ФУТБОЛ |
"ЗВЕЗДА" |
Приз "СЭ": ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ СТРАН СОДРУЖЕСТВА И БАЛТИИ |
Анзор КАВАЗАШВИЛИ
Было бы не совсем корректно утверждать, что лучшего на сегодня голкипера нашей страны Игоря Акинфеева воспитала отечественная вратарская школа, сложившаяся еще с советских времен. Для этого нужно, чтобы он выглядел лучшим в целой армии лучших.
Увы, рядом с ним по уровню пока никого не видно. Акинфеев сейчас - единственный наш голкипер европейского класса, и я не удивлюсь, если в свои 20 лет он удостоится приглашения в "Милан", "Барселону" или "Баварию".
Первоклассного вратаря в первую очередь отличают редчайшая интуиция, умение выбрать позицию в воротах. И в этом отношении Акинфееву трудно найти равных. Я, сам много поигравший и за сборную, и в еврокубках, поражался потрясающему чутью армейского вратаря в прошлогоднем лондонском матче Лиги чемпионов с "Арсеналом". "Канонирам" тогда не удалось забить, но упрекнуть тех, кто выходил на ударные позиции, было не в чем. Не раз они завершали атаки нетривиально, вопреки, казалось бы, привычной логике, вследствие чего вратарь вроде бы должен был оставаться не у дел. Но всякий раз на пути мяча возникал Акинфеев. Тот матч окончательно уверил меня в сверхъестественных способностях вратаря ЦСКА. Настоящий Дэвид Копперфилд!
Не располагая высоким ростом, длинными руками, как, скажем, Лев Яшин или Евгений Рудаков, Акинфеев и в борьбе за высоко летящие мячи, как правило, выходит победителем. Происходит это за счет великолепной прыгучести и опять же правильного выбора места и момента выхода из ворот. А о реакции и говорить нечего - она у него отменная как на удары верхом, так и низом.
Лучшим вратарем Европы я его пока называть поостерегся бы, но то, что он за рекордно короткий срок, можно сказать, одним махом, к высшей континентальной планке приблизился, совершенно очевидно. Не припомню, чтобы вратарь в столь юном возрасте добивался признания на всех уровнях, в том числе и в национальной команде.
Еще одним достижением вратаря ЦСКА считаю то, что он начал отличать уверенность в себе от губительной для голкипера, да и любого игрока вообще, самоуверенности. Признаки последней сопровождали, что скрывать, первые шаги Акинфеева в большом футболе, выражаясь в спорах с судьями, в стремлении участвовать в неспортивных заварухах на поле и, что, на мой взгляд, еще хуже, в неуважительных, а порой просто грубых окриках в адрес партнеров.
Безусловно, голосовое сопровождение защитникам требуется постоянно, они привыкают к подсказкам вратаря, следуют им, но только в случаях, когда вратарские интонации их не раздражают. В мое время защитников сборной нередко опрашивали, с каким голкипером им на поле комфортнее всего. Ответ был единодушным: с Яшиным. Он мог строго спросить с любых защитников, однако границ корректности никогда не переступал даже при грубых промахах партнеров. И Яшин, и я сам рассуждали так: защитник имеет право на ошибку, а ты на то и поставлен в ворота, чтобы ее исправить. А если футболиста постоянно дергать упреками, эффект может получиться обратным. Играя же с Яшиным, защитники чувствовали себя раскрепощенно: во-первых, полагались на его подсказки, а во-вторых, не боялись ошибиться, будучи уверенными, что вратарь всегда выручит. Яшин берег и свои, и чужие нервы, почти не пререкался с судьями и при необходимости старался успокоить разгоряченных партнеров. С возрастом, хотя какой для вратаря возраст - 20 лет, скорее с опытом Акинфеев становится все уравновешеннее, что ему только на пользу.
А во вред - отсутствие достойной конкуренции. Если бы у нас появились еще два-три вратаря, сравнимых по таланту с Акинфеевым, прогресс армейца, возможно, значительно ускорился бы. Вот тогда можно было бы говорить и о преемственности отечественной вратарской школы, во второй половине прошлого века одной из лучших, самых прогрессивных в Европе и в мире.