БОКС |
Несколько дней назад боксерский мир был потрясен официальным сообщением экс-чемпиона мира в тяжелом весе по версии WBC Виталия Кличко о том, что он возвращается в бокс. Также было сказано, что Виталий в достаточно скором времени встретится с нынешним обладателем титула WBC Олегом Маскаевым. После этого наступила тишина, которая вот-вот должна чем-то разрешиться.
МЕЖДУ КЛИЧКО-старшим И ПЬЕДЕСТАЛОМ СТОИТ ТОЛЬКО МАСКАЕВ
ДОЛГИЙ ПУТЬ НАЗАД
Слухи о том, что Виталий Кличко, покинувший ринг в конце 2005 года из-за травмы колена, неизбежно вернется, ходили давно. Исходили они от кого угодно, кроме самого Виталия и его брата Владимира, чемпиона мира по версии IBF. Братья Кличко, отвечая на вопрос о возвращении, неизменно говорили, что все возможно, но пока ничего не решено, однако при определенных обстоятельствах Виталий, конечно, может и вернуться, а при других, не менее определенных обстоятельствах может и не вернуться.
После таких разъяснений боксерская общественность полным составом волей-неволей снова обращалась к слухам. С точки зрения бизнеса команда Кличко, как и практически всегда, все делала правильно. Интерес к гипотетическому возвращению Виталия тем больше подогревался, чем более неопределенно звучал ответ. Наверное, это у братьев просто в крови. Мне довелось услышать, как сам Дон Кинг скрепя сердце признавал, что по части самораскрутки Кличко - большие мастера.
Между тем мне кажется, что братья отнюдь не "темнили", вынашивая далекоидущие планы. Они действительно не знали, стоит ли Виталию возвращаться, а грамотно раскручивали публику и прессу уже просто по привычке. Тому, кто метко стреляет, трудно попасть в "молоко", он бьет точно в цель чисто инстинктивно. Вот и Кличко инстинктивно действовали так, как им бы и посоветовал самый грамотный PR-менеджер. Есть люди, которые всегда или по крайней мере очень часто, оказавшись на распутье, интуитивно идут не в ту сторону. Многие из нас с легкостью найдут их в зеркале. А есть такие, как братья Кличко, которые в такой ситуации как раз идут туда, куда надо.
Виталий Кличко был в Москве на бое Олега Маскаева с Питером Охелло в декабре прошлого года, и далеко не только я тогда разглядел, что у него все зудит от желания вернуться на ринг. Об этом говорили тогда практически все, кто его видел, так как это просто бросалось в глаза. Думаю, что все было решено именно тогда, и решение Виталия было в большей степени эмоциональным, чем деловым. Он наглядно увидел, что еще не все сделал на ринге, что мог.
Вполне возможно, что это желание не покидало Виталия никогда, и здесь я вынужден признаться, что ошибался в своих оценках. Я был уверен, что старший Кличко не вернется на ринг, а в первый раз по-настоящему усомнился в своих предсказаниях только в ноябре прошлого года. Это произошло в Нью-Йорке после боя Владимира Кличко, успешно защитившего свой титул, с Оуэном Беком. Виталий тогда поднялся на ринг к брату, и тут его глаз упал на другого экс-чемпиона мира, Леннокса Льюиса. Многие, наверное, еще помнят их бой 2003 года. Тогда Виталий после шести раундов вел по очкам, но бой остановили, так как у него было чудовищное рассечение над левым глазом, и победителем был объявлен Льюис. Леннокс после этого покинул ринг, а Виталий его туда безуспешно вызывал снова и снова, пока не ушел сам, но при этом всегда говорил, что вернется в бокс, если вернется Льюис. Вот и в Нью-Йорке он снова стал звать его на ринг. Я стоял совсем рядом с рингом и видел выражение лица Виталия, когда он обратился к Льюису. Могу уверенно сказать, что так номер не отрабатывают. Кличко говорил совершенно искренне.
Однако Льюис, которому уже стукнул 41 год, никуда не вернется, а вот Виталий вроде бы вернулся. "Вроде бы" - потому что никто не знает, вернулся ли боксер, и часто меньше всех он сам, до тех пор, пока он не выйдет на ринг. Для начала же нужно вернуться хотя бы в спортзал - не для того, чтобы потренироваться "в охотку", а для того, чтобы начать больше всего напоминающую кромешный ад подготовку к профессиональному бою и посмотреть, не подведет ли тебя твое отвыкшее от подобных нагрузок тело. И вот тогда, типун мне на язык и иголки на клавиатуру моего компьютера, могут вылезти проблемы, о которых ты и не думал.
Однако, мне кажется, этого не произойдет. Виталий наверняка проверил себя, прежде чем делать заявления о возвращении. По крайней мере хочется в это верить, потому что, если он теперь не вернется, разочарование будет очень сильным. Настолько сильным, что может даже сказаться на отношении публики к его брату. А дело просто в том, что все то время, что старшего Кличко не было на ринге, его тут очень не хватало.
До своего внезапного ухода Виталий был тем, кого в Америке называют "dominating champion" (доминирующий чемпион). То есть ему не просто принадлежал один из чемпионских титулов, а его чемпионство не вызывало сомнений. И пусть Хасим Рахман, против которого Кличко не вышел из-за травмы, надрываясь, кричал на весь мир, что Виталий его боялся и потому уклонился от боя, все прекрасно понимали, что у Рахмана против здорового Виталия Кличко были почти такие же шансы, как лет в пять - против собственного папы, когда тот собирался его пороть.
Однако возвращение Виталия Кличко сейчас никак не означает, что он сразу встанет на тот пьедестал, с которого чуть больше года назад сам слез. Тем не менее между ним и этим пьедесталом сейчас стоит только Олег Маскаев. И в случае победы над россиянином Кличко-старший почти автоматически в глазах большей части боксерского мира станет "главным чемпионом", потеснив и своего брата, которому принадлежит титул IBF, и чемпиона мира по версии WBA Николая Валуева. Тем более что нашему гиганту отчаянно не повезло с последним соперником, Джамилем Макклайном, который в их недавнем бою не то действительно получил травму, не то просто слинял с ринга, воспользовавшись удобным предлогом.
В любом случае такие победы авторитета не прибавляют, хотя, если уж кто тут ни в чем не виноват, так это сам Валуев. Кстати, Николай, если бы это зависело только от него, в любой момент вышел бы против любого из братьев Кличко. Однако здесь есть еще такой персонаж, как Дон Кинг, у которого имеются сопромоутерские права на Валуева и какие-то одному ему известные виды на него, и, насколько я знаю из не слишком официальных, но абсолютно достоверных источников, в его планы бой Кличко - Валуев пока не входит.
В общем и целом возвращению Виталия Кличко рады все, за исключением очень небольшого количества людей и особенно одного человека, которому это возвращение спутало все планы. А потому он, этот человек, заслуживает того, чтобы о нем рассказать отдельно.
НЕБОЕВАЯ ЖЕРТВА КЛИЧКО
"Сэм Питер дважды заслужил право драться с обладателем титула WBC Олегом Маскаевым. Он дважды выиграл элиминатор (бой за право драться с чемпионом) у Джеймса Тоуни, потому что кто-то там решил, что в первый раз он победил недостаточно убедительно. Питер дважды заплатил WBC взнос за санкцию на элиминатор. Спрашивается, за что он платил? За то, чтобы теперь его отодвинули в сторону только потому, что какой-то экс-чемпион решил вернуться на ринг? По какому праву WBC пересматривает собственные решения и выпускает против Маскаева не официального претендента Питера, а Виталия Кличко?"
Если бы я был нигерийским спортивным обозревателем, я бы сейчас писал примерно так. Так же я писал бы, если бы был американским обозревателем из штата Невада, где нигериец Сэм Питер сейчас проживает и без большого труда сходит за своего. Собственно, они сейчас именно так и пишут, хотя даже в штате Невада претензии нигерийца поддерживают далеко не все, а самый громкий голос в хоре принадлежит Дино Дуве, промоутеру Питера.
И они правы. Но только со своей стороны. Правда, конечно, одна, но иногда она бывает очень большой, и все зависит от того, с какой стороны ты к ней подошел. Со стороны Питера все выглядит именно так, а со стороны Кличко - совершенно иначе.
Уходя с ринга, когда Питер еще не был никаким официальным претендентом, Кличко получил от WBC звание "почетного чемпиона". Сделано это было с той целью, чтобы побудить его скорее вернуться. Дело в том, что по правилам WBC почетный чемпион имеет право на внеочередной бой с обладателем чемпионского пояса и ему не надо проходить претендентский цикл, так что Виталий Кличко собирается только воспользоваться своим правом. Ни больше ни меньше, и любой на его месте поступил бы так же. Только какой-нибудь уж совсем отмороженный пионер-всем-ребятам-пример, гордость школы и радость мамы стал бы действовать против себя.
Однако правила WBC написаны так, чтобы оставить чиновникам этой организации большое поле для маневра. Официальный претендент ведь тоже имеет право на внеочередной бой с чемпионом, тем более если этот чемпион только что провел добровольную защиту титула, что Маскаев и сделал, победив в Москве Питера Охелло. Неясным остается и то, чье право на внеочередной бой с обладателем титула WBC, почетного чемпиона или официального претендента, "внеочереднее". Питер через Дуву и своих адвокатов настаивает, что его, так как он стал официальным претендентом до того, как Виталий Кличко объявил о своем возвращении. Честно говоря, хоть я и далеко не нигериец, его аргументы кажутся мне очень весомыми, пусть даже Джеймса Тоуни в первом бою Питер победил только вместе с судьями и лишь во второй раз справился с ним самостоятельно. Однако WBC вроде бы уже вынес свое решение, по которому драться с Маскаевым будет Кличко, а не Питер.
ЧТО БОЙ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
Честно говоря, я по поводу боя Маскаев - Кличко, который становится все более и более неизбежным, испытываю, что называется, смешанные чувства. Временами меня даже терзают некие "предательские" сомнения: а может, команды Кличко и Маскаева не сумеют утрясти, скажем, финансовые вопросы и бой все-таки не состоится? Вот было бы славно.
Все дело в том, что, с одной стороны, я очень давно знаю Олега Маскаева и всегда восхищался его совершенно фантастической волей, позволившей ему подняться на самую вершину, после того как на нем все поставили крест. С другой стороны, думаю, я имею право считать себя если не другом, то добрым знакомым Виталия Кличко. Короче говоря, оба для меня в равной степени "свои". Так за кого мне болеть? Понимаю, что для многих сама такая постановка вопроса "за кого болеть" отдает изменой, и здесь я невольно перехожу еще к одному аспекту боя Маскаев - Кличко.
Кроме всего прочего, этот потенциальный "спор славян между собой" не вызывает у меня ни малейшего восторга еще и потому что в отношениях между Украиной и Россией сейчас и так не хватает теплоты, и от этого боя, при любом его исходе, лучше они не станут. Причем я, разумеется, говорю не о правительственном уровне, а о самом обычном бытовом. Представители "страны-победительницы" ударятся в чванство, а представители "проигравшей страны" - в озлобленность. Легко могу себе представить, что и в каких выражениях будут после этого поединка обсуждать на разных спортивных форумах в интернете и в каком тоне будут выдержаны многие статьи. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад, что тяжелый вес станет слишком тесным для выходцев из бывшего Советского Союза и им придется драться друг с другом за чемпионский титул?
Конечно, если этот поединок пройдет в Москве, как об этом поговаривают, ему будет обеспечен такой аншлаг-аншлаг, который не снился даже Регине Дубовицкой вместе с ее шуткующим интернационалом в лице Петросяна, представляющего вечно живой СССР, Веркой Сердючкой, представляющей, видимо, Украину и новыми русскими бабками, представляющими, прости господи, Россию. Но кому от этого боя будет хорошо? Только представьте себе, что будут орать в зале и какая волна антиукраинских настроений поднимется у нас в случае победы Виталия Кличко, которая мне, мягко говоря, не кажется невозможной. Не сомневаюсь, что Виталий с присущим ему тактом сумеет многое как-то сгладить, но далеко не полностью. Всего не сгладишь.
В общем, повода бросать в воздух чепчики я пока в упор не вижу. Наоборот, мне кажется, есть все основания завязать их покрепче, как уши у шапки-ушанки холодной зимой. Тем более что морозы, кажется, наступили нешуточные.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ