Газета Спорт-Экспресс № 85 (4365) от 18 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 апреля 2007 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ДО НАЧАЛА ЧЕМПИОНАТА МИРА-2007 ОСТАЛОСЬ 9 ДНЕЙ

НЕУЖЕЛИ И ХАБИБУЛИНА ЗА ЭТО ОТЧИСЛИЛИ БЫ?

В понедельник вечером тренерский штаб сборной России принял решение об отчислении из команды одного из наших лучших энхаэловцев - нападающего "Вашингтона" Александра Семина. Вчера корреспонденты "СЭ" выясняли причину произошедшего.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Многие мои коллеги, собиравшиеся вчера в Новогорск на открытую тренировку сборной России, почему-то очень рассчитывали, что там будет объявлено: штаб сборной пересмотрел свое отношение к игроку вашингтонского клуба "Кэпиталз" Александру Семину и разрешит ему присоединиться к команде. Нарушение-то, на первый взгляд, не бог весть. Ну опоздал человек на сбор на несколько часов - с кем не бывает?

Однако помилования не произошло. И это, на мой взгляд, исчерпывающе объясняет, чего именно хочет главный тренер сборной Вячеслав Быков и весь его тренерский штаб от вверенных им игроков. Ответ прост: хочет команды. Такой, какой у России по большому счету не было ни на Играх в Нагано, ни в Солт-Лейк-Сити, ни в Турине, ни на одном из прошедших за этот период чемпионатов мира.

Там был скорее результат (хотя и не всегда), достигнутый группой отдельно взятых хороших, порой даже выдающихся, игроков. Но при этом всегда существовало четкое внутреннее разделение, и игроки НХЛ прекрасно чувствовали некую собственную избранность. А как следствие - и уверенность, что им позволено и прощается гораздо больше, чем остальной массе.

Такое происходило не только в хоккее. Давняя уже история с отчислением из футбольной сборной-2004 Александра Мостового главным тренером Георгием Ярцевым - из этой же серии. Выдающийся футболист до сих пор считает, что в том конфликте был прав. Ярцев руководствовался иными соображениями: не дело игрока, пусть даже самого авторитетного и титулованного, обсуждать за пределами команды действия тренеров. Тем более когда команда бьется на чемпионате Европы.

Главный диктатор отечественного хоккея не столь давнего прошлого Виктор Тихонов любил повторять, что для него не существует понятия "диктатура". Но есть другое: дисциплина. Вчера, когда я связалась с Виктором Васильевичем по телефону, он отказался обсуждать изгнание Семина, сославшись на незнание вопроса в деталях, но сказал: "В моей практике случалось по-всякому. Иногда я прощал игрокам дисциплинарные нарушения, иногда - нет. Потому что ситуации бывали разными".

Быков не простил. И на самом деле очень трудно утверждать, что сделал ошибку. Подозреваю, выдающийся в прошлом хоккеист гораздо лучше, чем все, вместе взятые, болельщики российской сборной отдает себе отчет в том, что потеря Семина (а учитывая сыгранность игрока с другим выдающимся форвардом - Александром Овечкиным, и возможная потеря первого ударного звена) может обернуться большими проблемами. Но, с другой стороны, а на основании чего прощать?

Вся беда в том, что Семин изначально намеревался приехать в Москву позже - пусть и на несколько часов. И наверняка был уверен, что ему это сойдет с рук. Как сошло в 2004-м, когда подающего большие надежды игрока отчислили было из расположения молодежной сборной перед первенством мира, а потом, поколебавшись, вернули. Правда, ничего хорошего из этого не вышло: в четвертьфинальном матче с финнами Семин допустил непростительную оплошность - за 13 секунд до конца игры при счете 3:3 отдал неточный пас, шайба идеально легла на клюшку соперника, и Россия проиграла.

Вряд ли от Быкова ждали таких жестких мер. За время своего руководства сборной он скорее приучил к мысли, что является, как сейчас модно писать, тренером "новой формации". Понимающим, демократичным и гибким. Но трудно отделаться от мысли, что, если бы главный тренер проявил слабину, это немедленно разделило бы сборную на те же самые два лагеря: на тех, кому "прощается", и на всех остальных.