Газета Спорт-Экспресс № 43 (4323) от 27 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 февраля 2007 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

НЕРАЗБЕРИХА

В российском фигурном катании сложилась уникальная ситуация: всего за три недели до начала токийского чемпионата мира нет никакой ясности, чего нам ждать в некогда успешном для страны виде спорта. А главное - от кого?

В ЯНВАРЕ ВСЕ СМЕШАЛОСЬ

В начале сезона все виделось достаточно предсказуемым. Представлялось, что после ухода с любительского льда олимпийских чемпионов Турина и экс-чемпионки мира Ирины Слуцкой в лямки лидеров команды впрягутся наиболее опытные - Мария Петрова и Алексей Тихонов, Елена Соколова, Илья Климкин, может быть, обретет наконец психологическую устойчивость в крупных турнирах Андрей Грязев, оправится после всех перенесенных травм и операций Виктория Волчкова, а к ним помалу подтянутся те, кто моложе.

Карты оказались спутанными в начале января. Причем в самом, казалось бы, надежном виде - в парах. Петрова и Тихонов из-за обилия телевизионных шоу не успели в достаточной мере подготовиться к отборочному чемпионату России и в итоге отказались от выступления. Юко Кавагути и Александр Смирнов, которые к ноябрю вышли на уровень сильнейших пар страны, тоже были вынуждены пропустить отбор - из-за серьезной травмы партнерши. Чемпионами страны стали Мария Мухортова и Максим Траньков, но почти сразу после триумфа в Мытищах Мухортова сильно порезала ногу пробив коньком ботинок.

Вот и получилось, что право представлять Россию на чемпионате Европы по "спортивному" принципу получили Юлия Обертас - Сергей Славнов и совсем молоденькие пермские фигуристы Елена Ефаева - Алексей Меньшиков. Третья вакансия была отдана Петровой и Тихонову как бы авансом, но именно они стали на чемпионате Европы лучшими из российских пар - заняли второе место.

Однако там же в Варшаве выступления наших дуэтов номер два и три показали, что бороться за попадание в призовую тройку они на данный момент не способны.

И стало понятно, что к чемпионату мира состав сборной в парном катании необходимо пересматривать.

ПЛЮС СТАРТ

Два дня назад - после окончания финала кубка России в Твери - президент Федерации фигурного катания Валентин Писеев официально объявил: две из трех пар, которые отправятся в Токио, определены. Это Петрова - Тихонов и Кавагути - Смирнов. Еще одна пара будет названа в середине марта. Вакансию займут либо чемпионы страны (если Мухортова и Траньков сумеют доказать, что полностью восстановились после травмы), либо Обертас и Славнов.

Росссийско-японский дуэт Тамары Москвиной застолбил за собой место в команде исключительно благодаря правильно просчитанной стратегии тренера. Если бы фигуристы не приехали в Тверь, можно было бы с полным основанием рассуждать о том, что их шансы на место в команде ничуть не выше, чем у любой другой пары. Но они приехали. Более того, прокатали обе программы, хотя изначально намеревались показать лишь короткую, и отрыв почти в 20 баллов от Ефаевой - Меньшикова (при том, что пермские фигуристы очень чисто и свободно исполнили произвольную программу) говорил сам за себя.

Еще один плюс Кавагути и Смирнов получили в заочной борьбе с Обертас и Славновым: на ноябрьском этапе "Гран-при" в Москве, как и в Твери, они выжали из себя максимум возможного. То есть продемонстрировали то, что в спорте называется "плюс старт". В то время как у Обертас и Славнова это качество наблюдалось в последние сезоны (включая выступление в чемпионате Европы) крайне редко.

Естественно, не очень правомерно делать подобные выводы на основании всего двух турниров, но свежее впечатление всегда оказывается наиболее сильным. Думаю, именно поэтому выбор в пользу недавно сложившейся пары был сделан руководством практически без колебаний.

НИЗЫ НЕ МОГУТ, ВЕРХИ НЕ ХОТЯТ

О российском фигурном катании в его нынешнем состоянии впору говорить, перефразировав известную ленинскую формулировку. Попытки руководства Федерации фигурного катания "воспитывать" в промежутке между чемпионатами Европы и мира Елену Соколову, дабы заставить спортсменку относиться к тренировкам "должным образом", бессмысленны. Право на свое законное место в сборной команде Соколова доказала в Твери, опередив ближайшую к себе соперницу на двадцать с лишним баллов. При этом всем по-прежнему понятно, что до призового места в Токио фигуристка не доедет ни при каком раскладе - уже не тот уровень.

Но парадокс в том, что саму Соколову такое положение, похоже, устраивает. И это вовсе не повод винить спортсменку. Уровень притязаний каждый определяет для себя сам. Не захотел, к примеру Илья Климкин, не попав в команду в январе, принимать участие в дополнительных отборочных мероприятиях - и не стал. Теоретически он вполне мог бы, как и Соколова, выступить в Твери, без труда стать первым и таким образом получить вторую мужскую вакансию в сборной. Но зачем это нужно человеку, если шансы на медаль мирового первенства достаточно призрачны, а возможность хорошо заработать в шоу, и решить очень многие вопросы собственного бытия - совершенно реальна?

Не исключаю, что таким же принципом в какой-то момент, почувствовав вкус больших денег, начали руководствоваться и Петрова с Тихоновым. Делать основную ставку в Токио на этих спортсменов (и уж тем более чего-то от них там требовать) я бы не стала хотя бы потому что к серьезным тренировкам фигуристы до сих пор не приступали - гастролируют с показательными выступлениями по стране.

Зачем при этом ехать на чемпионат мира, я, честно говоря, не знаю. Но даже если им просто хочется завершить карьеру именно там, то всей своей предыдущей карьерой Маша и Алексей это заслужили.

При этом второй эшелон пока "не тянет" воз возложенных на него надежд. Единственный спортсмен, чье место в сборной не подвергается сомнению, - Андрей Лутай, ученик Татьяны и Алексея Мишиных. "Вот откатается Сергей Добрин в Твери, поставлю в команду его, и точка!" - в сердцах сказал накануне финала Кубка России Писеев. Добрин "не откатался" - выступил не лучшим образом. И вновь начались гадания на кофейной гуще: кого брать в Токио? Андрея Грязева? Он был простужен, только начал нормально тренироваться, да и на чемпионате Европы в Варшаве не блистал. Заменить его на Сергея Воронова? Такой вариант тоже возможен, но будет рассмотрен после того, как ученик олимпийского чемпиона Алексея Урманова выступит на юниорском чемпионате мира в Оберсдорфе. А это означает - оттянуть решение вопроса на последний момент. В результате в команде хаос. Причем совершенно неоправданный и не очень обоснованный. Меняем-то по большому счету шило на мыло.

Похожая ситуация и у женщин. Кто, кроме Соколовой, окажется в команде - пока неясно. Хотя уровень женского российского катания, по сравнению с мужским, не выдерживает вообще никакой критики.

"Не пойму даже, чем занимались остальные наши специалисты в те годы, пока я работал только с Плющенко, если сейчас у меня без каких-то серьезных усилий Константин Меньшов становится вторым - у мальчиков, а Катарина Гербольд - у девочек", - полушутливо заметил Алексей Мишин в Твери.

Слова Мишина, сказанные там же о том, что его ученик олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко с первого августа приступает к серьезным тренировкам, вряд ли сейчас можно воспринимать всерьез. В телефонной беседе со мной тренер пояснил свою позицию. Если Плющенко решит вернуться, то он, Мишин, естественно, начнет серьезно с ним работать. Потому что по-другому не умеет. Но мало ли что может измениться в планах спортсмена за оставшиеся пять с лишним месяцев? Слишком во многих проектах он завязан, чтобы разом от них отказаться. И опять же неясен финансовый вопрос...

ДЕНЬГИ - ТОВАР

В начале августа бригада Мишина традиционно проводит предсезонный тренировочный сбор в испанской Хаке. Именно туда уже не первый год к российскому тренеру периодически съезжаются ведущие фигуристы мира. Платят по 200 евро за урок, неизменно убеждаясь впоследствии, что овчинка стоила выделки. "Я не могу себе позволить работать только в России, потому что дома моя зарплата меньше, чем у хорошего сантехника", - признался Мишин в Варшаве после того, как одна его "летняя" подопечная - Каролина Костнер стала чемпионкой Европы, другая - Сара Майер - получила серебро, а голландец Кевин ван дер Перрен - бронзу.

Признаться, на фоне безрадостного выступления российских спортсменов эти слова меня тогда несколько покоробили. Но тут же вспомнилась иная ситуация. Несколько лет назад один выдающийся российский тренер из другого вида спорта, решивший уехать работать по контракту в некую европейскую страну, был искренне обижен предложенной ему суммой. Попытки торговаться результата не принесли. "Мы не можем платить иностранцу больше, чем платим своим специалистам. Это противоречит политике государства", - был дан ответ.

На самом деле это правильно. И если уж страна готова объявить спорт национальной идеей, самое время поискать деньги для тех, кто хочет, а главное - умеет работать на результат. Другого пути нет.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ