Газета Спорт-Экспресс № 90 (4370) от 24 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 апреля 2007 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ДО НАЧАЛА ЧЕМПИОНАТА МИРА-2007 ОСТАЛОСЬ 3 ДНЯ

Вячеслав ФЕТИСОВ

"ВЯЧЕСЛАВ, ТЫ ПРАВ!"

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Позиция главного тренера хоккейной сборной России Вячеслава Быкова по вопросам комплектования команды находит полную поддержку у его тезки - Вячеслава Фетисова, который ровно пять лет назад, в апреле 2002 года, был назначен на должность главы Госкомспорта. Напомним, что перед этим, на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити, Фетисов возглавлял сборную России по хоккею. Неудивительно, что разговор обозревателя "СЭ" с главным спортивным руководителем страны начался именно с хоккейной темы. Темы сборной.

-Как вы относитесь к решению Вячеслава Быкова о дисциплинарном отчислении Александра Семина из команды?

- Полностью поддерживаю. Считаю, что это правильный посыл для всех. Сборная России - не шарашкина контора. Это команда, которая имеет колоссальные традиции, в которой играли величайшие хоккеисты, команда, на которую сегодня возлагают большие надежды. Посмотрел бы, что было бы с игроком, если бы он на один день опоздал в лагерь "Вашингтон Кэпиталз".

-А что с ним было бы?

- Дисциплинарные санкции в каждом клубе НХЛ свои. Но есть такая вещь, как репутация. Она стоит дорого. Везде. Особенно на Западе. И мне очень нравится, что сейчас все, кто едет в сборную, отдают себе отчет в том, что там есть порядок и дисциплина. То, что не многие любят, между прочим.

Когда в команде начинается беспорядок, это первый сигнал, что можно делать что угодно.

Игроки должны четко понимать, для чего приехали, какую роль будут играть, что от них в этой команде требуется. А требуется одно: отдавать все, что ты можешь, за команду у членов которой на груди написано "Россия".

Это не пустые слова. Это то, что когда-то наиболее высоко ценилось у нас и сейчас особо ценится на Западе. Патриотизм. Честь флага, которую мы за последние годы в значительной степени растеряли. Я сам варился в этой каше 13 лет. Знаю, что говорю, и никто меня не переубедит в обратном. Определяющим в команде является то, что написано у тебя на груди и как ты к этому относишься. Либо ты selfish (эгоист. - Прим. Б.В.), либо понимаешь, что достичь успеха в одиночку невозможно. Все наши поражения как раз с этим и связаны.

Это, кстати, подтвердилось на Играх в Турине. По таланту и эмоциям мы можем обыграть кого угодно, но если нет системы и понимания, чего люди хотят, попав в сборную, то на следующем шаге все валится. Именно поэтому мне очень нравится то направление, которое взял Быков. Прежде всего в команде должна быть дисциплина. Невзирая на лица. И все игроки должны понимать: от того, насколько успешно они играют в сборной своей собственной страны, их репутация в мире будет только расти.

Сейчас в прессе модно обсуждать действия Быкова с позиции "правильно - неправильно", а мне кажется, что на данном этапе это вообще не должно подвергаться сомнению. Мы доверили сборную людям, которые пользуются огромным уважением, прекрасно понимают, как строить команду как добиваться с ней успеха и какая на них лежит ответственность. Я знаю и Быкова, и Немчинова не первый год, прожил бок о бок с ними целую жизнь и отдаю себе отчет в том, до какой степени они оба переживают за результат.

-Нет ли у вас ощущения, которое не покидает сейчас многих болельщиков, что Быков не собирался приглашать в сборную Илью Ковальчука, но изменил свое мнение в силу каких-то внешних причин. Например, давления сверху?

- Мне бы очень не хотелось, чтобы вокруг команды сейчас возникали какие-то интриги. Быков достаточно ответственный человек, и давить на него бесполезно. Это было очевидно даже по ситуации с Алексеем Ковалевым. То, что он сейчас делает, и называется комплектованием состава. Все прекрасно понимают, что таких парней, как Илья, способных забивать по 40 голов в сезон, в мире раз-два и обчелся. Но даже такому игроку нужно определить четкое место в команде. Это самое главное и самое тяжелое.

-А вы лично поддерживаете решение главного тренера в отношении Ковалева?

- Решение принято - и не мне его обсуждать. По-человечески понятно желание Алексея сыграть на чемпионате мира, тем более когда за плечами такая карьера, но, думаю, он и сам отдает себе отчет в том, что построение команды - это процесс, который каждому видится по-своему. И обижаться на то, что точки зрения не совпадают, тут не приходится.

-Когда вы сами были главным тренером сборной, хотя бы раз сталкивались с попытками влиять на ваши решения сверху?

- А кто мог на меня повлиять? Другое дело, что я был заложником ситуации. Десять игроков к моменту моего назначения уже были выбраны, именно они и определили костяк, так что мне оставалось добавить к ним остальных, чтобы появилась собственно команда. Именно это стало для меня тогда наиболее сложным. Сейчас ситуация совершенно другая, поэтому сравнивать неправомерно.

Мысль о том, что на главного тренера можно давить, ущербна сама по себе. Потому что именно он отвечает за результат. В том хоккее, в котором вырос я сам, всегда было именно так. Да, известны примеры, когда на тренеров давили, и они поддавались этому давлению. Ни к чему хорошему это никогда не приводило.

-Вот уже пять лет вы возглавляете Росспорт. Жалели ли когда-нибудь за эти годы, что оставили тренерскую работу?

- Жалею. И боюсь, что возврата для меня уже нет. Видимо, у меня был определенный тренерский потенциал, который накапливался годами. Я успел вжиться в эту профессию, мне она очень нравилась. Работа тренера требует гораздо большей самоотдачи, чем работа игрока. По времени, по эмоциям, по нервам - по всему. Но ощущение победы совершенно иное.

Я два года подряд побеждал с "Детройтом" в Кубке Стэнли как игрок, через год выиграл его с "Нью-Джерси" как тренер и получил гораздо больше удовлетворения, удовольствия, драйва. При этом было совершенно не важно, что я не главный тренер. У нас с Ларри Робинсоном были очень близкие взгляды на то, какой именно мы хотим видеть свою команду, и мы оба получали от этого понимания огромное удовольствие. Вместе строили стратегию, разрабатывали схемы игры, на ходу их видоизменяли. У нас имелось много заготовок, которые так и не сумели разгадать соперники. Хотя у "Дьяволов" была репутация консерваторов, мы забивали больше всех, красиво играли в большинстве.

Не так давно я был в Нью-Джерси проездом, пошел на игру, потом спустился в раздевалку... Не хотел уходить оттуда. Да и сейчас, когда в Новогорск к российской сборной приезжал... О чем-то мы со Славой Быковым поговорили, потом - с Серегой Немчиновым. И все эти схемы - атаки, игры в большинстве - начали рисоваться сами собой.

-Так может...

- Все! Закончили эту тему.

О том, какова позиция Фетисова по вопросам развития спортивного движения в России, борьбы с допингом и др., - стр. 9