БАСКЕТБОЛ |
НБА. Регулярный чемпионат |
Собственный корреспондент "СЭ" в Северной Америке взял интервью у одного из самых знаменитых ветеранов НБА - 40-летнего центрового "Хьюстон Рокитс".
Дикембе МУТОМБО: "ДЖОРДАН ПРОЛЕТЕЛ НЕ НАДО МНОЙ, А МИМО МЕНЯ"
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
Интересно, как звучал голос Дикембе Мутомбо, когда он был молодым, подающим надежды игроком команды столичного университета Джорджтаун? Был ли он тогда по-юношески звонок или так и сипит всю жизнь, словно старый лев, умирающий от туберкулеза? А может, Дикембе Мутомбо Мполондо Мукамба Жан-Жак Вамутомбо просто охрип, произнося свое полное имя?
Неподражаемый голос конголезского "патриарха" - лишь малая часть того, что обеспечивает ему всеобщую популярность в баскетбольных кругах. Мутомбо любят и за задиристый характер, и в то же время за добродушие. А еще - за эмоциональную искренность. Как в триумфах, так и в неудачах. Наверное, лучше всего Мутомбо запомнится болельщикам лежащим на полу и содрогающимся в пароксизме радости через мгновение после того, как его "Денвер", никем не принимаемый всерьез, сделал невозможное: в первом же раунде выбил из плей-офф-1994 могучий "Сиэтл" - лучшую команду "Запада" по итогам регулярного чемпионата. В тех матчах против "Суперсоникс" Мутомбо, еще сравнительно молодой (по паспорту ему было 27 лет, а сколько на самом деле - никто точно не знает), блокировал 31 бросок, что до сих пор является рекордом для пятиматчевой серии плей-офф НБА. А год спустя его признали лучшим баскетболистом лиги по игре в защите.
С тех пор прошло еще 12 лет. Но Мутомбо, к удивлению многих, по-прежнему в строю.
ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ СТЕНГАЗЕТЫ
- Посмотрим, как будешь выглядеть ты, когда отыграешь в НБА шестнадцать лет! - гудит голос ветерана в раздевалке "Хьюстон Рокетс" в ответ на очередную шутку кого-то из партнеров.
- Что ты сказал, Дикембе? Шестьдесят? А я-то думал только пятьдесят восемь!
...Мутомбо вроде бы страшно злится. Но на самом деле его, как и остальных присутствующих, распирает от смеха. Английское слово "sixteen" (шестнадцать) африканец действительно произносит, как "sixty" (шестьдесят). Впрочем, за всеми прибаутками хьюстонской молодежи кроется неподдельное уважение к "мастодонту". Может, отпрыск племени Луба так никогда и не избавится от своего колоритного акцента. Зато какой другой игрок НБА сможет похвастать знанием девяти языков? Или на худой конец тем, что сумел спровоцировать самого Майкла Джордана на парочку едва ли не самых запоминающихся подвигов в карьере.
А вот возраст - это совсем другой разговор. В свои паспортные данные не верит даже сам Дикембе.
- Ага, мне 40! - подмигивая, отвечает он на вопрос корреспондента "СЭ" - Это по версии папы с мамой... На самом деле мне столько, сколько положено. И ни днем больше.
-А на сколько лет себя чувствуете?
- Приходится чувствовать на 40. Другого выхода нет.
-А ваши колени на сколько лет себя чувствуют?
- Мне грех жаловаться. Я - человек, благословленный свыше. Продолжать играть в баскетбол в таком возрасте, да еще и помогать команде в той степени, в какой помогаю я... Чего еще можно просить от жизни?..
При этом "человек, благословленный свыше" ни на кого свысока глядеть не собирается. Узнав, что в раздевалке находятся два корреспондента стенгазеты Джорджтауна (университет находится в десяти минутах езды от зала, где проходил матч "Хьюстона" с "Вашингтоном"), Мутомбо вежливо попросил всех остальных журналистов подождать и тут же углубился в беседу с обомлевшими от радости студентами.
Эти парни за молодостью лет, конечно, никогда не видели знаменитого африканца в форме джорджтаунской команды. Но это наверняка делает его еще большей легендой в их глазах. Деяния Мутомбо, а также его партнера по университету Алонзо Моурнинга передаются в столичном вузе из уст в уста, от выпускников - к первокурсникам. В свое время студенты Джорджтауна даже вывешивали на трибунах стадиона по большой картонной пятерне на каждый блок-шот, сделанный Дикембе и Алонзо.
Хорошая выйдет у студентов заметка: Мутомбо очень подробно рассказал им о своей учебе в университете. В том числе и о том, как некоторое время проходил стажировку... в конгрессе США. Но вот подошла и моя очередь.
СПАСИБО ИЕЗУИТАМ
-Расскажите, как вы попали в Америку.
- А что в этом такого странного? Я же не из деревни приехал, а вырос в огромном городе. В Киншасе живет около десяти миллионов человек. Ходил там в миссионерскую иезуитскую школу. Когда ее окончил, решил поехать в США учиться. Пошел в американское посольство и спросил, может ли какой-нибудь университет предложить мне стипендию. Многие американские вузы берут молодежь из Африки - за счет разных благотворительных и правительственных программ. Четыре университета предложили мне места на медицинских факультетах. Я хотел быть хирургом-кардиологом - отец это очень одобрял. Выбрал Джорджтаун, католический университет.
-Когда начали играть в баскетбол?
- На втором курсе. До этого ни разу даже не ступал на площадку. Я ведь приехал в США не в баскетбол играть, а учиться медицине. Но в американских вузах студентов ростом за семь футов (точнее - семь футов и два дюйма, то есть 218 см. - С.М.), не играющих в баскетбол, совсем немного. Туг думают: "Что за дела? Такой высокий, а спортом не занимается? Нет, с этим парнем что-то не так..." В общем, попросили принять участие.
-Как вам удалось так быстро добиться успехов в баскетболе?
- Я попал в руки к одному из величайших тренеров - Джону Томпсону. Он сразу сказал, что я могу стать одним из лучших оборонительных баскетболистов в мире. (Томпсон, в прошлом - дублер легендарного Билла Рассэлла в "Бостон Селтикс", став тренером, превратил Джорджтаун из аутсайдера в чемпиона и считался в 1980-е годы одним из "столпов" NCAA. Его слава несколько поблекла после сеульской Олимпиады-1988, где американцы под его руководством проиграли сборной СССР. - С.М.)
-Томпсону пришлось долго убеждать вас заняться новым видом спорта?
- Нет. Такой легенде много слов не надо. Ему было достаточно сказать: "Сынок, я хочу видеть тебя в своей команде". Я, правда, поначалу немного струсил. "О-о, этот большой человек будет моим тренером!" Но потом все-таки принял решение, которое изменило всю мою жизнь. Конечно, родители послали меня в Америку, чтобы я стал врачом, и все вышло не так, как они хотели. Но кто же теперь об этом жалеет?! Сейчас наша семья именно благодаря баскетболу живет совсем не так, как жила прежде.
КУМИР - ПЕЛЕ
-Блок-шотам вас специально обучали или все дело в природном таланте?
- Это, наверное, оттого, что в молодости я много играл в футбол вратарем. Там тоже нужно умение предугадывать траекторию полета мяча, его отскок. Я ведь и по подборам вхожу в число лучших в истории НБА. Поэтому сейчас своих детей в футбол отдал. Когда они подрастут и займутся баскетболом - будут лучше меня. Трое младших обязательно пойдут учиться в Джорджтаун. Это я за них уже давно решил. Вожу их туда каждый год, чтобы прониклись атмосферой папиного вуза.
-До сих пор следите за футболом? Болеете за сборную ДР Конго?
- Не так чтобы очень. Времени мало. Мы же играем по три-четыре, а то и по пять матчей в неделю.
-Но чемпионат мира-то смотрели?
- Конечно. Как не смотреть. За Бразилию болел.
-Почему за нее, а не за африканские команды?
- Пеле! Я его с детства люблю и всегда за бразильцев переживал. У каждого свои симпатии. У меня - Бразилия... Но, может быть, в следующий раз вместе с Яо (Яо Мин - основной центровой "Хьюстона", главная звезда клуба и коллега Мутомбо по амплуа. - С.М.) за Китай поболею.
-Кстати, о Яо. Соответствует ли рекламная шумиха вокруг китайского гиганта его игровому мастерству? И если нет, то в чем ему надо прибавить?
- Он один из лучших игроков мира на сегодняшний день. Во всяком случае, я не вижу никого, кто был бы похож на Яо. Парень умеет делать все: подбирать, бросать, защищаться. Мне повезло, что я заканчиваю карьеру в такой компании.
-Многие считали, что закончить ее вам было пора уже давно. Когда четыре года назад вас отчислили из "Филадельфии", казалось, что это конец.
- Э-э, конец для Мутомбо наступит тогда, когда сам Мутомбо это скажет. В свое время в "Атланте" тоже решили, что я "закончился". А я в следующем году сыграл за "Филадельфию" в финале плей-офф. Ушел из "Фили" - и опять вышел в финал, уже с "Нью-Джерси". Большого змея трудно убить. Разве что отрубить ему голову. Моя пока на месте. Уже сколько раз ее срубить пытались, а я как накрывал броски, так до сих пор и накрываю.
ЗАКРЫТЫЕ ГЛАЗА ДЖОРДАНА
Это сейчас Мутомбо - бойкий "дедок". А когда-то он усердно делал себе репутацию не признающего авторитетов юнца. Однажды Дикембе задался целью вывести из себя самого Майкла Джордана. "Если он такой крутой, то пусть забросит штрафной с закрытыми глазами", - заявил как-то африканец. Джордан азартом обделен тоже не был. Отказываться от такого рода вызовов было не в его правилах. В одном из матчей "Чикаго" и "Денвера" Его Воздушество зажмурился, бросая штрафной и... попал. Мяч прошел в сетку, даже не задев дужки кольца. "Добро пожаловать в НБА", - сказал Майкл посрамленному новичку.
Другая конфронтация Мутомбо и Джордана пришлась на 1997 год. Тогда камнем преткновения стал главный талант африканца - умение накрывать броски. Каждый удачный блок-шот Дикембе отмечал оригинальным способом: поворачивался к сопернику и строго, по-родительски покачивал перед его лицом указательным пальцем.
-Откуда этот жест? Не из детства?
- Нет. Это я придумал где-то в середине 90-х, когда играл за "Атланту". Жест должен был означать: "Чтобы ноги твоей в моем "доме" больше не было!"
-Примерно тогда же вы похвалились, что Джордан никогда не сможет забить сверху через вашу голову...
- ...и ему понадобилось семь или восемь лет, чтобы хоть попытаться это сделать.
-Но в итоге-то сделал. И ответил вам вашим же жестом.
- А, чепуха! Какое же это "через голову"? Майкл обыграл моего партнера и полетел к кольцу, а я просто не успел на подстраховку. Он прошел не надо мной, а мимо меня.
-А сколько раз за 16 лет карьеры кто-то забивал "через" вас?
- Не помню. В НБА такой мяч рано или поздно всегда пропустишь. Кто бы ты ни был, хоть Шакил О'Нил, хоть Яо Мин. Особенно если специализируешься на накрывании. Тут шансы сторон равны: будет или красивый блок-шот, или красивый "гвоздь".
-Слышал, что недавно во время матча в Орландо один из болельщиков разразился расистской тирадой в ваш адрес.
- Всякое бывает. Расизм в Америке все еще существует. И здесь не важно, много у тебя денег или мало. Но я не из тех, кто отступает. Если меня кто-то обидел, то ему придется ответить за свои слова... Вы простите, но мне пора идти. Всякий раз, когда приезжаю в Вашингтон, меня на выходе с арены встречают с полсотни родственников и друзей. Причем большинство из них я даже не знаю. Может, сегодня повезет - удастся проскочить мимо...
Выходя из дворца спорта Verizon Center, я заметил шумную толпу африканцев. В самом ее центре возвышалась фигура Мутомбо. 40-летний гигант обнимался со всеми и выглядел абсолютно счастливым...
О матчах НБА, сыгранных в воскресенье, - стр. 15 |