СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ИСТОРИЯ С ФОТОГРАФИЕЙ |
КАК ИЗ ФУТБОЛА ПРОВОЖАЛИ ЯШИНА
Эта фотография в мае 1971 года обошла не только спортивные, но и общественно-политические издания. Прощальный матч Льва Яшина. Сборная "Динамо" - сборная ФИФА - 2:2. Финал церемонии. Товарищи по команде на руках уносят с поля юбиляра, блестяще, на ноль отыгравшего почти час игрового времени. Крайний справа - Владимир Пильгуй, которому Яшин публично передал свои вратарские перчатки, тем самым "нотариально" заверив имя своего наследника в воротах московского "Динамо".
- Сначала предполагалось, что со сборной звезд мирового футбола сыграет родной клуб Льва Ивановича московское "Динамо", - рассказывает Пильгуй. - Однако затем в Центральном совете общества решили приобщить к юбилею всю союзную динамовскую футбольную гвардию. И наряду с нами, москвичами Владимиром Штаповым, Владимиром Смирновым, Валерием Зыковым, Александром Гребневым, Владимиром Эштрековым, Владимиром Козловым, Геннадием Еврюжихиным, Юрием Авруцким и Игорем Численко (приехавшим, правда, уже из целиноградского "Динамо"), а также выступавшим в тот год за нашу команду Йожефом Сабо, в матче приняли участие тбилисские динамовцы Муртаз Хурцилава, Слава Метревели, Манучар Мачаидзе, киевские - Вадим Соснихин, Владимир Веремеев и Виталий Хмельницкий, минчанин Эдуард Малофеев.
Я сменил Яшина минуте на 50-й и за оставшееся время пропустил два мяча. Матч не был показательным, результат заранее не планировался, борьба шла нешуточная. Каждый хотел внести свою лепту в празднование, но даже по выражению моего лица на снимке можно понять, насколько я был расстроен, считая, что запорол игру. И сколько потом Яшин ни утешал меня в раздевалке, неприятный осадок на душе все равно остался. Особенно на фоне того, как он сам готовился к игре.
К настоящим тренировкам Лев Иванович приступил незадолго до матча, а до этого почти девять месяцев всерьез не стоял в воротах. Но тренироваться начал, как и раньше, неистово, без всяких к себе поблажек. В 41 год он не хотел выглядеть неуклюжим и вкалывал, отбивал мячи наравне со мной. А потом блестяще отыграл перед переполненной чашей Лужников.
А ведь у него не было времени, чтобы, как обычно, настраиваться, концентрироваться перед матчем. Каждого приглашенного, и не только иностранцев, он лично встречал в аэропорту, провожал в гостиницу. Слетались они из разных стран. Вратарь Ладислао Мазуркевич из Уругвая, его коллега Иво Виктор - из Праги, защитник Джачинто Факкетти - из Милана, его партнер Густаво Пенья - из Мексики, блистательный бомбардир Герд Мюллер - из Мюнхена...
Матч получился, хотя Константин Бесков, назначенный тренером динамовского альянса, известный своими часовыми установками, на этот раз был краток: "Играйте, как умеете, игровое время получит каждый". Никакого сценария проводов по окончании матча разработано не было. Мы сами, спонтанно поддавшись чувствам, подхватили Льва Ивановича на руки и пронесли его перед трибунами.
Удался и состоявшийся вечером банкет в "Метрополе". Из напитков были и русская водка, и шампанское, но народ почему-то особенно налегал на молдавскую "Фетяску", и вскоре она кончилась. Однако мы, динамовцы, моментально сориентировались, скинулись, и "Фетяска" уже не уходила со стола. Иностранцы привезли Яшину подарки. Факкетти преподнес ему клубный значок. Сначала мы подумали: "Эка невидаль". Но при ближайшем рассмотрении значок оказался из разноцветного золота с бриллиантами. Больше других из звезд мирового футбола Яшину уделял внимание Бобби Чарльтон, постоянно находившийся рядом с ним, как и замечательный чешский вратарь Иво Виктор. А я на этом банкете познакомился со знаменитым польским форвардом Влодзимежем Любаньским. Спустя десять лет он приехал на матч Кубка УЕФА с нами в составе бельгийского "Локерена", мы снова встретились, и он долго вспоминал тот день 27 мая 1971 года, когда мировые звезды провожали из большого футбола великого вратаря современности.
Павел АЛЕШИН
Фотографию смотрите в формате PDF |