Газета Спорт-Экспресс № 69 (4349) от 30 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 марта 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

РЕТРОБЛОКНОТ

НЕСБЫВШИЕСЯ ФУТБОЛЬНЫЕ МЕЧТЫ Патрисии КААС

Было это в начале 90-х. Однажды позвонил мне Арчил Гомиашвили. Тот самый, кому в свое время Леонид Гайдай неожиданно отдал главную роль в комедии "Двенадцать стульев". Именно с той поры его имя неизменно ассоциировалось с блистательно сыгранным им легендарным товарищем Бендером. Тем более что сам Арчил Михайлович характером был схож с великим комбинатором - обилием самых разных, порой совершенно невероятных, идей, в которые, несмотря ни на что, свято верил всегда. Одну из них он и воплотил в жизнь, открыв на Пресне заведение с отличной кавказской кухней, роскошным интерьером и постоянными сюрпризами для дорогих гостей. Принимать их было какой-то особой страстью хозяина. При этом он лично выходил из директорского кабинета, подходил к столу и, произнеся в честь каждого посетителя тост, выпивал бокал ароматного "Киндзмараули".

Еще одной слабостью Гомиашвили был футбол, говорить о котором он мог часами, в любой компании и по разному поводу. Бог ты мой, с какой болью вспоминал он кумиров своей молодости Михаила Месхи, Славу Метревели, Владимира Баркая, как тяжело переживал, когда обожаемое тбилисское "Динамо" перестало участвовать в чемпионате СССР, предпочтя его собственному первенству республики. Особенно интересно было слушать его беседы с давним другом и земляком замечательным комментатором Котэ Махарадзе, который каждый раз, оказываясь в Москве, захаживал к старому товарищу в "Золотой Остап". А уж если они принимались вспоминать, как их родное "Динамо" выиграло Кубок кубков, то эмоциональности и красноречию, с каким они это делали, мог бы позавидовать сам Шота Руставели.

Нет-нет, чтобы утолить новостной футбольный голод, позванивал Арчил Михайлович и мне.

Так вот, звонит Гомиашвили:

- Про Патрисию Каас что-нибудь слышал?

- Кто же про нее не слышал, - неопределенно ответил я.

- Завтра я ее в своем ресторане принимаю. Приходи.

Народа, откуда-то пронюхавшего о явлении королевы шлягеров, у дверей ресторана собралась тьма. В толпе выделялись могучие, с квадратными плечами охранники вперемешку со стражами порядка в праздничных белых рубашках. В дверях меня придирчиво досмотрели, строго спросив, что я несу в пластиковом пакете.

- Сувенир гостье, - смело ответил я. И был пропущен.

В большом зале, где был накрыт фуршет, от VIP-гостей рябило в глазах. Из футбольных людей никого замечено не было. И это обстоятельство придавало некоторую уверенность и гордость - представлять игру миллионов великой страны предстояло одному мне. Какая честь - жизнь удалась!

Вскоре появилась и королева вечера. Вопреки моим наивным ожиданиям на ней не было вечернего длинного платья от Кристиана Диора, не слепили глаз обрамленные золотом громадные бриллианты на шее и руках. В потертой джинсовой курточке, темной чуть выше колен юбке и очках Патрисия больше походила на студентку парижского университета, эдакую Золушку, случайно попавшую на роскошную вечеринку. Светский люд, женская половина которого была одета в то, в чем я предполагал увидеть француженку, в первый момент оказался слегка шокирован, по залу пронесся невнятный ропот, но вскоре затих. Началось ожидаемое действо. Наиболее известные персоны выходили на середину зала и после того, как ведущий представлял каждого, говорили восторженные слова в адрес уважаемой гостьи, даря ей цветы и сувениры. Наконец дошла очередь и до меня.

- Дорогая Патрисия Кац, - начал я приветствие в микрофон.

И в зале мгновенно воцарилась громовая тишина. У стоявшего рядом переводчика глаза превратились в два огромных блюдца. Выручил блеснувший, как всегда, остроумием и находчивостью Александр Ширвиндт.

- Львов единственный, кто назвал Патрисию правильно, - не вынимая трубки изо рта, громко произнес он. - Так ласково называют ее только близкие люди.

Заявление Александра Анатольевича, которое тут же было переведено на французский, потонуло во взрыве смеха и аплодисментов. Заулыбалась, кивая головой, и сама француженка. Конфуз был замят. И, воспользовавшись этим, со словами "презент", "сувенир" я протянул ей припасенный футбольный мяч.

- О, какой сюрприз! - воскликнула певица. - Почему именно мне?

- Ну, Франция ведь страна не только великих шансонье, но еще и больших футболистов, - нашелся я.

- С одним из них, Мишелем Платини, я хорошо знакома. Он был истинным рыцарем на поле, таковым остался и теперь.

- Не было мысли снять с ним какой-нибудь романтический клип?

- Даже не приходило в голову. Просто я никогда не думала, что футболисты не только хорошо играют, но и неплохо поют.

- Еще как! Разве не слышали, что Хулио Иглесиас выступал в молодости за мадридский "Реал"?

- Признаюсь, нет. На эстраде он действительно Бог. А вот о его футбольных подвигах мне, увы, ничего не известно. Интересно, а русские футболисты поют?

- Только когда выпьют, - шуткой вмешался в нашу беседу известный актер театра Маяковского Эммануил Виторган. - Причем любимая песня - "Дубинушка", которой некоторым из них ох как в жизни не хватает.

- А что такое дубинушка? - наивно поинтересовалась Патрисия.

- Это что-то вроде бейсбольной биты, - пояснил Эммануил.

- К чему же она тогда в футболе? Ведь, насколько я знаю, в этой игре ее не используют.

- Правильно, - улыбнулся Виторган. - Просто с ее помощью кое-кого из футбольных лодырей можно было бы заставить хорошо играть. Русская дубинушка - издавна прекрасное подспорье в воспитании.

- А как же демократия? Ведь это же насилие над личностью! - вспыхнула гостья.

- Насилие над личностью - смотреть на то, как порой играют футболисты, - уже совсем мрачно закончил неожиданно возникший диспут актер. И, подняв бокал с "Шардонне", поклонился раскрасневшейся француженке.

В это время к нам с рогом, полным вина, подошел высокий седовласый грузин из числа друзей хозяина вечера.

- Вы спрашивали, способны ли футболисты петь? - поинтересовался он. - Так лучше грузин это делать никто не умеет! И лучший из них - солист Большого театра батоно Зураб Соткилава. Знали бы вы, уважаемая Патрисия, как он играл в полузащите за кутаисское "Торпедо". Это надо было видеть!

Еще не дослушав перевода, певица согласно закивала, словно с колыбели только и делала, что следила за славной командой из неведомого города Кутаиси, названной загадочным словом "Торпедо", и ее звездой, тенором-полузащитником по имени Зураб. После этого под звон бокалов оркестр врубил захватывающую лезгинку. К гостье все продолжали подходить с комплиментами самые разные люди, фотографы неустанно щелкали затворами камер, а она все это время улыбалась своей журнальной улыбкой, ни на секунду не выпуская из рук мой неожиданный сувенир.

- Я увезу его домой, - уже прощаясь, сказала мне Патрисия, кивая на мяч. - И потом, я столько здесь узнала интересного о футболе, что по приезде в Париж попробую обсудить с моим продюсером идею какого-нибудь клипа, где можно было бы использовать ваш оригинальный подарок.

- Между прочим, в середине 50-х ваш соотечественник, великий киноактер Жерар Филипп, в Москве ударом по мячу открывал матч сборных Советского Союза и Франции. Быть может, вы когда-нибудь станете первой француженкой, которой выпадет такая честь, - попытался я еще раз футбольной темой объяснить свой сюрприз.

- Кто знает, кто знает, - как-то неопределенно произнесла француженка. - Жизнь покажет. Мне было очень интересно все то, о чем вы сегодня рассказывали. И я этого, поверьте, не забуду.

...С тех пор прошло больше десяти лет. Нет уже в живых неуемного выдумщика Арчила Гомиашвили. На месте его гостеприимного заведения открылся новый ресторан. И каждый раз, проезжая мимо этого некогда веселого, хлебосольного места, я вспоминаю тот вечер, свой забавный подарок и веселый футбольный разговор с очаровательной Патрисией. А еще иногда, когда по телевизору крутят ее клипы, смотрю их и наивно надеюсь, что она сдержит обещание и на экране мелькнет тот пятнистый кругляш, который так рассмешил приезжую знаменитость...

Александр ЛЬВОВ