ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
ГРАН-ПРИ. Финал |
ТУСКЛЫЙ ЛЕД
Победителями финала "Гран при" в субботу в Санкт-Петербурге стали Брайан Жубер (Франция), Ким Ю На (Корея), Албена Денкова/Максим Ставийский (Болгария) и Шэнь Сюэ/Чжао Хунбо (Китай). В активе России одна бронзовая медаль, завоеванная в танцах Оксаной Домниной и Максимом Шабалиным.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Санкт-Петербурга |
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ПРОРЫВ
Этот вид программы, в котором у российской сборной было максимальное представительство (Яна Хохлова и Сергей Новицкий прекрасно дебютировали в подобном турнире и заняли пятое место), стал для болельщиков наших фигуристов единственным светлым пятном. Оба российских дуэта совершили менее чем за год сумасшедший рывок. По результату произвольного танца Домнина и Шабалин проиграли только действующим чемпионам мира. И это дало повод тренеру фигуристов Александру Горшкову сказать, что уже на чемпионате Европы его спортсмены будут бороться с болгарским дуэтом за золотую медаль на равных.
По словам Шабалина, прокат в Питере оказался лучшим из всех предыдущих в этом сезоне. Оксана же уклончиво заметила, что не готова с этим согласиться:
- Надо сначала посмотреть танец в записи. Хотя в целом мы довольны.
Вице-чемпионы мира Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон облегчили россиянам задачу максимально к себе приблизиться - получили в произвольном танце балл штрафа. А вот Денкова и Ставийский победили более чем уверенно.
-Что вам не позволяет пока выигрывать у болгарского дуэта? - напрямую спросили Домнину и Шабалина в микст-зоне.
- Даже затрудняюсь ответить, - сказал Максим. - Наверное, у нас не хватает стажа катания. Все-таки судьи это учитывают.
- Но мы не расстраиваемся, - тут же добавила Оксана. - Даже по тому поводу, что проиграли канадцам всего 0,20...
Первая пара России всегда привлекает к себе львиную долю внимания. Те, кто идет следом, как правило, статисты. Однако финал "Гран-при" стал исключением: комплиментов в адрес Хохловой и Новицкого в Питере было высказано с лихвой.
Дебютантам пришлось изрядно понервничать: в программе турнира по регламенту отсутствовал обязательный танец, который обычно в какой-то степени снимает излишний стресс, дает возможность адаптироваться в соревновательной обстановке до начала наиболее жесткой борьбы. Однако на этот раз начинать пришлось с места в карьер. К тому же под первым стартовым номером. То есть открывать всю программу турнира.
Хохлова и Новицкий справились блестяще.
- Мы были бы счастливы, даже если бы остались на шестом месте, - признались танцоры. - Готовились к этим соревнованиям очень серьезно. Уже после заключительного этапа "Гран-при" поползли слухи, что одна из пар-финалистов, возможно, откажется от участия. Поэтому все наши тренировки строились с тем расчетом, чтобы выступить в Питере. Сам факт, что столь крупный турнир проходит в России, сильно воодушевил. Российская публика поддерживает нас всегда.
Обыграть в Питере Мелиссу Грегори и Дениса Петухова было для Хохловой и Новицкого делом чести. На турнире NHK Trophy в Японии российские танцоры опередили американцев, и известие о том, что в финал тем не менее отобрались не они, а соперники, стало неприятной неожиданностью. По словам Сергея, он был уверен, что при равном количестве зачетных очков преимущество имеет пара, победившая в личной встрече. Но оказалось, что во внимание в этом сезоне принимается личный результат, который у Грегори и Петухова за их выступление на первом этапе "Гран-при" в США оказался чуть выше того, чем Хохлова и Новицкий показали в Китае и Японии. Одно-единственное неосторожное высказывание американцев насчет того, что, несмотря на поражение в Японии, они считают себя парой несравнимо более высокого порядка, тут же разошлось массовым тиражом. Так что, когда Хохлова и Новицкий по счастливому стечению обстоятельств все-таки оказались в числе финалистов, интрига в "нижней" части турнира была закручена едва ли не сильнее, нежели в "верхней".
В Питере россиянам удалось доказать, что японский успех не был случайным. Почти пять баллов отрыва - аргумент серьезный. Более того, за технический набор элементов, исполненных в произвольной программе, дебютантам удалось набрать даже более высокую сумму, нежели куда более титулованным французам Изабель Делобель и Оливье Шонфельдеру.
БЕССЛАВНОЕ НАЧАЛО
Потрясение, которое пришлось пережить чемпионам мира-2000 в парном катании Марии Петровой и Алексею Тихонову оказалось болезненным. Вплоть до пятницы хотелось верить, что в Питере все-таки сбудутся уверения Алексея, что для достижения формы им хватит тех двух недель, которые разделили московский этап "Гран-при" и финал. Но вышло совсем иначе. Петрова перед турниром приболела, часть тренировок оказалась сорванной, и стало окончательно очевидным, что чуда не будет: и в короткой, и в произвольной программах фигуристы ошибались так много и часто, что нет нужды эти ошибки перечислять.
Жалеть сейчас о том, что первая пара страны сама вырыла себе эту яму, потратив слишком много времени на участие в коммерческом телешоу, бессмысленно. В конце концов, Петрова и Тихонов имели полное право выбирать, делать ставку на конкретный телевизионный заработок или на спортивный результат. Трудно было не думать о другом: стоило ли вообще заявлять пару в финале, зная, в каком она состоянии? Ведь парное катание - это не просто один из видов программы. Но некое государственное достояние, престиж и ценность которого складывались десятилетиями и усилиями слишком многих поколений фигуристов. И все это в одночасье рассыпалось в прах.
Можно, конечно, сказать, что финал "Гран-при" - не повод настолько сгущать краски. Но совершенно не удивлюсь, если и в Варшаве на чемпионате Европы, и в Токио на чемпионате мира перед глазами судей в момент определения ими сильнейшего будет невольно стоять именно та картинка, которую они лицезрели в Питере. Репутация - вещь в спорте серьезная. Недаром большинство фигуристов стремятся под любым предлогом уклониться от очной борьбы, если чувствуют свою несостоятельность. Как это сделали в танцах американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто, отказавшись приехать на финал. Официальной версией считалась обострившаяся травма партнера, однако мне не удалось найти в Питере ни одного человека, кто в это поверил бы. Равно как и в травму двукратного чемпиона США Джонни Вейра, из-за которой фигурист (опять-таки по официальной версии) снялся с турнира после ошеломительной неудачи в короткой программе.
Самое обидное, что победили в парном катании спортсмены, которых при всем желании не отнесешь к новому поколению, - китайцы Шень Сюэ/Чжао Хунбо, собиравшиеся уходить из спорта еще пять лет назад. И нет, наверное, ничего удивительного в том, что сослагательная интонация, в которой после Игр в Турине неоднократно звучала фраза - мол, хорошо бы вернуть в любительский спорт Татьяну Тотьмянину и Максима Маринина, в Питере сменилась утвердительной: надо возвращать. Срочно. И одновременно бросить все тренерские силы на подготовку новых пар. Иначе - беда.
ВМЕСТО ВЫБЫВШЕГО ИЗ ИГРЫ
Мужской турнир, где число участников к субботе сократилось до четырех, свел интерес к "королевскому" виду программы до минимального. Налицо был просчет Международного союза конькобежцев (TSU): уж если соревнованиям придается серьезный статус, продаются телевизионные права и выплачиваются солидные призовые, следовало, видимо, озаботиться тем, чтобы запасные участники все-таки имелись в наличии. Не такие уж большие расходы - оплатить приезд и проживание еще нескольких спортсменов. Ну а поскольку их в Питере не оказалось, пришлось мириться с усеченным ассортиментом. И искренне сожалеть, что ожидаемой дуэли между Брайаном Жубером и Вейром так и не получилось. Как было объявлено официально, падение американца в короткой программе привело к обострению старой травмы, поэтому он не посчитал возможным продолжать выступления.
Неудачным прокатом американца больше других была расстроена олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити Марина Анисина. У нее не было ни малейшего повода считать себя виновницей столь невразумительного выступления - с Вейром Анисина успела поработать в качестве постановщика совсем непродолжительное время, к тому же от "оригинала" короткой программы фигурист оставил, что называется, "рожки да ножки". Тем не менее Анисина выглядела подавленной:
- Я очень хотела помочь Джонни. Он замечательный человек, очень талантливый, но сейчас ему элементарно не хватает физической подготовки. Мы начали работать вместе, когда катались в Туре у Коллинза. Я, честно говоря, не собиралась заниматься чем-то подобным, но Джонни очень просил поставить ему программы. Тогда, кстати, я четко поняла, в чем заключается разница - катаешься ты сам или тренируешь кого-то другого. Придумать и поставить я могу что угодно. Но выступать-то - ему. Когда человек не готов к работе физически, "выкатать" программу отработать ее до автоматизма невозможно. Поэтому он выбрасывает шаги, элементы - все выбрасывает. Тем не менее я еще надеюсь поработать с Вейром поплотнее, "погонять" его. Время для этого пока есть. Джонни согласился принять участие в двух шоу в Москве - там же мы будем тренироваться. Хотя не знаем пока, на каком катке.
-Насколько он поддается давлению со стороны тренера?
- Я постоянно пыталась внушать ему еще в Туре, что нужно заставлять себя работать иначе, чем это делает он. Что одного таланта недостаточно. Конечно, во время гастролей тренироваться очень тяжело - постоянные переезды, выступления. Но даже там я при каждом удобном случае тащила Вейра на каток: понимала, что это нужно. Если сравнить, что творилось у Джонни в голове в начале лета и в конце, - разница заметна. То есть какие-то мои доводы все-таки легли в его сознание.
-Как вы думаете, Вейр чувствует, насколько быстро уходит время?
- Джонни очень умный мальчик, постоянно анализирует свою работу, у него большие амбиции, есть характер, умение концентрироваться, но подозреваю, что такие мысли пока не приходят ему в голову. У него куча поклонников по всему миру, куда бы он ни приехал, его замечательно принимают... Все это хорошо, но время-то действительно уходит очень быстро. К тому же Вейру было отпущено много кредитов. И пока он не оправдывает этих ожиданий.
СУЕВЕРНЫЙ ЧЕМПИОН
"Как вы думаете, почему так неудачно начал сезон двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель?" - спросили Жубера на пресс-конференции. Удивление француза выглядело настолько неподдельным, что стало понятно: ему даже не приходит в голову размышлять о том, что и как делают его потенциальные соперники.
Выступление в Питере получилось у фигуриста не таким впечатляющим, как двумя неделями ранее - в Москве. Жубер прыгнул в произвольной программе два четверных прыжка, оба - не очень чисто, но оставался спокоен. И честно признался:
- Было очень тяжело. За прошедшие пять недель у меня получилось четыре старта, и все - ответственные. Этапы "Гран-при" в Париже, Москве, затем, меньше чем через неделю, чемпионат Франции. Прокат в Москве вынул из меня столько эмоций, что несколько дней подряд я чувствовал себя полностью опустошенным. Еле-еле сумел заставить себя собраться. Да и потом времени на отдых перед финалом оставалось совсем мало. Тем не менее выбрасывать из программы четверные прыжки не входило в мои планы. Выполнить их в Питере было очень важно.
-Почему?
- Психологически этот прыжок не доставляет мне проблем. Но в состоянии сильной усталости катать программу с полным набором элементов мне пока не доводилось. Совершенно не исключаю, что подобная ситуация - необходимость справляться с большим количеством выступлений и сохранять при этом качество катания - возникнет еще не раз. Поэтому рад, что получил такой опыт. Почувствовал, на что обращать внимание, как готовиться, как сделать так, чтобы сэкономить силы. А главное, окончательно понял простую в общем-то вещь. Я должен фокусироваться только на своем катании. Если все сделаю, меня не обыграют.
-Даже Ламбьель?
- Даже Ламбьель.
Чемпион Европы-2004 на самом деле очень изменился за год. Не внешне, хотя новая произвольная программа, ставить короткую помогал четырехкратный чемпион мира Курт Браунинг, получилась очень удачной, подходящей Жуберу по стилю и настроению. Скорее сказалось то, что прошедший и крайне неудачный для француза (с его-то амбициями!) сезон заставил фигуриста очень много думать.
Короткую программу - "007" - он оставил старую. Жубер и раньше так поступал, справедливо полагая, что, если одна из программ хорошо накатана, это позволяет гораздо лучше сосредоточиться на отработке новой постановки. Но на этот раз в разговоре с французской журналисткой Селин Лонгевр из L'Equipe вдруг заметил:
- Вообще-то я все чаще задумываюсь о том, что оставлять прежние программы на новый сезон не совсем правильно. Просто получилось так, что еще одну постановку я не мог позволить себе по финансовым причинам. Показательных выступлений у меня было не так много, я и не стремился к ним, поскольку нужно было тренироваться, а новая программа - это всегда большие расходы. На музыку костюмы, постановку, работу с хореографом... Другое дело, что даже для старой программы я нашел совершенно новую мотивацию. Очень хочу набрать в ней больше 84 баллов. Думаю, это реально уже на чемпионате Европы.
Вообще я очень доволен тем, как начался сезон. В апреле и мае я какое-то время катался во французском шоу, потом съездил на показательные в Торонто и, вернувшись, две недели отдыхал. Летнюю подготовку провел вместе с Аленом Пробером и Анник Дюмон, а как только в Пуатье после летнего перерыва открылся каток, начал работать там с Жан-Кристофом Симоном. Это был тоже совершенно новый для меня опыт. Я всегда тренировался много. Был приучен к большим нагрузкам. Но лишь сейчас впервые в жизни почувствовал, что сам жажду этой работы. И получаю от нее удовольствие. Это чувство не уходило даже на протяжении последних недель, несмотря на то что я устал от выступлений, от перелетов, оттого, что ни разу не смог нормально выспаться в Питере...
Насколько на самом деле измотан фигурист, для французских журналистов, по словам Селин, стало очевидно за неделю до финала "Гран-при" - во время национального чемпионата. Накануне соревнований Жуберу неожиданно позвонил Ален Жилетти. В самом звонке ничего необычного не было: великий фигурист, пять раз становившийся чемпионом Европы в середине 50-х, вот уже несколько лет готовит и точит Брайану коньки. Но на катке во время соревнований принципиально не появлялся ни разу с тех самых пор, как много лет назад кратковременно работал тренером с Сюрией Бонали.
А тут вдруг спросил, не будет ли Жубер возражать против его присутствия на трибуне. И действительно пришел.
Когда Жубер увидел великого фигуриста в зале, он заплакал - измотанные нервы не сумели выдержать дополнительного потрясения.
Интервью с фигуристом в Питере завершилось комично. После Игр в Турине Жубер дал себе зарок: никогда больше не говорить вслух о том, что его цель - стать олимпийским чемпионом. Говорил ведь об этом перед Олимпиадой-2006 целых два года - и, мол, ничего хорошего не вышло. Разве что разочарование оказалось во сто крат болезненнее.
Это не помешало журналистам задать стандартный вопрос: на что рассчитывает спортсмен в этом сезоне?
- Не скажу! - насупился Брайан. - И не просите даже, все равно не буду отвечать. Вы же сами знаете ответ. А тем, кто не знает, могу разве что сказать, что цифры 2, 3 или 4 не нравятся мне в принципе...
ЗАСАДА ДЛЯ АСАДЫ
Победительницу прошлогоднего финала "Гран-при" Мао Асаду подвел тройной аксель. В произвольной программе он стоял первым прыжком, и, когда не получился, фигуристка заметно сникла. Если бы не это, не думаю, что Асаду так легко сумела бы обойти в общем зачете кореянка Ким Ю На. В прошлом сезоне она хоть и выиграла у японки юниорское первенство мира, но в Питере оставляла впечатление талантливого, но все-таки ребенка. В то время как в катании Асады успела появиться некая внутренняя "взрослость". Тем более ценным было то, что подросшая спортсменка не побоялась включить в программу ультрасложный прыжок, совершенно несвойственный пока женскому катанию (несмотря на отдельные, в том числе и успешные попытки отдельных фигуристок его выполнять).
Хотя несложно предположить, что в этом виде программы уже очень скоро может сложиться ситуация, вполне сравнимая с той, что имела место у мужчин-одиночников, когда выступали и дрались между собой Алексей Ягудин и Евгений Плющенко. Допустить, что в дуэль Асада - Ким, если они не будут ошибаться сами, сумеет в ближайшем будущем вмешаться кто-то третий, пока не так много оснований.
Финал "Гран-при". Санкт-Петербург. Ледовый дворец. 16 декабря. Танцы. 1. Денкова/Ставийский (Болгария) - 161,24. 2. Дюбрей/Лозон (Канада) - 156,34. 3. ДОМНИНА/ШАБАЛИН (Россия) - 156,14. 4. Делобель/Шонфельдер (Франция) - 149,00. 5. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ (Россия) - 141,34. 6. Грегори/Петухов (США) - 135,94.
Мужчины. 1. Жубер (Франция) - 233,46. 2. Такахаши (Япония) - 224,83. 3. Ода (Япония) - 216,86. 4. Пробер (Франция) - 201,32.
Женщины. 1. Ким Ю На (Корея) - 184,20. 2. Асада (Япония) - 172,52. 3. Майер (Швейцария) - 170,28. 4. Сугури (Япония) - 158,78. 5. Андо (Япония) - 157,32. 6. Себестьян (Венгрия) - 142,69.
Пары. 1. Шень Сюэ/Чжао Хунбо (Китай) - 203,19. 2. Савченко/Шелковы (Германия) 180,67. 3. Дан Чжан/Хао Чжан (Китай) - 175,93. 4. Ину/Болдуин (США) - 166,83. 5. Марку/Бантен (Канада) - 165,83. 6. ПЕТРОВА/ТИХОНОВ (Россия) - 154,59.