Газета Спорт-Экспресс № 78 (4358) от 10 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 апреля 2007 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

В воскресенье специальный корреспондент "СЭ" побывал на одной из самых знаменитых однодневных гонок.

"ТУР ФЛАНДРИИ": НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Борис ЛЕВИН

из Брюгге

Разбуди в три часа ночи любого россиянина, и он на вопрос: "Что такое плохие дороги?" - с ходу ответит: "Одна из двух главных бед, с которой надо бороться, хотя дело это почти столь же безнадежное, как битва с дураками". Разбуди любого бельгийца, и он на тот же вопрос выпалит без промедления: "Плохие дороги - наше национальное достояние, их очень мало, и мы бережем их для "Тура Фландрии".

Честно говоря, выражение "Благими намерениями вымощена дорога в ад" до минувшего воскресенья было для меня совершенно абстрактным, но теперь-то я точно знаю, что именно представляют собой "благие намерения" - это выщербленная брусчатка полутораметровой ширины, которая ведет в гору, да так круто, что пешком туда еле-еле вползаешь (сам проверял!), а уж на велосипеде...

На такой подъем даже на машине реально заехать только на первой передаче, а участникам "Тура Фландрии" за 259 километров приходится преодолевать 18 таких горок - маршрут культовой бельгийской гонки, берущей свое начало с 1913 года и не прекращавшейся даже в годы Второй мировой, практически не меняется. Велосипед, как рассказывали после финиша гонщики, упирается так, словно ты бросил якорь. А не дай бог, еще дождик соберется, что здесь обычное дело, - тогда только и остается что спешиться и тащить "железного друга" за собой. Даже великому Эдди Мерксу пришлось поменяться местами с машиной в 1975-м.

Нынешнему "Туру Фландрии" повезло - дождя, а значит, и грязи не было. Зато пыль стояла столбом - ведь двести здоровых и сильных мужиков шесть часов вели борьбу за победу в гонке, которую многие считают самой классической из всех однодневных и самой сложной из всех существующих.

ДОЕХАТЬ БЫ!

Корреспондент "СЭ" был приглашен на "Тур Фландрии" президентом команды "Тинькофф. Кредитные системы" Олегом Тиньковым. Поскольку летели мы вместе на его самолете, грех было не поинтересоваться, чего он ждет от дебюта своих подопечных в супергонке.

- Ничего особого не жду: самое главное - набраться опыта. Доедут до финиша трое из восьми - уже неплохо, четверо - совсем хорошо.

Спортивный директор команды, великолепный в прошлом гонщик Дмитрий Конышев (сам много раз проходивший испытание подъемами-"убийцами" "Тура Фландрии"), встречая нас в Брюсселе, мнение шефа разделил:

- Оба наших итальянца, Аджиано и Коммессо, и немец Вейгольд имеют опыт этой гонки, поэтому должны доехать до финиша. А вот россияне Игнатьев, Чернецкий, Трусов, Ровный и Миндлин едут впервые. Если кто-то из них доберется до Нинове (местечко, где расположен финиш. - Прим. Б.Л.), это будет большим успехом. Но даже если они проедут километров 150 - 180, то получат бесценный опыт, который нельзя получить ни в одном другом месте. После "Тура Фландрии" обычные гонки кажутся детской забавой.

-Сколько всего гонщиков из 200 стартующих дойдет, по вашему опыту, до финиша?

- Около половины (в итоге доехали 116. - Прим. Б.Л.). Самая главная сложность здесь даже не в крутых холмах, а в подъездах к ним - они узки, словно бутылочное горлышко, а народу много. Идет жесточайшая борьба за позицию при съезде с широкого шоссе, приводящая к завалам и поломкам. Да что там борьба - идет самая настоящая война!

Утром в день гонки автобус нашей команды (формально она - итальянская, но по сути - наша, российская, что подтверждает и триколор на рукаве) прибыл в Брюгге на место стоянки перед стартом первым - как и положено дебютантам. Часовая стрелка только-только переползла отметку "8", до старта было почти два часа, и мне показалось, что я схожу с ума: автобус с трудом маневрировал среди сотен болельщиков. Как сквозь все уплотнявшийся строй проезжали последние команды, для автора этих строк так и осталось загадкой.

Впрочем, насчет безумия я погорячился. То были всего лишь "немногочисленные" VIP-персоны, которые приобрели билеты ("всего-то" за 450 евро) для проезда в мини-вэнах вслед загонкой. По-настоящему потерять рассудок можно было рядом - на центральной площади Брюгге Grand Place, одной из красивейших в Европе, где давали старт.

Гонщики отправлялись туда через живой коридор, отгороженный сеткой. Энергетика потрясающая! Корреспондент "СЭ" под шумок проскочил вместе с командой - и тут же почувствовал на себе отблески чужой славы: сотни глаз неотрывно смотрят на тебя, сотни голосов поддерживают, сотни рук аплодируют... Что испытывал в этот момент 19-летний Ваня Ровный, я даже спрашивать не стал.

А уж на Grand Place царила самая настоящая вакханалия. Не то что яблоку - горошине негде было упасть. На специально сооруженной сцене певцов сменяли ветераны "Тура Фландрии", которые рассказывали что-то такое, от чего многотысячная площадь стояла, затаив дыхание. Мы безуспешно ищем национальную идею - бельгийцы, похоже, ее уже нашли.

Наши, надо отдать должное, держались молодцами. Даже шутили. Олимпийский чемпион Михаил Игнатьев, к примеру посочувствовал Илье Чернецкому, у которого на руке вытатуирована ящерица - мол, на брусчатке она с тебя сползет. "Главное, чтоб я сам не сполз", - тут же парировал Чернецкий.

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ БОЛЬШОЙ ГОНКИ

Саму гонку я провел в машине с бельгийскими коллегами. Узнав, что корреспондент из России приехал на "Тур Фландрии" впервые, они расстарались показать свое национальное достояние во всей его красе. И надо сказать, что их знание всех объездных троп и маршрутов очень помогло в стремлении увидеть все возможное и невозможное.

Большая гонка не может обойтись без маленьких трагедий. А "Тур Фландрии" гонка не просто большая - великая. И - на войне, как на войне - трагедии были самыми разнообразными. Были обыденные - как, в частности, еще с двумя россиянами, которые выступали за другие команды.

Один из них, лидер "Дискавери Чэннел" Владимир Гусев, в беседе с вашим корреспондентом перед стартом уверял:

- Еду здесь третий раз и очень настроен на успех. Собираюсь атаковать в самом конце гонки, чтобы попасть в призовую группу.

-Ваши нынешние ощущения отличаются от первого или второго раза?

- Отличаются не ощущения, а настрой. Сейчас я уже хорошо знаю особенности трассы, места, пригодные для атаки, - без чего в такой гонке успеха не добьешься.

-Если сформулировать коротко, чем подобная классическая однодневка отличается от многодневных туров?

- Повышенной концентрацией агрессивности. Здесь нужен огромный запас энергии. Выиграть эту гонку тяжелее, даже чем многодневку Но очень хочется это сделать.

Увы, не удалось. И хотя результат Гусева более чем приличный - пятое место, после гонки он получил нагоняй. Дело в том, что его партнер по команде литовец Томас Вайткус шел на финиш третьим-четвертым с небольшим отрывом от преследователей, а Гусев в стремлении попасть на пьедестал достал его сам и привез с собой Карстена Кроона. В итоге и Гусев только пятый, и Вайткус шестой.

Еще один россиянин - Сергей Иванов, выступающий за казахстанскую "Астану", - перед началом гонки тоже был достаточно оптимистичен.

-В который раз вы едете "Тур Фландрии"?

- Уже и со счета сбился. Раз семь проехал точно.

-Ощущения такие же свежие, как в первый раз?

- Тогда я просто не понимал, куда попал. Сейчас есть ясное понимание, что это загонка.

-И что это за гонка?

- Мужская. Борьба здесь идет от начала до конца - первые 130 километров неочевидная, за позицию, а потом, когда начинаются горки, брусчатка и булыжники, разгорается настоящая война, особенно при въездах на гору и поворотах. Если в обычной гонке финиш один и начинается он километров за двадцать до черты, не дальше, то здесь каждый километр сродни финишному. Представьте себе 130 финишей подряд!

-На что рассчитывает ваша команда и вы лично?

- Очень хочется финишировать в призах. Но даже место в десятке здесь очень престижно.

В итоге гонка ветерану не удалась - он закончил ее только 58-м...

Была трагедия более масштабная. Победитель "Тура Фландрии" двух предыдущих лет Том Боонен готовился войти в сонм национальных героев Бельгии. Ведь трижды гонку-легенду выигрывали только четверо, а трижды подряд - и вовсе лишь один человек. Да и тот не бельгиец - Фьоренцо Маньи из Италии в 1949 - 1951 годах.

Все бельгийские газеты, все программы телевидения говорили и писали в эти дни только о Боонене. Все буклеты к гонке вышли с его портретами. Но это был не день Боонена - среди главных действующих лиц гонки он так и не был замечен. Впрочем, сам Боонен не унывал и после гонки сказал журналистам (которых возле него было больше, чем возле призеров), что выиграть такую гонку по заказу нельзя и что он, конечно же, расстроен, но все равно собирается войти в историю, став первым четырехкратным победителем гонки.

Была трагедия, чуть не ставшая триумфом. За 93 километра до финиша один из фаворитов Фабиан Канчеллара из CSC угодил в солидный завал. Но он не только догнал пелотон, но и, не снижая скорости, ушел от него и достал группу из 7 беглецов, которая лидировала уже больше 100 километров (отрыв на своем пике достигал 10 минут 45 секунд).

И быть бы Канчелларе триумфатором (напарники по отрыву явно уступали в опыте и финишерских качествах), да все закончилось за 17 километров до финиша - пелотон настиг обессиленную передовую группу, которую в одиночку швейцарцу было не вытянуть.

Была трагедия и по самому большому счету. Титулованнейший Эрик Цабель не стеснялся заявлять, что просто мечтает наконец выиграть главную классическую гонку сезона. Но закончилась она для него за 79 километров до финиша - страшным завалом, после которого он остался лежать на обочине. Мы как раз проезжали мимо, когда его подбирала служебная машина, - вид у немца был такой, что дай бог, чтобы все обошлось без ущерба для здоровья.

Ну а решилась судьба гонки на одной из самых крутых ее горок с кошачьим названием Муур-Капельмуур. Она располагается за 16 километров до финиша. А за 17, как вы помните, пелотон съел беглецов, лидировавших более двухсот (!) километров. Тут бы дух перевести, но где там, если перед тобой этот самый Муур. Ситуацией блестяще воспользовался итальянец Алессандро Баллан из "Лямпре" - он рванул так, словно и не было 16 предыдущих горок, брусчатки, от которой потом долго трясутся разные части тела, даже если ты ехал в автомобиле, булыжников, которые возомнили себя батутом, поворотов, пригодных для иллюстрирования схемы штопора, пыли, агрессивных соперников, наконец.

Рывок подхватил только Лейф Хосте из "Предиктор-Лотто". И это стало еще одной маленькой трагедией гонки. Потому что финиш Баллану Хосте проиграл. И стал вторым - третий раз за последние четыре года! Да еще и уступил перед своими зрителями итальянцу! Давненько такого не припомню, чтобы на второго призера соревнований было столь больно смотреть.

ЗА ОДНОГО БИТОГО...

А что же "Тинькофф. Кредитные системы"? Как и предполагалось, два итальянца и немец до финиша добрались. Остальные - нет. "Попылить" успел только Игнатьев - в самом начале гонки он ушел в отрыв и километров 15 держался в гордом одиночестве, хотя группа, понимая, что уехал не кто-нибудь, а олимпийский чемпион, развила скорость 60 км/час.

Увы, сил не хватило, и Игнатьев сошел с дистанции на горках-"убийцах" первым из наших. Прошел час после окончания гонки, а он все еще не появился в расположении команды. Как выяснилось потом - испытывал характер: отказавшись от помощи машины сопровождения, решил доехать-таки до финиша сам. И доехал - когда все уже покинули Нинове и Игнатьева дожидалась только командная "техничка".

Остальные россияне, собравшись после гонки в автобусе, находились в состоянии легкого шока. Николай Трусов (о котором накануне Конышев сказал корреспонденту "СЭ", что если кто из россиян доедет, то именно он) нашел в себе силы поделиться ощущениями:

- Таких гонок у меня еще не было - и по сложности трассы, и по силе соперников. Начал вроде бы нормально, и первая гора прошла хорошо, а потом столкнулся, упал, долго догонял группу, вот сил на основные подъемы и не хватило.

-Падение было результатом вашей ошибки или стечением обстоятельств?

- Вы видели, как много сегодня было падений и завалов - все ехали очень жестко, так как в гору надо идти в первых рядах, иначе сразу теряешь все шансы. В моем случае на плохом участке дороги меня, что называется, "подрезали" на повороте.

-Чему эта гонка научила вас?

- Теперь я знаю, что такое настоящая классическая гонка и чего она требует. Здесь просто так не выигрывают: в первой двадцатке - сплошь асы велоспорта. На других трассах все доезжают до горы, а там - кто сильнее, тот и уехал. Тут же главные разбирательства проходят раньше - на ужасной дороге при сильнейшем боковом ветре - в борьбе за позицию.

Потом, уже в самолете, Олег Тиньков подвел итоги выступления своей команды:

- Особых надежд я и не питал. Как мы и предполагали, доехали трое более опытных. Россияне в первый раз попали в такую мясорубку, да к тому же они всего неделю назад защищали честь страны на чемпионате мира по треку. Перестроиться и подготовиться за такое время нереально. Потому и не финишировали. Но начинать когда-нибудь надо, и я рад, что ребята получают такой опыт в столь раннем возрасте - Миндлину и Трусову 21 год, а Ване Ровному и вовсе 19 - вы много видели здесь таких молодых велосипедистов?

-Что можете сказать о перспективах вашей команды?

- Думаю, они достаточно радужные. Этот год идет не просто по плану, а с опережением графика. Мы одержали несколько звучных побед, получили приглашение на "Тур Фландрии" и ряд других классических велогонок, в мае поедем "Джиро д'Италия", причем рассчитываем быть там отнюдь не статистами.

-"Тур де Франс" не за горами?

- Я говорил о том, что мы стремимся попасть туда в 2009 году. Можно, конечно, попытаться сделать это и в 2008, но ехать на главную многодневку аутсайдерами не хочется. Нельзя рисковать - могут ведь больше и не пригласить. Нужно сначала прикупить несколько гонщиков и хорошо обкатать состав, а потом пробиваться на "Тур де Франс". Кстати, как ни парадоксально, мы довольно успешно вели переговоры с Балланом, но после сегодняшней гонки цена на него, естественно, взлетит - до миллиона долларов, не меньше. Когда лидеры подъезжали к финишу, я думал: только бы не он. Увы! Наш сегодняшний бюджет - около пяти миллионов долларов, второй в континентальном туре и очень близкий к Pro-туру, где отсчет начинается с семи миллионов. А мне одному такие расходы не по карману. Команде нужен еще один спонсор.

-Кто им может стать?

- Идеальный вариант - "Газпром". У него уже есть прекрасный положительный опыт с поддержкой футбольного "Шальке". Для имиджа в Европе, где сосредоточены основные интересы концерна, это ведь гораздо эффективнее, чем банальные рекламные кампании. Тем более что "Шальке" еще и лидирует в своем чемпионате. На велокоманду денег надо на порядок меньше, а резонанс бывает колоссальный - вы видели, какой интерес вызвала сегодняшняя гонка. Есть еще вариант с Новолипецким металлургическим заводом. Будут деньги - можно собрать отличную группу из россиян: купить тех же Меньшова, Карпеца, Гусева. А уж если говорить о русскоязычных гонщиках, то тут можно и вовсе сильнейшую в мире команду создать.

Да, вот это был бы проект! Можно было бы и на бельгийскую святыню - "Тур Фландрии" - замахнуться. Причем "святыня" здесь - отнюдь не фигура речи: чтобы убедиться в этом, достаточно приехать в Нинове, где завершается трасса. Прямо перед тамошним собором стоит монумент, увековечивший... двух финишеров культовой гонки. И кто мне после этого скажет, что в Бельгии только одна религия?

Ну и напоследок - о самом ярком впечатлении минувшего воскресенья. Это не столб при съезде с одной из горок, в который врезаются всегда, врезались и в этот раз, это не суперрывок Баллана на фоне жесточайшей усталости и даже не глаза лежащего на обочине Цабеля.

Самое яркое впечатление случилось у холма Вольвенберг, куда бельгийские коллеги привезли меня, чтобы показать старика из соседнего местечка Ронсе. Бодрый еще дедушка пришел поглазеть на гонку не один, а в сопровождении многочисленного потомства. И с великой гордостью рассказал нам, что это место - их семейная "точка" на трассе. Что здесь стояли его отец и дед и будут стоять внуки и правнуки, причем он по-прежнему живет в Ронсе, а семья съезжается из разных концов Бельгии. И это - ради пары минут общения с велогонкой! А таких семейств по ходу гонки - десятки, если не сотни.

Вы можете припомнить у нас хоть что-нибудь подобное? Я - нет.

91-я мужская однодневная велогонка "Тур Фландрии". Гонка серии "Про-тур". Брюгге - Нинове (Бельгия)

259 км. 1. Баллан (Италия, "Лямпре") - 6:10.15. 2. Хосте (Бельгия, "Предиктор-Лотто") - то же время. 3. Паолини (Италия, "Ликвигас") - отставание 0.05. 4. Кроон (Голландия, CSC). 5. ГУСЕВ (Россия, "Дискавери Чэннел") - у всех то же отставание. 6. Вайткус (Литва, "Дискавери Чэннел") - 0.13... 58. ИВАНОВ (Россия, "Астана") - 1.32.

Россияне Михаил Игнатьев, Иван Ровный, Геннадий Михайлов, Илья Чернецкий, Николай Трусов и Антон Миндлин - сошли.