СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
НЕ ЖДАЛИ? |
Петр ГИЦЕЛОВ
РУССКИЙ ШВЕД
Ему 23 года, он дебютант нашей премьер-лиги, успевший отметиться в протоколах как игрок основного состава "Рубина". Правда, пока об этом улыбчивом молодом человеке больше говорит фамилия, чем игра. Его отец, Александр Гицелов, выступал в союзной высшей лиге за "Спартак" и "Торпедо", а в 1991-м уехал в Швецию.
-У вас хороший русский - дома, видимо, именно он был разговорным, а шведский требовался лишь за стенами вашей квартиры?
- Нет, дома говорят только по-шведски. У отца это второй брак, а жена - шведка. Папа, едва эта женщина появилась в нашей жизни, попросил меня говорить с ним на ее языке. Иначе бы она обиделась. Вот мы с ним и общались на шведском.
-Так и родной язык можно было потерять.
- К этому все шло. Мне просто повезло. Я какое-то время играл в Лулео - это город на севере Швеции - вместе с Петей Седуновым. Сам он из Мурманска, в молодости побывал в ЦСКА, ездил в аренду по разным российским клубам, но нигде игра толком не шла. Устал он искать футбольное счастье на Родине и отправился в Швецию, где когда-то играл в одной команде с моим отцом. В итоге мы с Петром не дали друг другу забыть язык. Это сейчас я бойко говорю, все понимаю, а поначалу было иначе. С трудом подыскивал нужные слова, переводил их в уме на шведский, потом обратно...
-Уехав в Швецию ребенком, вы разве не приезжали на Родину - на каникулы, в гости к родственникам?
- До переезда в Казань я был в России лишь один раз - три года назад в Москве гостил у мамы. Она уехала из Швеции с младшим братом, когда мне было десять лет.
-А вы с отцом остались? Почему?
- На момент отъезда я ходил в шведскую школу, окончил три класса. Отец уезжать не собирался - у него была работа, и сама страна как место жительства устраивала. Потом выяснилось, что в Швеции у папы есть и другая женщина. Маме в Швеции было скучно - она, звезда советского гандбола, в Скандинавии была не востребована.
-Как фамилия мамы?
- Сагитова. Нэлли. Выступала за сборную СССР у Игоря Турчина. Была чемпионкой мира. Родилась в Омске, играла в Ростове, а сейчас живет в Москве - работает учителем физкультуры в школе.
-Обиды нет - мама уехала, вы остались?
- Теперь - нет. Для нее это был сложнейший шаг, но в нем она учла мои интересы. Я уже учился в шведской школе, свободно говорил на шведском, привык к этой стране. Все это нужно было разрушить, но во имя чего?! Рядом оставался отец, на которого маме в деле моего воспитания вполне можно было положиться.
-При этом вы россиянин по паспорту. Как это возможно?
- Я же родился в СССР! В нужное время отец показал в посольстве мое свидетельство о рождении, я заполнил документы, и меня зарегистрировали как россиянина. Шведский паспорт при этом сохранил.
-Трудоустроиться в России вам помог паспорт?
- Только отчасти. Отец тоже помог. Позвонил, попросил посмотреть. Он в 80-х играл в Ростове с Бердыевым. В Казань я сначала приехал на просмотр. Это было в ноябре прошлого года. Потом Бердыев пригласил на сбор в Турцию. Дальше - контракт.
-Русская премьер-лига - какая она после Швеции?
- Быстрая, жесткая. Много борьбы. Играть сложно. Порой даже думать некогда. Все команды ровные. В Швеции по-другому. Там аутсайдеры у лидеров очки не отбирают. В игре мяч можно катать, выбирая направление для атаки, думать. Тут задумался - ноги улетели выше головы, а мяч украли.
-Перелеты не смущают?
- Я в Лулео три года отыграл. Рядом полярный круг. Тоже летали помногу, причем обычными рейсами. В России удобнее - команды на своем самолете на игру добираются.
-К чему вам тут сложно привыкнуть?
- Говорить тренеру "вы", обращаясь по имени-отчеству. В Швеции нравы проще - только имя и все общение - на "ты".
-В деньгах вы, надо думать, выиграли, подписав в России профессиональный контракт?
- Конечно. Налоги! В Швеции мне бы пришлось заплатить государству на 20 процентов больше.
-Вас не удивляет тот факт, что у нас все граждане платят одинаково, вне зависимости от своего заработка?
- Есть немного. А почему так?
-Иначе вся страна начнет талантливо прятать свои доходы.
- В Швеции не спрячешься. Точнее, спрятаться-то можно, но тогда нельзя потратить заработанные деньги. Богатые, а значит, известные всей стране люди порой ехали в Германию, где отрывались на всю катушку в барах и дискотеках. Потом их ждало разоблачение на родине. Журналисты и налоговые службы там работают в очень тесном контакте. Человека, нарушившего закон о доходах, не щадят.
-Говорят, в Швеции построен настоящий социализм...
- Нет. Там капитализм. С человеческим лицом.
-Это как?
- Жизнь скучноватая, зато сытая. Поэтому шведы очень спокойные. Они знают, что, потеряв работу, получат компенсацию от государства. Жилье - в рассрочку, твой гарант - опять-таки государство. Машина, отдых на европейских курортах - все это есть у каждого, для получения этих благ не требуется прилагать сверхусилия.
-Девушки?
- Много красивых, но русские все равно эффектнее. Об этом вся Европа уже знает.
-Вы холостяк?
- Да.
-В Россию - за любовью?
- Трудно это - найти здесь настоящую любовь. Многое коробит.
-Например?
- Рядовой для российской девушки вопрос: "А какая у тебя машина?" Разве это так важно?! Ребята уже научили своду правил поведения с девушками. Главное - никогда не говори, что ты футболист. Если уж познакомился одетым в форму клуба, скажи, что работаешь в футбольной команде переводчиком, пресс-атташе, менеджером по рекламе, но не игроком. Признаваться в этом нельзя даже после месяца свиданий! А дальше видно будет.
-О том, что вы сын того самого Гицелова, знает вся футбольная Россия. Не устали от сравнений с отцом?
- Мне приятно, что папу здесь помнят. Он тоже порадовался, узнав об этом. Ведь из страны уехал 16 лет назад - целая жизнь! В Швеции до 40 лет доиграл, закончив карьеру в 2002-м. Со мной вместе на поле выходил. Кстати, я вас спросить хочу. "Москва", с которой мы недавно встречались, раньше "Торпедо-Металлургом" называлась, да?
-Да, и в ней недолго играл швед - Валлерстедт.
- Знаю. Удивительно, что Юнас не смог заиграть в российской лиге. У него в Швеции репутация сильного и стабильного игрока. Выходит, Валлерстедт играл в команде моего отца?
-Нет. Команда вашего отца прошлой осенью вылетела в первый дивизион.
- А почему "Москва" играет на стадионе на Восточной улице? Я его хорошо помню - ребенком приходил.
-Это сложная и запутанная история. Знаете, у нас какое-то время было два хоккейных ЦСКА. И оба клуба считали себя настоящими.
Гицелов задумывается, потом качает головой и венчает нашу беседу роскошной фразой:
- Да-а, страна! Сразу ничего не поймешь. Зато как же интересно!
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
Казань |