Газета Спорт-Экспресс № 27 (4307) от 7 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 февраля 2007 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Специальный корреспондент "СЭ" продолжает путешествие по Малайзии вместе с многодневкой "Тур Лангкави" и новой российско-итальянской командой "Тинькофф. Кредитные системы".

КРАСИВО ЗВУЧИТ: БОЕВОЙ ВЕЛОСИПЕД!

Ровшан АСКЕРОВ

из Лангкави

Начну с давней уже истории. Дело было в 1989 году во французском Лионе, где проходил трековый чемпионат мира. В гите на 1 километр одним из главных претендентов на победу был наш Александр Кириченко, и, скорее всего, именно он и завоевал бы золото, но произошло невероятное: на последнем круге у его велосипеда оторвалась часть руля. Тем не менее советский гонщик не только сумел финишировать - но и поднялся на третью ступень пьедестала!

Для нас сейчас вот что главное: та история с рулем наделала жуткий переполох среди производителей велосипедов. Всех волновало: кто виновник аварии? У фирмачей отлегло от сердца, лишь когда им сообщили, что пострадавший катил на машине таинственной марки "Икс-Бэ-три". А на поверку оказалось, что речь идет о продукции Харьковского велосипедного завода (то есть ХВЗ).

Все это я к тому, что от железных коней зависит многое. И, значит, пора рассказать, на чем ездят представители российской команды "Тинькофф. Кредитные системы" и как готовят веломашины к соревнованиям. Вот запись беседы вашего корреспондента с российским гонщиком Павлом Бруттом.

-Как приобретаются велосипеды для команды? Участвуют ли гонщики в закупке техники?

- Участвуют непременно. Например, в этом сезоне мы сотрудничаем с известной фирмой "Кольнаго". Минувшей осенью всей командой приезжали на завод, где каждого гонщика тщательным образом измерили и по этим меркам изготовили персональные велосипеды.

-И сколько машин полагается спортсмену?

- У каждого из нас один тренировочный велосипед и два боевых. Тренировочные находятся в нашем личном распоряжении, и на них мы готовимся весь год. Тогда как боевые хранятся на базе команды, и мы ими пользуемся только во время гонок. Одна машина - основная, вторая - запасная, на случай, если возникнут проблемы с первой, и в принципе ничем они друг от друга не отличаются. А еще у каждого есть велосипед для раздельных гонок на время, но он такой один - и для тренировок, и для выступлений.

-А если, не дай бог, оба боевых велосипеда сломаются? Ведь на трассе сплошь и рядом случаются столкновения, завалы, падения...

- Тогда по заказу команды будет изготовлена новая машина - мерки-то у производителя остаются. И в течение месяца гонщик получит новый велосипед. А пока замена не поступит с завода, я имею право гоняться на тренировочном.

-В Малайзию вы привезли весь свой парк велосипедов?

- Нет. Каждый из нас привез только свою личную боевую машину, а команда - по одной запасной. На всякий случай. Везти сюда всю конюшню довольно тяжело, да и невыгодно.

-Значит, если не случится никаких ЧП, вы всю многодневку проедете на одном велосипеде?

- Да хоть "Тур де Франс"! Современный велосипед - машина весьма прочная, готовая к самому жесткому использованию. Ну а с незначительными проблемами - небольшой ремонт, регулировка - справится механик команды. Серьезные аварии - поломка рамы или вилки, когда требуется замена велосипеда, - случаются только при очень больших авариях или завалах. Ресурс прочности машины - минимум год. А если избегать жестких падений или столкновений - и того дольше.

-Сейчас, как вы сказали, велосипеды для команды поставляет фирма "Кольнаго". А на велосипедах каких марок вы гонялись до этого? И чем они отличаются от нынешних?

- Команды, за которые я выступал прежде, получали велосипеды и от "Дента", и от "Пинорело"... Сразу хочу отметить, что велосипеды высокого профессионального уровня в принципе мало отличаются друг от друга. Разница прежде всего в геометрии рамы. Бывает слопинговая, когда верхняя труба сильно скошена, или треугольная - с горизонтальной трубой. Мне больше привычна традиционная треугольная геометрия. На слопинговой я себя чувствую чуть менее комфортно. Вот, пожалуй, и все отличия.

-Выбор рамы остается за гонщиком?

- Естественно. На заводе, когда с нас снимали мерки, спрашивали, какую раму предпочитаем. В нашем виде спорта, как и в "Формуле-1", очень важно подогнать машину под антропометрические данные конкретного человека.

-Когда позади очередной этап многодневки, гонщик попадает в руки массажиста, восстанавливается после трудного дня, готовится к следующему этапу. А что в эти часы между этапами происходит с велосипедом?

- Им занимается механик. Он должен вымыть машину, смазать, если необходимо - подтянуть разболтавшиеся гайки, провести тщательный техосмотр. К следующему этапу велосипед должен быть готов на все сто.

-А сами вы в экстренной ситуации на трассе смогли бы починить велосипед? То есть современная шоссейная гоночная машина - техника сложная или все-таки простая?

- В целом - простая. Есть, конечно, узлы настолько сложные, что лезть я в них даже не буду. Но большинство деталей и узлов предельно просты, и я вполне смогу разобраться в них в случае необходимости. Тем более что за годы в велоспорте кое-чему научился, привык ухаживать за своим велосипедом сам. Но если проблема в механизме переключения передач или в тормозной ручке, лучше обратиться к механику. Там столько мелких деталей и пружинок, что разобраться в них без специальной подготовки невозможно.

Что же касается колес, каретки, то тут что-то подправить по силам самому гонщику. Тем более что сейчас тут все крайне упрощено - две закручивающиеся гайки на оси. Вот раньше, помню, нужно было аккуратно разобрать все винтики, шарики, разложить их на тряпочке, чтобы не потерять, затем так же аккуратно все собрать, затянуть чашки. Сейчас же поставил подшипник, затянул - и все.

-Велосипеды, на которых "Тинькофф" гоняется в Малайзии, вы перед гонкой испытывали или это излишне?

- С одной стороны, чего нам к ним притираться или испытывать, ведь это точные копии наших тренировочных машин. Но с другой стороны... В общем, за неделю до отлета на "Тур Лангкави" мы на сборе в Италии проехались на гоночных велосипедах, чтобы в последний раз перед стартом высказать свои претензии и пожелания к ним. Механики, выслушав нас, максимально подогнали велосипеды к нашим требованиям. Причем опять сняли мерки и учли их при подготовке машин. Так что если мне в ходе гонки заменят основной велосипед на запасной, то ни по высоте седла, ни по положению руля нельзя будет определить, что произошла замена. Разве что по каким-то лично тебе известным приметам - царапинам на раме, например. Или, может, еще по изношенности машины.

-Сколько механиков на гонку отправляется с командой?

- Как правило, у нас один механик на всю команду. Вот и на этом "Туре" все технические вопросы решает один человек. Штат команды здесь, в Малайзии, вообще невелик: шесть спортсменов, механик, два массажиста, врач, менеджер. И все.

-Не маловато? Успеет ли один механик обслужить до старта следующего этапа шесть велосипедов?

- Скажем так: должен успеть.

-А два массажиста - промассировать шесть гонщиков?

- Да, двух вполне достаточно. Кстати, после этапа массажистам на процедуры отводится, как правило, не более 3-4 часов. Это время между приездом в отель и ужином. После ужина никаких массажей или процедур - только восстановление.

-В чем оно выражается?

- Просто отдых.

-И как же вы восстанавливаетесь?

- Зависит от обстоятельств. Иногда играю на компьютере, но я не большой поклонник игрушек. Чаще всего читаю или слушаю музыку. А еще взял с собой любимые фильмы. Из последних понравившихся - "Питер FM". Вроде бы ни о чем фильм, но все-таки про родной город (улыбается). Скучаю я по нему сильно.

-Вы поселились в одном номере с итальянцем Аджиано. Сами выбирали соседа?

- Нет, так поселили. Но в данном случае это даже хорошо. Лишний шанс попрактиковаться в языке. К тому же Элио старше и опытнее меня, ему есть что рассказать, посоветовать. И, кстати, в нашей команде он единственный, кто уже ездил эту гонку год назад.

-Советы дает?

- Да. Например, рассказал, как в таких жестких погодных условиях правильно распределять силы по дистанции. Или вот еще. Когда мы только приехали и едва расселились, Элио говорит мне: "Павел, пошли спать". Я ему: "Ты что, ни в одном глазу ведь". А он свое: "Спать, срочно спать. Иначе потом будешь долго как сонная муха ходить". Ну я кое-как сумел усыпить себя. А через пару часов он будит: "Вставай, Паоло, кофе выпей, взбодрись!" Это он так боролся с десинхронозом - то есть с разницей во времени. И, знаете, здорово помогло!

Результаты вчерашнего этапа "Тура Лангкави" - стр. 7