счет надежности обороны и выиграли тот турнир. А мы - единственная команда, которая победила будущих чемпионов Европы.

-В матчах за команду ветеранов вы не раз демонстрировали, что не растеряли бомбардирских навыков и находитесь в прекрасной спортивной форме. Как вам удается ее сохранить?

- Никогда не прекращал двигаться. Два раза в неделю играю в футбол. Какой-то особой диеты не придерживаюсь. Зато соблюдаю режим. У меня, например, осталась многолетняя привычка - спать днем один час. Причем не просто лежу, а глубоко засыпаю. Так устроен мой организм. Когда только завершил игровую карьеру, а за ветеранов еще не начал играть, почувствовал, что стал полнеть. Меня это не устроило. С помощью футбола быстро вернул себе прежний вес. Считаю недопустимым запускать себя даже в солидном возрасте. Мы же до сих пор играем для болельщиков, а они помнят нас молодыми и стройными. Им хочется видеть нас такими же, как прежде. Понятно, что былую скорость уже не вернуть, но за внешним видом нужно следить обязательно. Тренер должен не только рассказывать, но при необходимости и показать игрокам тот или иной технический элемент. Теория - теорией, но практику никто не отменял.

АЛЕНИЧЕВ ЗАСЛУЖИЛ ПРОЩАЛЬНУЮ ИГРУ

-Следите ли вы за нынешним "Спартаком"?

- Конечно. Но не хотел бы сильно углубляться на эту тему. Думаю, игроки "Спартака" пока не слишком хорошо организованы и недопонимают друг друга на поле. Наверное, для этого нужно время и нормальная селекция. Это касается не только "Спартака". К сожалению, у нас очень мало команд, у которых четко прослеживается рисунок игры.

-Знаю, что после известного интервью "СЭ" вы поддержали Дмитрия Аленичева. Как относитесь к его поступку?

- Ситуация неоднозначная. То, что я Димку уважаю, знают многие. Он безбедно жил в Португалии, но вернулся в Россию, чтобы помочь родной команде. Открыто выступить в прессе его заставил крик души. Аленичев сделал это не для себя, а для "Спартака". Считаю, его интервью совсем не одно и то же, что интервью Мостового во время чемпионата Европы. Дима все делал открыто, не за спиной у тренеров и партнеров.

Но во всей этой истории не понимаю одной вещи: если, по мнению руководства, не прав Аленичев, его нужно освобождать из команды. Значит, в этом случае прав тренер, который остается на своем посту. Но Старкова вскоре после интервью увольняют. Но если не прав тренер, значит, прав игрок. Руководство же решило выгнать обоих, заняв половинчатую позицию. Где здесь логика? Можно подумать, что конфликт в "Спартаке" возник исключительно между Старковым и Аленичевым. Хотя конфликта, как такового, и не было. Просто они по-разному видели футбол. Аленичев - по-своему, Старков - по-другому. Полагаю, в ситуацию должно было своевременно вмешаться клубное руководство. Почему бы всем сторонам не сесть за стол переговоров и разобраться без лишнего ажиотажа. Увы, этого не произошло.

Жаль, что Дима решил закончить с футболом. Уверен, он мог бы еще играть и приносить пользу команде. Но как бы судьба ни сложилась, самый именитый российский футболист достоин торжественных проводов со стороны "Спартака". Потому что Аленичев сделал для клуба очень многое.

-Ваше мнение по поводу игры сборной России?

- Конечно, результат сейчас не тот, на который мы все надеемся. Но делать глобальные выводы пока рановато. Могу лишь сказать, что Хиддинк, как и Семин, получает столько времени на подготовку команды, сколько Ярцев с Газзаевым не получали. Меня радует, что сейчас нашли возможность пойти навстречу сборной и туры перед ее матчами не растягиваются на три-четыре дня. Это большой плюс. При этом мне непонятно, какая вертикаль выстраивается в наших сборных? Почему у молодежки в решающий момент не оказалось главного тренера? Мы же своими руками лишили себя шанса поехать на Олимпиаду. Кто-то должен за это ответить.

-Иностранные тренеры способны решить наши футбольные проблемы?

- Они могли бы решить какие-то наши проблемы, если бы работали с российскими игроками. На деле же получается что: приезжает тренер-иностранец и тянет за собой целую группу легионеров, которые не дают проявить себя нашим футболистам. Посмотрите на линию обороны ведущих команд, за исключением ЦСКА, - там же играют сплошь иностранцы. Постепенно затухает наша вратарская школа, которая гремела на весь мир. В половине клубов премьер-лиги основные вратари - легионеры.

Теперь давайте посмотрим на результаты тренеров-иностранцев. Ни один из них чемпионат России пока не выигрывал. Петржела в свой первый год работы в "Зените" завоевал серебро. Не умаляя достоинств этого тренера - а я общался с ним, работая в сборной, - дальше второго места дело у него не пошло. На следующий же год после серебра последовал провал.

ЗОЛОТОЙ МАТЧ СМОТРЕЛ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

-Когда вы последний раз смотрели на видео золотой матч с "Аланией"?

- 11 апреля в день своего рождения в компании друзей.

-Наверное, до сих пор переживаете за отдельные моменты игры?

- Да, но уже не так остро, как тогда на "Петровском". Некоторые моменты меня по-прежнему не устраивают: то, что пропустили нелепейший гол, то, что не довели дело до взятия ворот со свободного удара, назначенного в штрафной "Алании".

-А эпизод в конце встречи, когда Сулейманов с близкого расстояния не попал по мячу, вас по-прежнему пугает?

- Напротив - абсолютно не пугает. Если внимательно посмотреть, то Сулейманов в той ситуации и не должен был забивать. Когда он собирался пробить, мяч уже миновал его ногу вот на такой высоте (Ярцев встает со стула и детально показывает этот момент. - Прим. A.M.).

-Полагаю, у Газзаева другое мнение на этот счет?

- У Газзаева, наверное, другое.

-После золотого матча на пресс-конференции спонсоры подарили вам компьютер. Он еще жив?

- По-моему, жив. Подарил его сестрам, которые живут в Костроме.

-На той пресс-конференции запомнилась ваша шутка про день борьбы с курением. Вы сказали, что боролись так, что выкурили все до единой сигареты. За прошедшие годы не было желания расстаться с вредной привычкой?

- Нет. Я вообще начал курить в 25 - 26 лет. В юности о сигаретах даже не думал, но тяжелая травма привела к этой привычке. Понимаю, что она вредная, но переделывать себя не хочу В игровые годы выкуривал три-четыре сигареты в день. Не больше. Став тренером, начал курить чаще. Телевизионщики почему-то любили меня снимать именно с сигаретой. Как достану пачку, камера тут же наводится на нашу скамейку. По этому поводу сильно переживала моя мама.

-Помню, как ваша жена показывала мне футбольный альбом семьи Ярцевых с памятными вырезками из газет, фотографиями. Как часто в него заглядываете?

- Любовь Ивановна с первого дня нашей совместной жизни увлекалась этим делом. Я же большого значения не предавал. Но когда наступают тяжелые моменты, полистаешь альбом, и на душе становится теплее. Внимательно слежу за судьбой всех ребят, с которыми довелось работать в "Спартаке". Многие до сих пор играют и довольно успешно. Другие стали тренерами. Причем ни одна из команд, которыми они руководят, не развалилась - напротив, двигаются вперед, прогрессируют. На многие вещи они уже смотрят по-другому. С тренерской колокольни. Знаю об этом, поскольку со многими играем за команду спартаковских ветеранов. И все мы, когда встречаемся, с особой теплотой вспоминаем 1996 год. Это был тяжелый, но очень счастливый сезон, который останется в памяти болельщиков на всю жизнь.

Алексей МАТВЕЕВ