ТЕННИС |
Мартина ХИНГИС: "С МАМОЙ ХОРОШО. НО С ЖЕНИХОМ ЛУЧШЕ"
На завершившемся несколько дней назад супертурнире в Индиан-Уэллс корреспондент "СЭ" встретился с экс-первой ракеткой мира.
Алексей ТОЛКАЧЕВ |
из Индиан-Уэллса |
С тех пор как Хингис в прошлом году предприняла попытку (по мнению многих специалистов, авантюрную) вернуться на корт после трехлетнего перерыва, ее личность и игра вызывают неизменный интерес публики и прессы. Выступает она с переменным успехом, но тем не менее успела всего за сезон с небольшим подняться из небытия на шестую строчку мирового женского теннисного рейтинга. Причем сделала это с той же кажущейся легкостью и непринужденностью, с какой выигрывала все подряд в конце 90-х.
Сезон-2007 бывшая первая ракетка мира начала достаточно убедительно, дойдя до финала в Голд-Коасте, где уступила Динаре Сафиной, и сыграв в четвертьфинале Australian Open. He может не впечатлять победа Мартины на турнире первой категории в Токио. В Дубае и Дохе она ограничилась четвертьфиналами, зато в той же Дохе праздновала победу в парном разряде с нашей Марией Кириленко.
О том, как играется и живется "чемпионке, которая вернулась с холода", мы побеседовали с Хингис перед стартом турнира в Индиан-Уэллс, где она спустя несколько дней, в 1/8 финала, проиграла словачке Даниэле Хантуховой.
С ЭНЕН МЫ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ
-Мартина, многие считают, что вы с Жюстин Энен во многом похожи - две нетипично миниатюрные по сегодняшним меркам теннисистки с отточенной техникой и богатой стратегией. Казалось бы, ваша популярность на туре среди болельщиков, прессы и соперниц должна быть одинаковой. Но вы популярны, а Жюстин, мягко говоря, не очень. Почему?
- Мне кажется, мы росли в совершенно разных условиях. Путь Энен в профессиональный теннис оказался более трудным, чем мой. Семейные трагедии и неурядицы преследовали ее с детства и, вероятно, это тоже не могло не наложить отпечаток на все, что она делает. А вот мне, считаю, повезло. Рядом со мной всегда была мама, я рано переехала из Чехословакии в Швейцарию. Да, я не знала ни слова по-немецки, но это быстро пришло. А детские травмы меняют человека на всю жизнь. Это как клеймо.
-Но Энен выросла в благополучной западноевропейской стране, а вы - эмигрантка. Неужели ваше детство и впрямь было безоблачным?
- Нет, конечно, мне многое пришлось преодолеть. Но у меня не умерла мама (мать Энен умерла от рака, когда Жюстин было 12 лет. - Прим. А.Т.), и у меня не было ситуации, при которой я не разговаривала бы со своей семьей или семья не хотела бы меня видеть. Мне кажется, эти вещи постоянно висят над Энен, давят ей на психику. И потом - у нее же почти нет друзей. Может быть, есть два человека, которых она считает настоящими друзьями. Когда выигрываешь и знаменита, это очень нетипичная ситуация. Но, возможно, она считает, это ей нужно для того, чтобы продолжать выигрывать. Все люди разные.
-Получается, вы - чуть ли не полная противоположность?
- Да. Я всегда была общительной, открытой ко всему новому и мне кажется, что это сделало мою жизнь более полной и интересной.
-Вероятно, эти особенности вашего характера помогли и в вашем возвращении в теннис?
- О, да! Поддержка трибун оказалась колоссальной - с первого дня. И меня это во многом подстегивает: раз за меня так болеют, я просто должна сделать все возможное, чтобы сыграть максимально успешно.
НИ СЛОВА О ВОЗРАСТЕ!
-Вы по праву считаетесь ветераном да вдобавок и в большой спорт вернулись после значительного перерыва. Каково это - ощущать себя "старушкой" в 26 лет на фоне ставшего намного моложе и физически окрепшего женского тура?
- Зачем вы напоминаете мне о возрасте? В 1998 году я выиграла этот турнир здесь, в Калифорнии. Неужели это было девять лет назад?
А вообще, признаюсь, мысль о возрасте не покидает меня с прошлой недели - с того момента, когда я получила письмо от президента Всеанглийского клуба Тима Филипса. Он поблагодарил меня за поддержку, а в конце письма приписал: "Не может быть, чтобы прошло уже десять лет с тех пор, как вы победили на Уимблдоне". Я даже ахнула: вот именно, что не может!
-Создается впечатление, что вы сейчас получаете больше удовольствия от тенниса - от самого процесса игры, - чем в юности, когда вы были нацелены только на результат? Возможно, исчезло какое-то давление...
- Давление по-прежнему присутствует, только теперь оно другого рода. К примеру в прошлом году это было давление ожиданий и предсказаний: все гадали, потерплю я крах или добьюсь успеха. Мое имя оказалось в центре круговорота всевозможных спекуляций.
Добавьте сюда и еще одно давление, которого чаще всего не чувствуют молодые: я отчетливо понимаю, что не буду играть вечно. К примеру, в прошлом году осознала, что если не вернусь в теннис в 25 лет, то уже точно не сделаю этого в 30.
-Крах вам, наверное, теперь уже никто не предсказывает...
- Вероятно, так оно и есть. Здесь, в Индиан-Уэллс, я "посеяна" третьей, я - шестая ракетка мира. Если и искала признания теннисного мира, то это - лучшее признание, и никто достигнутого у меня уже не отнимет. Я дошла до четвертьфинала на Открытом чемпионате Австралии во второй раз подряд, выиграла турнир в Токио, так что и этот год складывается удачно. К тому же мой жених (теннисист Радек Штепанек. - Прим. А.Т.) здесь, со мной. Это тоже большой плюс. (Улыбается.)
ТЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ ЗАКРЫТА
-Те, кто был вынужден уйти из большого спорта, а затем вернулся, чаще всего не очень-то любят обсуждать эту тему с прессой. А вы?
- Считаю, что эта тема практически закрыта. Да, в прошлом году без этого не обходилось ни одно интервью, ни одна пресс-конференция. Но уже через три месяца после начала сезона я сказала: "Я вернулась. Я снова в деле. И хватит об этом".
-Добились ли вы того, на что рассчитывали?
- Я надеялась войти в десятку и отобраться на итоговый чемпионат мира, хотя в начале прошлого сезона трудно было поверить, что все сбудется. Но я сразу же начала с четвертьфинала в Австралии и подумала: "Эге, все в моих силах! Если буду продолжать на том же уровне, то десятка мне покорится!" Стабильность принесла плоды, и я закончила год в Мадриде, как и мечтала.
-В прошлом году в это же время на этом же турнире вы говорили: "Я просто хочу хорошо играть и получать удовольствие от тенниса..."
- Правильно, я не хотела завышать собственные ожидания. Зачем мне лишнее давление?
-Но сейчас вы, по вашим же собственным словам, снова в деле - и в первой десятке. При этом вы - бывшая первая ракетка мира. Не пора ли задуматься о возвращении на вершину рейтинга как о новой цели?
- Не пора. Потому что я еще не выигрывала турниры "Большого шлема". Побеждала на турнирах помельче, но этого мало. Передо мной пять теннисисток, которые заслужили свой рейтинг и просто так его не отдадут. Прежде чем нацеливаться на первую строчку рейтинга, мне надо подумать о том, как начать попадать в полуфиналы турниров "Большого шлема".
-Дойдете до полуфинала - тогда и задумаетесь о том, как стать первой ракеткой?
- Когда я дойду до полуфинала, начну думать о том, как дойти до финала! (Смеется.)
-И уже тогда...
- ...тогда надо будет думать, как этот финал выиграть. Поймите, я не могу и не хочу ставить перед собой нереальные задачи, я должна трезво оценивать свои нынешние возможности. И не стоит сравнивать меня с Сереной Уильямс, которая может появиться откуда ни возьмись и смести всех со своего пути. Я тогда (на Открытом чемпионате Австралии 2007. - Прим. А.Т.) только рот открыла. Матч против Петровой в третьем круге стал для Серены решающим. Она чудом выкарабкалась, но после этого ее было уже не остановить. Это было как сказка.
-Вы не удивились поражению, которое Мария Шарапова потерпела от Серены Уильямс в финале Australian Open?
- После матча Серены с Петровой - ничуть.
ОВАЦИИ НА ТРЕНИРОВКАХ - ЭТО ПРИЯТНО
-Что необходимо лично вам, чтобы вновь выиграть турнир "Большого шлема"?
- Надо побеждать ведущих теннисисток. Пока я проигрываю Моресмо, Клийстерс, Шараповой и Энен. Вот переиграю одну из них, тогда и начну думать о победе на турнире "Большого шлема". Не раньше.
-Вы выходите на корт с такой же радостью и волнением, как год назад, или эмоции улеглись?
- Эмоции идут то вверх, то вниз. Как и в жизни, есть дни, когда чувствуешь себя на корте не на сто процентов. Бывает, проведешь 24 часа в дороге, выходишь на следующий день на корт и думаешь: "Хмм, что-то здесь не так". Надо уметь преодолеть два-три таких дня. И ты снова ощутишь радость от игры.
-Не знаю, заметили ли вы, но в первый день турнира ваша разминка собрала больше зрителей, чем большинство проходивших в тот момент матчей. Это приятно?
- Конечно. Это здорово! Приятно, что людям нравится мой теннис. Знаю, что настоящие болельщики любят посмотреть на звезд вблизи на тренировке. Иногда они даже отпускают какие-то шуточки, что тоже, в общем, нормально. Да и я, не буду скрывать, иногда в такие моменты начинаю работать на публику. Вчера, например, пробила между ног и даже попала в площадку. Была маленькая овация. (Смеется.)
-Вкурсе ли вы, что в прошлом году были седьмым по популярности объектом поиска в новостном сервисе поискового сайта Google?
- Как это?
-Ну знаете, люди набирают слова "погода", "гороскоп", "Хингис"... И компьютер выдает им все новости, связанные с этими словами.
- Правда?! Не может быть! Ух ты, это здорово. Но я по большому счету не дружу с компьютером. Предпочитаю реальность: быть сейчас и здесь. Хотя, конечно, иногда захожу в интернет. А как вы это узнали? И как вообще это можно узнать?
-Это довольно популярная статистика, которую все ведущие поисковые системы периодически публикуют.
- Надо мне будет позвонить агенту отругать, что не держит меня в курсе таких интересных фактов!
-Уверен, что и в будущем люди будут набирать на сайте Google вашу фамилию. Какого ответа вы сами, Мартина, захотели бы от компьютера?
- Ну не знаю, трудно представить свою жизнь, описанную одним параграфом на компьютере. Пусть напишут, что я сделала кое-что для тенниса, оставила свой след. Что изменила теннисный мир, пусть немного. Что у людей остались положительные эмоции от моей игры, они чему-то учились, глядя на меня, и получали удовольствие.
-Кажется, вы уже задумываетесь о своем теннисном наследии. Эта мысль занимает вас чаще, чем когда вы впервые начали играть?
- Не поймите меня неправильно, но об этом трудно не думать. Не проходит и дня, чтобы ко мне не подошел кто-то из болельщиков и не сказал: "Привет, как хорошо, что вы вернулись". Я догадываюсь, что обо мне соскучились за три года моего перерыва. Так часто бывает - стоит человеку уйти, как понимаешь, насколько тебе его не хватает. Вероятно, отсутствие такого игрока, как я, оставляет какую-то брешь, которую не всегда легко заполнить.
ЖИЗНЬ, КАК ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
-Насколько четко вашу жизнь можно разделить на периоды? Например, первый период - ранний успех, второй - травмы и спад, третий - уход из тенниса, четвертый - возвращение. Иными словами, смотрители вы на свою жизнь сквозь призму тенниса или вы видите ее как прямую линию?
- Скорее второе. Но в то же время думаю, что все проходят через различные этапы в жизни. Я очень рано добилась успеха, это дало мне прочный фундамент, на котором я могла расти и наслаждаться многими радостями жизни - как на корте, так и за его пределами. Позже, к сожалению, пришли травмы... Может быть, я и хотела бы что-то изменить в прошлом, но, увы, это невозможно, и я не жалуюсь. Тем более что мне выпал повторный шанс, я за него ухватилась и сейчас радуюсь каждой минуте.
-Вы - та же самая, какой были раньше?
- (Смеется.) Ну а кем же я могу быть? У меня то же имя...
-Мартина Хингис образца 2007 года ничем не отличается от своего "прототипа" 1997 года?
- Ну почему все люди меняются, эволюционируют, взрослеют. Надеюсь, я умнее, чем та 17-летняя девчонка.
-Давайте из прошлого перенесемся в будущее. Надеюсь, в один прекрасный день у вас родится ребенок. Будете ли вы, как ваша мама, с пеленок растить чемпиона?
- Я определенно буду направлять моих детей на занятия спортом, в частности - теннисом. Потому что это именно тот опыт, который я могу передать, где я могу сама выступать в роли учителя. Спорт - это моя жизнь, он дал мне образование, возможность быть частью общества. Ведь спорт - это тоже своего рода школа, и я буду рада, если через эту школу пройдут мои дети. Он учит дисциплине, потому что ты должен выполнять определенную работу в определенное время. Я очень благодарна, что моя мама все это мне дала.
-Вы всегда находили баланс между своими многосторонними увлечениями?
- Иногда это было не просто, потому что мама постоянно подыскивала разных людей, которые могли бы заниматься со мной различными дисциплинами. Для девочки я умела и любила многое - лыжи, лошадей, теннис. Не так просто найти человека, с которым можно разделить все эти увлечения. Но сейчас у меня для этого появился прекрасный партнер (широко улыбается).
-Вы бы назвали ребенка, например, Роджером?
- Почему Роджером?
-Чтобы вырос чемпионом. Назвала же вас мама в честь великой землячки, Мартины Навратиловой. Вот и Федерер теперь ваш земляк.
- А если родится девочка?
-Тогда можно назвать Штеффи.
- Вот еще! Чтобы я своего ребенка назвала Штеффи... Да вы шутник!
-Серена тоже отпадает?
- Ну почему так сразу... Серена - великая спортсменка, которая очень нужна нашему спорту и многое ему дала. Она - символ атлетизма, бойцовского духа, надежды. В американском спорте всегда найдется героическая фигура вроде нее.
-В таком случае имена для вашего будущего сына и дочки мы, кажется, подобрали: Роджер и Серена.
- Если серьезно, я хочу дать своим детям имена простые и интернациональные. По крайней мере так я до сих пор прикидывала. (Смеется.) Да-да, я уже задумываюсь о таких вещах. Но самое главное - чтобы дети родились и росли здоровыми.
МАМА РАДЕКУ ДОВЕРЯЕТ
-Расскажите о своей новой партнерше - Марии Кириленко.
- О, она прекрасный партнер. Кстати, Мария очень напоминает мне Анну Курникову. Когда мы выходим на корт, я не могу отделаться от мысли, что снова играю с Анной. Мне кажется, Мария мне подходит как партнерша идеально, надеюсь, что и я ей.
-Кажется, вы с ней быстро сыгрались. Недаром уже разделили победу в Дохе в начале марта.
- Да. На первом турнире, где мы с ней играли в паре, мы проиграли в первом же раунде. Но через неделю - в Дохе - мы играли с теми же соперницами и взяли у них реванш, а потом выиграли и весь турнир. У меня было ощущение, что мы прибавляем от матча к матчу, и я надеюсь, что в будущем у нас будет возможность еще не раз сыграть вместе.
-Вы сказали, что Кириленко напоминает вам другую русскую красавицу и вашу давнюю партнершу - Курникову. С Анной вы были, можно сказать, друзьями. А с Кириленко?
-Да, с Курниковой мы тренировались вместе, у нас были общие интересы вне корта. С Марией немного по-другому: все-таки я несколько старше ее.
-То есть на вечеринку вы бы с ней не пошли?
- Ну почему... Кстати, она здесь, в Индиан-Уэллсе, только я ее еще не видела. Мария не была уверена, что приедет, и мы не строили никаких планов. Надо будет ее разыскать.
-Мы привыкли вас видеть на турнирах в компании вашей мамы, с детства играющей роль вашего же тренера. Но на этот турнир вы приехали, если не ошибаюсь, без нее?
- Я по крайней мере ее здесь не видела. Если увидите, обязательно скажите мне (подмигивает).
-Это как-то связано с тем, что рядом с вами теперь Радек Штепанек, с которым вы обручились в ноябре прошлого года?
- Ну да, конечно. Радек уже ездил со мной в прошлом году в Австралию. Кроме того, не забывайте, что он три года работал на мою маму, так что они хорошо знают друг друга, и она ему доверяет.
-Работал в каком качестве?
- В Воллерау в Швейцарии, где у мамы академия.
-Тренером?
- Да. Так что он не новичок в нашей семье. Мы с Радеком давно и хорошо знакомы, ведь мы выросли в одном городе в Чехословакии, где я жила до восьми лет. Я уже давно тренируюсь преимущественно с ним в периоды подготовки, а теперь он и по турнирам со мной начал ездить. Когда с тобой путешествует твой жених, то по маме особо не скучаешь. Я уже взрослая.
-Ваша мама с облегчением передала вас его заботам?
- Она всегда желает мне того, что лучше для меня. Замечательно, что она вызвалась ездить со мной в прошлом году, но рано или поздно приходится становиться самостоятельной и выходить из-под родительской опеки. В первую очередь, я должна быть заинтересована в ее помощи. Но в этом году я решила, что справлюсь сама. И все равно постоянно звоню ей. Если у меня есть какой-то вопрос, проблема или я просто соскучилась - набираю ее номер.
-Когда вы в последний раз вставали на лыжи?
- Мы ездили на ледник в ноябре прошлого года.
-Травм, значит, не боитесь?
- (Недоуменно.) Я всю жизнь катаюсь на лыжах. Мысль о травмах мне даже не приходит в голову
-На лошадей тоже хватает времени? Как их, кстати, зовут? Я читал: Велвет, Монтана...
- Велвета больше нет, а Монтана теперь на пастбище, она свое отработала. Моих новых лошадей зовут - давайте я вам запишу а то на слух тяжело - Лютиция, Амаро, Даркони. Я их вижу мало, я всего-то дома была десять дней в этом году. Моя мама сейчас ездит вот на этой (показывает). Я ей звоню, спрашиваю: "Мама, ты еще не упала с моей лошади?"
ИЗ ДОСЬЕ "СЭ" |
Мартина ХИНГИС
Родилась 30 сентября 1980 года в Кошице (Словакия).
Живет в Труббахе (Швейцария) и Уэсли-Чэпл (штат Флорида, США).
Рост - 170 см. Вес - 59 кг. Правша.
Профессионал с 14 октября 1994 года.
31 марта 1997 года в возрасте 16 лет, 6 месяцев, 1 дня стала самой юной в истории первой ракеткой мира и в общей сложности удерживала этот титул на протяжении 209 недель.
С конца 2002-го по начало 2006 года провела на турнирах WTA Tour только один матч, однако в прошлом сезоне возобновила систематические выступления.
В одиночном разряде выиграла 43 турнира, из них 5 - "Большого шлема": Australian Open-1997, 1998, 1999, Wimbledon-1997, US Ореп-1997. Сейчас - 6-я ракетка мира.
В парном разряде впервые возглавила мировой рейтинг 8 июня 1998 года и лидировала в нем в общей сложности 21 неделю. Выиграла 37 турниров, в том числе 9 - "Большого шлема". Сейчас - 103-я ракетка мира.