Газета Спорт-Экспресс № 118 (4398) от 29 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 мая 2007 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ЖУРОВА НАКОНЕЦ РАСКРЫЛА СЕКРЕТЫ

Корреспонденты "СЭ" стали участниками первой летней школы спортивных журналистов, которую Европейский союз спортивной прессы (UEPS) организовал в Древней Олимпии.

Сергей БУТОВ, Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Олимпии

В середине V века до нашей эры на поросших травой отлогих трибунах этого стадиона собиралось 45 тысяч человек. Перед ними простиралось поле размером примерно 250 на 28 с половиной метров. Центральная часть этого поля до сих пор ограничена линиями чуть выступающих из земли каменных плит. Ее длина - 197,27 метра, или один стадий. Эта дистанция положила начало всем соревнованиям в новейшей истории Земли, а этот стадион - всем Олимпийским играм древности и современности.

Прямо перед стадионом - развалины храма Геры, на алтаре которого раз в два года зажигают олимпийский огонь, и храма Зевса, где когда-то стояла его 12-метровая статуя из золота и слоновой кости. Вокруг - останки древних раздевалок, тренировочных комнат для борьбы и кулачного боя, руины первого в истории плавательного бассейна. Конечно, все это не более чем очень старые камни. Но эти камни видели то, что не увидит больше никто и никогда: рождение спорта.

Европейский союз спортивной прессы (UEPS) решил не мелочиться и провести свою первую летнюю школу спортивных журналистов именно здесь, в Древней Олимпии. 180 семинаристов из 31 страны на неделю оккупировали один из отелей. Еще 46 человек прибыли на полуостров Пелопоннес в качестве докладчиков. И закипела учеба.

Россию в Греции представляет делегация "СЭ" в лице авторов этих строк и заместителя главного редактора нашей газеты Льва Россошика - одного из организаторов и докладчиков первой летней школы. Вот уже пять дней мы рассаживаемся в гостиничном конгресс-холле с раннего утра, чтобы, как задумали организаторы, почерпнуть для себя что-то новое и важное в журналистской работе. При этом все мероприятие куда больше напоминает обмен мнениями, чем жесткие образовательные курсы. В Грецию приехали уже не новички в своем деле (возраст участников ограничен 45 годами), у которых есть не только желание перенять что-нибудь у европейских коллег, но и поделиться своими знаниями.

Приятно, что школа проходит под опекой греческого правительства и при личном участии министра спорта страны Гиоргиоса Орфаниса, вдохновившего слушателей глубоким докладом о проблемах безопасности на греческих стадионах, а также серьезными подвигами на футбольном поле в свободное от учебы время. Интересным показался нам и доклад руководителя пресс-центра афинской Олимпиады Костаса Верникоса о подготовке Греции к очередным Средиземноморским играм, которые пройдут в 2013 году в Волосе и Ларисе. В то время как Россия еще только бьется за право провести у себя сочинскую Олимпиаду, греки уже имеют логотип, программу и все необходимые спортсооружения для мероприятия, вполне сравнимого по масштабам с Олимпийскими играми. При этом население Волоса и Ларисы не превышает в сумме 300 тысяч жителей!

Впрочем, у России нашелся адекватный ответ. Зал растаял, когда на трибуну конгрессхолла поднялась Светлана Журова. Звание олимпийской чемпионки подействовало на присутствующих ошеломляюще, несмотря на то что зимние Игры кажутся в Греции чем-то потусторонним. Доклад Светланы на великолепном английском, который длился добрых сорок минут вместо регламентированных десяти, оказался, пожалуй, самым интересным и наиболее конкретным. Сама его тема: "СМИ и звезды спорта: большие секреты" выгодно отличалась от выступлений о положении спортивных газет на греческом рынке СМИ, рассказов о проблемах финского телевидения и им подобных. Репортеров Журова покорила с самого начала, огорошив заявлением, что журналистика - ее хобби. Для российской части делегации это никакая не новость, а вот для иностранцев стало большим откровением.

Знакомые российские журналисты предложили мне попробовать свои силы еще перед Играми в Солт-Лейк-Сити-2002, - отметила Журова. - Следующий олимпийский цикл сложился для меня очень непросто, и бывали времена, когда именно журналистика становилась моим основным источником доходов.

К радости слушателей, Журова не ограничивалась общими фразами, стараясь иллюстрировать сказанное конкретными примерами. Так, мы с удивлением узнали, что иногда спортсмены (вернее сказать, спортсменки) проходят мимо репортеров в смешанной зоне не из-за неуважения к их работе, а лишь потому, что, скажем так, недовольны своим внешним видом. А мы-то думали...

- Знаете, очень сложно заставить себя выйти в микст-зону с улыбкой на губах после проигрыша. Помню, после того как в Солт-Лейк-Сити я не смогла завоевать медаль, шла сквозь протянутые диктофоны и телекамеры, словно не в себе. И вдруг глаз выхватил в толпе репортеров знакомое лицо: я остановилась перед журналисткой, и мы вместе разрыдались.

Особое место в своем выступлении Светлана уделила скандальной хронике, в которую атлеты, как правило, попадают отнюдь не по своей воле. Тут Журова, которой самой доводилось находить свое имя в заголовках желтой прессы, не скрывала эмоций:

- Вы должны понять, что спортсмены - не голливудские звезды и скандалы им ни к чему, так как это запросто может "убить" результат. Однажды один журналист написал про меня откровенную гадость, я не поленилась, узнала его телефон и позвонила. И что бы вы думали услышала в ответ? "А что здесь такого? Это же игра. Она только добавит популярности нам обоим". Я была просто ошарашена, мне не понять такого отношения. Когда ты 26 лет отдаешь себя спорту, работая по 15 часов в день, а потом ищущий известности журналист одной негативной статьей ломает тебе карьеру, поверьте, это не смешно.

P.S. Вчера, в тот момент когда мы заканчивали работать над этим репортажем, к нам в номер постучалась... Журова. Еще несколько часов назад мы вместе бродили по развалинам древнего олимпийского стадиона и храма Зевса, стояли рядом с алтарем храма Геры, но почти не разговаривали. Просто зачарованно смотрели по сторонам и слушали пение птиц, пропитываясь духом священного места. И ей, и нам потребовалось какое-то время, чтобы переосмыслить увиденное.

"Если можно, напишите, пожалуйста: Древняя Олимпия навсегда останется в моем сердце, - сказала нам Светлана. - Стоило приехать сюда хотя бы для того, чтобы понять, как много значит для всех нас заявка Сочи. Получить Олимпийские игры, пусть зимние, значит, увековечить свою страну в истории и памяти людей".