БИАТЛОН |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
Владимир АЛИКИН: "ЭТИ ПАРНИ УЖЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ"
На завершившемся в воскресенье в Италии чемпионате мира российская мужская команда завоевала две медали - золотую и серебряную.
Лина ХОЛИНА |
из Антерсельвы |
ГОТОВИТЬСЯ НАДО ВМЕСТЕ
Количественно наш медальный улов оказался несколько скромнее, чем в свое время запланировал для Николая Круглова, Ивана Черезова, Максима Чудова, Дмитрия Ярошенко, Сергея Рожкова и Филиппа Шульмана старший тренер Владимир Аликин. Но, как считает наставник наших биатлонистов, золото в эстафете с лихвой покрывает недостачу.
- Команда, которая выступала сейчас на чемпионате мира, создана на перспективу, на несколько лет вперед, - говорит Аликин. - В ней собраны все действительно лучшие на данный момент биатлонисты России. Они и в прошлом году показывали довольно высокие результаты, а в этом сезоне с первых же гонок проявили себя с самой лучшей стороны. Пятеро - Круглов, Черезов, Чудов, Ярошенко и Рожков - сейчас входят в число 15 сильнейших в общем зачете Кубка мира. Для сравнения: по итогам прошлого года таковых было трое. В зачете же Кубка наций наша команда лидирует, опережая и норвежцев, и немцев.
-А малый Кубок мира в эстафете вы уже выиграли!
- Да, эстафета в Антерсельве была последней в этом сезоне, и победа в ней еще более упрочила наше преимущество. Теперь на трех оставшихся этапах Кубка мира будем бороться за общекомандное первенство, за Кубок наций. Получится или не получится его завоевать, не знаю, но ребята готовы биться до конца.
-Вы сказали, что нынешняя команда - на перспективу...
- Да, у каждого из этих пяти спортсменов очень большой, на мой взгляд, резерв, и если правильно с ними работать, то они с каждым годом будут прибавлять, набираясь опыта, взрослея, мужая. Прежде всего я имею в виду Чудова, Черезова и Круглова. Ярошенко немного постарше, но сказанное мною относится и к нему. И, кстати, к Сергею Рожкову тоже. Не знаю, правда, как на его кандидатуру будет смотреть руководство Союза биатлонистов России. В прошлом году присутствие Рожкова в сборной было, скажем так, под вопросом. Если мне удастся его отстоять, буду добиваться, чтобы Сергей готовился вместе со всеми ребятами, поскольку после пропуска даже одного сбора вливаться в команду сложно.
-Считаете, что индивидуальная подготовка хуже централизованной?
- Когда человек тренируется один, он может дать себе послабление, ему приходится тратить время на, скажем, наклейку мишеней, на какие-то другие необходимые вещи. А надо ведь еще и промерить трассу и засечь время на отрезках... Всем этим должен заниматься не спортсмен, а тренер. Вообще, когда спортсмен постоянно на виду у тренера, тот все про него знает, все видит, все понимает. Если у меня постоянный контакт с парнем, мне точно известно, что с ним творится, что у него на душе. А это очень важно. Ведь, возможно, в какой-то момент ему необходимо дать меньшую нагрузку.
Возьмем в качестве пример нашего великого биатлониста Сергея Чепикова. Он готовился к этому сезону самостоятельно, и в гонках просто ничего не смог показать. В прошлые годы Чепиков при такой же подготовке бежал наравне с нынешними участниками чемпионата мира, а в этом сезоне ребята сделали огромный шаг вперед, Сергей же остался на прежнем уровне.
-Причем, что бросается в глаза, ваши подопечные сделали этот шаг вперед вместе. Напрашивается вывод: что-то изменилось в самой системе тренировок. Это так?
- Знаете, когда я пришел в команду, первым делом сказал: теперь у нас нет молодых и старых, зеленых и опытных, нет никакой дедовщины...
-...неужели и дедовщина бывает?
- Случается, но, естественно, не как в армии, а гораздо мягче. Помню, как все было, когда я сам совсем молодым пришел в сборную к опытным и маститым Александру Тихонову и Николаю Круглову... Так вот, этим ребятам я сразу сказал: у нас в сборной все равны, работайте, каждый получит свой объем, свои нагрузки, и результаты всех рассудят.
Так мы и работали: по общему плану, но для каждого нагрузки варьировались. Сегодня кто-то тренируется побольше, кто-то поменьше, кому-то надо обратить внимание на стрельбу, кому-то заняться скоростью. Вот так постепенно ребята поняли, что это такое - трудиться сообща.
-То есть индивидуально можно готовиться и в сборной?
- Вот именно.
ВСЕ-ТАКИ ЛЮБЯТ В РОССИИ БИАТЛОН
-Вы почувствовали, что, выиграв золото в эстафете, ваши подопечные поняли: трудились они действительно не зря? Ведь уровень эстафетной команды - это показатель общего уровня биатлона в стране.
- Конечно, почувствовал. Ребята были просто в восторге! А сколько телефонных звонков со всей страны было! Эта победа всколыхнула всю Россию. Все-таки любят у нас биатлон. Разумеется, выиграть личную гонку крайне почетно, но успех в эстафете делает сразу четырех человек чемпионами!
-Сейчас, когда кто-то выиграл высший титул, кто-то нет, отношения в команде не изменились?
- Нет. Все с полным пониманием отнеслись к эстафетному составу. Кстати, если и возникают какие-то вопросы, ребята всегда говорят, что я должен поступать так, как считаю нужным в интересах команды.
-А вы объясняете им свои решения?
- Конечно. Между прочим, все, кого мы привезли в Антерсельву, вышли здесь на старт. Пробежали и Рожков, и Шульман, который отобрался в команду, и с моральной точки зрения я просто не мог не дать ему шанс проявить себя. Таким образом, он стал полноценным участником чемпионата мира, а не просто просидел в запасе. Как Шульман пробежал, это другой разговор, но в том, что он старался, бился изо всех сил, я уверен. Не получилось сейчас, получится в следующем сезоне.
-У Ярошенко тоже долго мало что получалось в Кубке мира...
- А в этом году поработали нормально - и прорвало парня.
-Результаты команды действительно впечатляют, но по большому счету нашим биатлонистам еще не хватает скорости. Неужели дремлет российская лыжная школа?
- Имеете в виду, почему в биатлон не попадают хорошие лыжники? Думаю, причина в плохом взаимодействии национальных федераций лыжных гонок и биатлона. Мы бы с удовольствием взяли скоростных спортсменов из лыж, но кто же отдаст? В последнее время отток людей из лыжных гонок в биатлон фактически прекратился, поэтому в биатлонные секции на местах набирают детей и начинают работать с ними сразу как с биатлонистами. Я же считаю, что сначала надо научить молодого человека хорошо кататься на лыжах, а уж затем ставить ему стрельбу.
Но есть еще одна проблема: не каждому дано стрелять. У одного есть врожденное чувство, он взял винтовку и уже через пять занятий видно, что из него будет толк. А другого можно год тренировать в стрельбе, и мало что получится. Между прочим, таких крайне нестабильных в стрельбе спортсменов у нас в России полно. Бегут очень хорошо, а стреляют из рук вон плохо. В сборную попадают лишь те, кто наделен обоими этими качествами.
Другая причина слабого притока талантливых биатлонистов в сборную - как ни странно, деньги. Сейчас спортсменам начали платить различные гранты, начиная с юношеского возраста. Стал чемпионом, призером - вот тебе стипендия. И в ведущих регионах России работа спортсмена оплачивается весьма неплохо. Жизнь там относительно спокойная, люди устроены, получают хорошие деньги. Стремиться в сборную, трудиться, перенапрягаться, ломаться, быть у всех на виду и после проигрышей получать нагоняй - кому это надо? Кому нужна эта колоссальная ответственность? Не многим.
-Мне кажется, что похожая ситуация и с тренерами. Ведь, насколько я помню, после объявления весной прошлого года конкурса на пост старшего тренера мужской сборной страны свои предложения прислали только вы.
- Зато критиковать сборную и ее тренеров готовы многие. Повторяю: на чемпионате мира в Антерсельве выступали сильнейшие биатлонисты России. Никто у них на национальном первенстве не выиграет. Кем же их заменить? Один, два человека в России, конечно, найдутся, но это все.
Когда я принял команду, мог бы, наверное, ради быстрого получения результата нагрузить ребят тренировками побольше. Но делать этого я просто не имел права, зная, как они готовились в прежние годы. А как они в прежние годы выступали? Мне было больно смотреть. Но в этом сезоне мы подтянулись по лыжному ходу и результаты резко пошли в гору.
-Вы говорите, что при подготовке к сезону дали команде, скажем так, не полную нагрузку. Есть уверенность, что при более интенсивной работе ваши подопечные еще прибавят в скорости?
- Мы будем работать в выбранном направлении. Перед нами олимпийский цикл: надо все распланировать и двигаться по схеме. В этом сезоне ребята в себя поверили, воодушевились, поняли, что мы на правильном пути. Если нам не будут мешать, то мы и дальше будем прогрессировать. Кое-что, естественно, подкорректируем, займемся в том числе и наращиванием скорости. Ничто не должно выпасть из поля зрения - ни стрельба, ни лыжный ход.
БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ ВЫСТУПАТЬ НА МАКСИМУМЕ
-Ваша тренерская программа рассчитана на четыре года. Но, как оказалось, и за один год можно многое сделать.
- Сначала мне давали четырехлетие. Потом сказали: до декабря 2006-го. Затем: до конца сезона. Так что же получается, я вроде бы должен выжать из них все соки за один год, чтобы обеспечить себе дальнейшее тренерство? А знаете, как за год можно загонять спортсменов? Так, что от них ничего не останется!
-Хотела бы затронуть тему Рожкова. Он уже взрослый спортсмен и, возможно, достиг своего потолка. Так стоит ли его тянуть дальше?
- Повторяю: если все будет в порядке и Сергей останется в сборной, я буду настаивать на его совместной подготовке со всеми остальными спортсменами. Мне кажется, после нее Рожков будет выглядеть иначе. Кстати, и в этом сезоне были разговоры о том, чтобы его в команду не брать. Но, простите, на каком основании? Он же выиграл чемпионат России. Я понимаю: Сергей - не самый молодой, а надо и молодежь накатывать. Так дайте мне несколько молодых. Я бы с удовольствием взял. С нами во время подготовки к сезону ездили кандидаты в сборную Андрей Маковеев, Алексей Чурин, Михаил Кочкин и Филипп Шульман. Все они сейчас хорошо выступают. Маковеев всю недавнюю универсиаду выиграл, теперь поехал на Кубок Европы. Разве это не говорит о том, что летом мы хорошо подготовились?
-Если спортсмен завис на определенном уровне, перестал прогрессировать, его можно как-то растормошить?
- В принципе это несложно. Надо просто сменить методику, отдельно с ним поработать.
-В чем отличие прежних чемпионов Чепикова, Павла Ростовцева от нынешних ребят?
- Да, думаю, ни в чем. Биатлонисты - хорошие парни, живем мы дружной семьей, нормально друг с другом общаемся. Смена же поколений - неизбежная вещь: уходят одни, приходят другие. Это круговорот жизни.
-А у вас самого-то запал остался?
- Настроение и желание работать есть. Пока все получается.
-Есть кто-то еще в стране из талантливых биатлонистов, кого вы не упомянули?
- Не хотел бы называть фамилий, скажу только: есть. Нужны хорошие тренерские руки.
-Круглов, Черезов, Чудов, Ярошенко еще довольно молоды. Сколько лет они смогут выступать на высоком уровне?
- Все зависит от того, как будут тренироваться. Как я уже говорил, человека можно и за один год загнать. И раньше были такие специалисты, и сейчас есть: дают сумасшедшие нагрузки и смотрят, кто выживет.
-Вы уже избаловали болельщиков, и теперь они ждут от вашей команды стабильно хороших выступлений. И основания для этого есть. Мне кажется, Круглов, Чудов, Черезов, Ярошенко мысленно уже наверху, среди сильнейших.
- Похоже на то. Эти ребята уже почувствовали свою силу, сравнили ее с возможностями основных зарубежных соперников, научились адекватно, в зависимости от ситуации действовать на трассе. Все они уже настоящие профессионалы, хотя пока не всегда все у них получается.
-Не все получается даже у Бьорндалена.
- Точно. Накануне чемпионата мира все кричали: непобедимый, непобедимый! А в Антерсельве его обыграли, и не один раз. Да, на сей раз не мы, но на этапе Кубка мира в Оберхофе это удалось Круглову. Надеюсь, когда-то и у нас будут такие лидеры, как Бьорндален.
-Не опасаетесь, что после чемпионата мира у ребят наступит опустошение и собраться на оставшиеся этапы Кубка мира им будет сложно?
- В ближайшие три дня они смогут вздохнуть полной грудью, так как сделали хорошее дело, порадовали болельщиков, завоевали золотые медали чемпионата мира. Сейчас они воодушевлены, в хорошем настроении приедут домой. Я дал им всем домашние задания и знаю, что почивать на лаврах никто не собирается. Что же касается оставшихся кубковых этапов... Да разве смогут они после такой победы, после того как у них появилось столько друзей, поклонников, позволить себе ходить по трассе пешком?