Газета Спорт-Экспресс № 112 (4392) от 22 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 мая 2007 | Авто-мото - Ралли

РАЛЛИ-РЕЙД

Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ: "TЫ - ПЕСЧИНКА ПОСРЕДИ МОРЯ ПЕСКА"

ДОСЬЕ "СЭ"

Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ (Франция)

Родился 6 апреля 1965 года.

Самый титулованный участник ралли-марафона "Дакар". В категории "мото" дебютировал в 1988 году (18-е место). Победил в 1991, 1992, 1993, 1995, 1997 и 1998 годах. В категории "авто" дебютировал в 1999 году (7-е место). Победил в 2004 и 2005 годах.

Неоднократный лауреат внедорожных ралли в Тунисе, Марокко и ОАЭ, а также знаменитого ралли-марафона "Париж - Москва - Пекин"-1992.

Как известно, на днях в Москве прошла презентация очередного ралли-марафона "Дакар". Главным VIP-гостем этой церемонии был, без сомнения, Стефан Петерансель - самый титулованный гонщик африканского марафона. А чуть позже, когда все перебазировались из зала для пресс-конференции на импровизированный дакаровский бивуак на берегу одного из озер в Крылатском, 42-летний француз дал обстоятельное интервью корреспонденту "СЭ".

-Заранее прошу извинить, если первый вопрос покажется вам некорректным. Многие поклонники автоспорта считают, что внедорожные ралли - и "Дакар" в том числе - это, как бы сказать помягче, гонки для ветеранов и даже пенсионеров. А вы какого мнения?

- Напомню, что свой первый "Дакар" я выиграл в 25 лет. Разве это ветеранский возраст? Но при этом продолжаю побеждать и теперь, в свои 42. Согласен с одним: "Дакар" требует большого опыта.

-Вы имеете в виду опыт общечеловеческий или гонщицкий?

- Африканский. Африка очень красивый континент, но местами очень враждебный, опасный. Необходимо уважать встречающиеся трудности, уважать местность, всегда помнить о ловушках, которые ждут тебя на пути. Молодые гонщики подчас относятся к этому легкомысленно. Как результат - несчастные случаи.

-Если все время, по вашим же словам, "помнить о ловушках", быстро на "Дакаре" не поедешь.

- Так и не надо! Что касается меня, то я всегда старался поддерживать необходимый уровень безопасности. И никогда не получал, даже на мотоцикле, тяжелых травм, да и машины слишком серьезно не разбивал.

-На вашем счету чуть ли не 20 "Дакаров". За эти годы гонка - и технически, и по духу - изменилась?

- Стало намного больше участников, и все же обстановка по-прежнему остается дружелюбной. В остальном "Дакар", безусловно, изменился. Большое развитие получила навигация: когда я начинал, не было системы глобального позиционирования GPS, а значит, ты мог заблудиться даже на несколько дней! Изменилась гонка и с точки зрения безопасности - медицинской, поисковой. Причем все эти новшества - положительные.

-Тем не менее каждый год марафон теряет людей.

- Мотоциклетный спорт всегда останется опасным видом. Полностью исключить риск здесь невозможно. С другой стороны, организаторы год от года задействуют все более совершенные средства, чтобы избежать фатальные инциденты.

-В последние годы тон на "Дакаре" задают профессионалы. Осталось ли еще место любительству?

- Осталось. Любительский дух по-прежнему силен. Главное, что между любителями до сих пор присутствует взаимопомощь. Естественно, будучи любителем, невозможно выиграть "Дакар" в зачете автомобилей (борьбу там ведут команды, в которые вложены огромные деньги предприятий, выпускающих эти машины), а вот в категории "мото" все иначе - прежде всего потому, что все мотоциклы по своим техническим свойствам очень близки.

-Насколько важно во внедорожных ралли найти правильную команду?

- Это опять же гораздо важнее, если ты выступаешь на автомобиле. На мотоцикле, купленном в обычном магазине, можно выиграть "Дакар", а на машине это нереально.

-Результат во всех технических видах спорта, и ралли-рейды не исключение, зависит от множества случайных факторов - всегда может что-то сломаться, экипаж может заблудиться. И тем не менее вы выиграли невероятное число "Дакаров". Не означает ли это, что победа на знаменитом марафоне - отнюдь не случайность?

- Когда я выступал на мотоцикле, то защищал цвета, безусловно, лучшей команды. Плюс ко всему "Ямаха" - очень надежный и технически сильный мотоцикл. Хотя я, разумеется, выступал за "Ямаху" не один.

-Но вы один выигрывали!

- Даже очень совершенной и надежной техникой надо уметь грамотно распоряжаться. Иногда нужно идти на сознательную потерю времени, чтобы потом иметь возможность эту потерю наверстать. Это, отмечу, касается и мотоцикла, и автомобиля. Я всегда придерживался правила: если появились сомнения по поводу надежности той или иной детали, сбрось скорость и на протяжении всего дня двигайся медленнее, зато гарантированно доберешься до бивуака и там заменишь нужный узел. Хотя некоторые пилоты в такой ситуации предпочитают все время давить на газ - и риск, естественно, увеличивается многократно.

-Поговаривают, что когда-то, уходя из мотоспорта, вы заявили, что больше никогда не вернетесь на "Дакар" и в ралли-рейды.

- Все было наоборот. Когда я решил прекратить выступления на мотоцикле, уже думал о том, чтобы продолжить гоняться на автомобиле. Желание покончить с "Дакаром" навсегда возникло у меня лишь один раз в жизни. Это было в 1992 году, когда буквально у меня на глазах погиб один из моих друзей - известнейший французский гонщик Жиль ла Ле. Вот тогда я действительно был готов поставить точку.

-И что же заставило вас все же изменить решение?

- Страсть к Африке, страсть к соревнованию. "Дакар" - это гонка, которая по-настоящему увлекает. Получилось, что страсть возобладала над грустью.

-На "Дакаре" вы испытали все - гонялись и на мотоциклах, и на автомобилях. Ощущения похожи или они разные?

- Во-первых, на мотоцикле ты абсолютно один. Это тяжело даже с психологической точки зрения. Во-вторых, малейшая ошибка мотоциклиста оплачивается наличными прямо на месте. В-третьих, физически вынести марафонскую гонку на мотоцикле чрезвычайно тяжело. И за несколько лет выступлений ты устаешь до крайности.

-И все же сменить категорию наверняка было сложно. Столько лет вы были сами себе штурманом - а тут вынуждены доверяться другому человеку.

- Сначала мне казалось, что из этого вообще ничего не выйдет. В первой гонке мы буквально через несколько километров потерялись. Все поехали налево, а мой штурман говорит: направо! Как тут быть? В конце концов, выяснилось, что именно мы были правы. И оказались единственными, выбравшими нужный маршрут. Так я поверил в своего штурмана. А еще через 10 километров в машине что-то сломалось, и он за несколько секунд сумел найти поломку. Я восхитился - и вот уже девять лет мы с Жан-Полем Коттре вместе.

-Кем вы себя в первую очередь ощущаете - гонщиком, специалистом по навигации или, может быть, механиком?

- На мотоцикле я был всем! Но сейчас полностью отдал Жан-Полю вопросы навигации. Да и механику. Сейчас я только пилот, водила. Баста!

-Каково ваше мнение о предстоящем "Дакаре"?

- Думаю, что по случаю 30-й годовщины гонки организаторы не пожалеют для нас трудностей. Уже ясно, что немало дней мы проведем в Мавритании. Значит, на финише между участниками будут очень большие разрывы.

-Тяжелый "Дакар" - это сложная трасса, это длинная трасса, это хитрый маршрут?

- Крайне непросто преодолевать песчаные участки. В Мавритании нет дорог и даже тропинок - сплошное бездорожье, пустыня, дюны, поросшие верблюжьей колючкой. Такие места трудно преодолевать чисто физически. И именно после таких этапов караван терпит самые большие потери. Но настоящие африканские этапы - это хорошо для меня. Мне там частенько удается оторваться от соперников.

-Чтобы затем удачно добраться до Дакара?

- Финиш в столице Сенегала - это не "Дакар". "Дакар" - это пустыня. Когда ты посреди дюн, когда вокруг никого нет. В такие моменты чувствуешь себя песчинкой посреди моря песка. Ты - ничто, ты совсем маленький.

-И вам нравится чувствовать себя песчинкой?

- Когда гонял на мотоцикле, иной раз было страшно. Теперь, когда еду на машине, стресса меньше: все-таки нас в кабине двое.

Лина ХОЛИНА