Газета Спорт-Экспресс № 42 (4322) от 26 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 13

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 февраля 2007 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ЗАЯВКУ СОЧИ ПРИЗНАЛИ УНИКАЛЬНОЙ

Завершился визит в Сочи Оценочной комиссии МОК. Его итоги были подведены на двух пресс-конференциях. Одну дали гости, другую - хозяева. При этом хвалебных эпитетов на первой звучало больше, чем на второй. Как правильно трактовать сей факт - как формальный знак уважения со стороны членов комиссии или как искреннее восхищение от четырех дней знакомства с российским городом - кандидатом на Олимпийские зимние игры 2014 года? И что последует дальше?

ПРО ОПРЕДЕЛЕНИЕ "ПРЕДЛАГАЕМЫЕ"

В финальной пресс-конференции по установленному МОК протоколу принимали участие двое - глава Оценочной комиссии Чихару Игайа и генеральный директор МОК по Олимпийским играм Жильбер Фелли. Уже по тому как они вошли в зал и заняли места перед микрофонами, стало понятно: гости пребывают в хорошем расположении духа. Они были раскованны (не в пример тому как выглядели на аналогичном мероприятии неделей раньше в Пьонгчанге), много улыбались и даже шутили.

Затем последовала вступительная речь японца. Она вопреки тому что следовало ожидать, была достаточно длинной и эмоциональной.

- Мы тщательно изучили заявочные документы и посетили предлагаемые места проведения соревнований в красивом курортном городе Сочи, - начал Игайа (определение "предлагаемые" в сочетании с различными существительными - "объекты", "стадионы", "сооружения" - он потом употребил еще с десяток раз и, следует понимать, сделал это неспроста. - Прим. авт.) . - На нас все произвело огромное впечатление. Особенно встреча с президентом России, который вновь подтвердил свою полную поддержку кандидатуры Сочи. А также активное участие Олимпийского комитета России и национальных федераций по зимним видам спорта в заявочном процессе.

Россию вообще надо благодарить за то, как энергично она поддерживает олимпийское движение, - сказал далее глава комиссии. И перешел к частным эпитетам в адрес Заявочного комитета "Сочи-2014". Из уст вице-президента МОК его генеральный директор Дмитрий Чернышенко и его сотрудники получили "искреннюю признательность" членов комиссии за внимание, доброту, любезность и теплое гостеприимство. Будем откровенны, Заявочный комитет действительно оказался на высоте. Организация и проведение визита были безупречны. Так же, как и условия, созданные прессе для его освещения. А журналистов из разных стран понаехало почти 200 человек.

- К сильным сторонам заявки следует отнести безмерную поддержку представителей правительственных структур, начиная с президента, поддержку всех слоев населения и выдающиеся традиции России в зимних видах спорта, - заявил Игайа, приступая к подведению итогов. - А то, что вызывает беспокойство, это неразрешенные пока вопросы с представителями экологических организаций и временной фактор: слишком многое надо построить всего за 7 лет. Есть еще и сложности с переселением людей, проживающих в районе будущего Олимпийского парка.

ЭКОЛОГИ ДАЮТ ДОБРО

Последние слова главы комиссии вызвали, естественно, массу вопросов. Подчеркнув, что в понимании делегации это вовсе "не проблемы", а "вызовы", право разбираться с прессой он передал Жильберу Фелли.

- Я встречался накануне с представителями негосударственных экологических организаций, с руководителями Министерства природных ресурсов и местных властей, - сообщил Фелли. - И понял: идет диалог, способный привести к приемлемому решению. Главное: экологи высказались за проведение Игр в Сочи. И это дает шанс на дружественное разрешение ситуации в кратчайшие сроки. Такую же надежду можно выразить и по отношению к судьбам людей, проживающих в той части Имеретинской долины, где предполагается олимпийское строительство.

Комментарий по этой теме позднее сделал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев:

- Я сам встречался с жителями из тех мест, которые теоретически могут быть снесены. Понятно, у большинства другого жилья нет и переезжать им некуда. Проблема же в том, что большинство участков были заняты в 80-е и 90-е годы прошлого века методом самозахвата и официально никак не оформлены. Сейчас мы предложили всем в течение месяца собственность зарегистрировать. Это позволит сделать следующие шаги. Во всяком случае, государство выделило деньги на то, чтобы выкупить те участки, которые могут понадобиться. Но речь идет о единичных случаях. Никаких массовых переселений не предполагается. К тому же без согласия самих граждан никаких решений мы принимать не будем.

Более осторожно Фелли говорил о временном факторе. И это понятно. Когда людей, например, 15 минут везут на джипах через девственный лес по узкой горной просеке и привозят туда, где должна быть создана санно-бобслейная трасса, им, наверное, трудно сразу поверить в то, что всего через несколько лет участники соревнований и зрители смогут добраться туда на легком метро. Равно как представить, что весь комплекс масштабных работ по строительству объектов на территории Олимпийского парка и сопутствующей инфраструктуры будет реализован за шесть с половиной лет. Даже при условии, что проект разработан ведущим архитектурным бюро в мире спорта. Тем, которое создало проекты Олимпийского парка для Игр 2012 года в Лондоне, новой арены "Уэмбли", стадиона для бейсболистов "Нью-Йорк Янкиз" и массы других первоклассных сооружений.

В РОССИЮ НАДО ВЕРИТЬ

Как бы это ни прозвучало банально, но в данный момент нам вспомнились первая и последняя строчки из знаменитого тютчевского четверостишия: "Умом Россию не понять... В Россию можно только верить". С этой верой и делались все эти более 35 презентаций, в этой вере попытались убедить членов комиссии и Владимир Путин, и ведущие чиновники целого ряда министерств, и руководители края и Сочи, и выдающиеся спортсмены, такие как олимпийские чемпионы Светлана Журова, Светлана Баженова, Александр Горшков, Владислав Третьяк и многие другие, которые выступали в качестве экспертов.

По правде сказать, представленный макет будущего Олимпийского парка с его многочисленными сооружениями смотрелся впечатляюще. Но когда перед взором вначале представителей МОК, а чуть позже журналистов предстал огромный пустырь, именуемый Имеретинской долиной, - совершенно неосвоенная, поросшая бурьяном прибрежная территория в два километра в длину и один в глубину с несколькими несуразными домиками, разместившимися поближе к морю, чувства гостей понять было нетрудно. Это мы не сомневаемся, что в случае выбора МОК в пользу Сочи здесь все будет построено в оговоренные сроки. Но людям, не знающим отечественных реалий, подобное было невозможно даже представить.

- И все равно нас слушали очень внимательно - что в первый день официальных презентаций в библиотеке VIP-отеля "Родина", что в третий день визита гостей из МОК, когда они приехали в Имеретинскую долину, - поделилась своими впечатлениями Светлана Журова.

-А почему вам доверили делать доклад по теме "Олимпийская деревня"?

- Наверное, потому что я деревенская девушка: родилась-то в Ленинградской области, - пошутила Светлана. - Меня и муж иногда называет деревенской. Так что в данном случае все правильно: кому еще рассказывать про будущую Олимпийскую деревню, как не мне?

-Много ли вопросов вам задавали?

- Не очень. Больше всех "пытала" Ребекка Скотт, сама олимпийская чемпионка. Она, как и я, только завершила спортивную карьеру. И у нее, естественно, свежи воспоминания о проживании в различных "деревнях". Но я держалась стоически.

-И какой из вопросов был самым неожиданным?

- Сколько стиральных машин будет на каждом этаже?

-Ответили?

- А вы сомневаетесь?..

О доброжелательности олимпийских эмиссаров говорила и Ольга Андрианова, "крестная мама" отечественных керлингисток, президент федерации и главный тренер женской команды, которая везде появлялась в сопровождении двух симпатичных ассистенток - двух лучших игроков своей команды Людмилы Прививковой и Ольги Жарковой.

- Поначалу я очень волновалась, - призналась Андрианова. - Но когда после каждой произнесенной мною фразы руководитель комиссии Чихару Игайа улыбался и кивал головой в знак понимания, успокоилась. Мне кажется, что все были удовлетворены.

МОК УМЕЕТ ХРАНИТЬ ТАЙНУ

Но вернемся на пресс-конференцию.

- У вас, конечно, уникальная заявка, - отметил Фелли, один из главных иерархов в администрации МОК. - Но вам надо напряженно работать, чтобы осуществить задуманное. Впрочем, все уникальное всегда выглядит фантастическим.

- Если вы получите право на проведение Игр, - дополнил коллегу Игайа, который сам дважды выступал на зимних Олимпиадах и 1956 году в Кортина-д'Ампеццо завоевал серебряную медаль в слаломе. - Я с удовольствием приеду сюда покататься на лыжах.

На этой оптимистической ноте пресс-конференция завершилась.

И подошла к концу первая часть работы Оценочной комиссии МОК. После визитов в Пьонгчанг и Сочи членам комиссии осталось лишь совершить вояж в австрийский Зальцбург, который намечен на 14 - 17 марта.

Эти сроки, кстати, вызвали у нас некоторое удивление, и мы попросили господина Игайа объяснить причину трехнедельной паузы между двумя фазами работы комиссии.

- Во-первых, у каждого из нас есть свой бизнес, который нельзя надолго оставлять без внимания, - ответил вице-президент МОК. - Пауза позволит привести дела в порядок. Во-вторых, работа Оценочной комиссии физически тяжелая. Тяжелее, чем может показаться. Ведь мы договорились между собой, что все решения будем принимать единогласно. Именно поэтому мы все вместе ездим по объектам и все вместе участвуем в обсуждении всех тем. Так что людям просто нужен небольшой отдых. А в-третьих, пауза позволит нам осмыслить все, что мы увидели и услышали в Пъонгчанге и Сочи, и, не откладывая на потом, сделать соответствующие выводы.

Как нам стало известно, по завершении поездки в Зальцбург члены Оценочной комиссии не разъедутся по домам, а отправятся в Лозанну, чтобы в понедельник, 19 марта, приступить к составлению отчета. Мало сомнений в том, что все выводы будут сделаны за 3-4 дня, хотя официально доклад обнародуют лишь 4 июня - за месяц до дня выбора столицы XXII Олимпийских зимних игр на сессии МОК в Гватемале.

Можно предположить, что уже к концу марта "осведомленные источники" начнут спекулировать на разного рода рейтингах, росте и падении шансов на победу каждого из трех городов-кандидатов, ссылаясь на выводы комиссии. Мы бы не рекомендовали придавать им особого значения. В конечном итоге выбор сделают члены МОК. А они привыкли опираться на собственные впечатления. Поэтому согласимся с Дмитрием Чернышенко, который убежден: в оставшееся до сессии в Гватемале время надо серьезно работать, уделяя первостепенное внимание тому, как заручиться поддержкой большинства выборщиков.

Александр РАТНЕР, Лев РОССОШИК

Сочи - Москва