ПЛАВАНИЕ |
Геннадий ТУРЕЦКИЙ: АНГЛИЯ ВМЕСТО РОССИИ?
Несколько дней назад лондонская The Times опубликовала материал о том, что в рамках специальной программы подготовки к Олимпийским играм-2012 Великобритания намерена пригласить шестерых тренеров по плаванию, причем ежегодная зарплата этих специалистов ориентировочно составит от 350 000 до полумиллиона американских долларов. В числе кандидатов фигурировала фамилия выдающегося российского тренера Геннадия Турецкого.
Вчера корреспондент "СЭ" связалась с Турецким по телефону. Вопреки ожиданиям, тренер оказался не во Франции, где в минувшие выходные намеревалась выступать на международном турнире его нынешняя подопечная, серебряный призер Олимпийских игр в Афинах Станислава Комарова, а у себя дома в Швейцарии.
- Во Францию мы не поехали, - сказал Турецкий. - Планировали вместе с Комаровой добраться до Кане-Ан-Руссийона на машине, но в последний момент выяснилось, что человек, который обещал нас туда отвезти, отменил поездку. Естественно, мы стали прикидывать другие варианты. Дорога на поезде занимает девять часов в одну сторону, к тому же надо сделать три пересадки. В одиночку Стася в Кане-Ан-Руссийон просто не добралась бы, да я ее и не отпустил бы. Тем более что по всей Европе сейчас то и дело объявляют штормовые предупреждения. Для меня такая поездка тоже была бы не из приятных: провести 18 часов в дороге - удовольствие сомнительное.
Тем не менее мы поехали на вокзал. И тут выяснилось, что билетов на поезда с удобными стыковками уже нет. В итоге мы были вынуждены отказаться от этого старта.
-Насколько вероятно, что в ближайшем будущем вы смените место работы?
- Пока я не очень настроен комментировать эту тему. В Швейцарии, как вы знаете, я занимаю пост главного тренера сборной, мне постоянно повышают зарплату, создают все условия для работы. К тому же непонятна задуманная англичанами структура. Без серьезного менеджмента результат не сделать, каких бы тренеров в страну ни приглашали. Я, собственно, и хотел поехать в Кане-Ан-Руссийон, чтобы поговорить на эту тему с коллегами.
С другой стороны, англичане явно настроены серьезно. Тренеры, которые упомянуты в списке (в том числе нынешний главный тренер сборной Австралии Алан Томпсон и "Тренер года" этой страны Стефан Уилдмер. - Прим. Б.В.), ценны тем, что у каждого есть своя методика. Статью в "Тайме", кстати, перепечатали в Австралии с комментариями: мол, предлагаемые англичанами деньги втрое превышают суммы, которые получают ведущие австралийские специалисты.
С моей точки зрения, Великобритания по-настоящему заинтересована в олимпийских медалях. Естественно, я польщен, что мое имя тоже фигурирует в английском списке, независимо от того, какие будут (и будут ли) сделаны предложения.
-Правильно ли я понимаю, что перспектива увидеть вас в обозримом будущем под российским флагом становится еще более призрачной?
- А я до сих пор, если честно, не понимаю, какую роль мог бы играть в структуре российского плавания. Я считаюсь консультантом сборной, но никакого ощущения, что кто-то в этих консультациях нуждается, у меня нет. Раньше я приезжал читать лекции, на них присылали специалистов, но сейчас никто никого никуда уже не присылает. Похоже, что даже моя текущая работа с Комаровой никого не интересует. Во время чемпионата мира в Мельбурне у меня сложилось впечатление, что в команде не могут толком оценить, что такое успех, а что - нет. Установили 14 рекордов страны - вроде бы все в порядке. Или вот еще штрих: первоначально мы договаривались, что Комарова приедет в Швейцарию в октябре, но она появилась у меня лишь в конце апреля - приехала на Кипр, где я с семьей проводил отпуск.
-Тем не менее вы начали с ней заниматься...
- Сначала мы со Стасей обговорили множество вещей. Я предложил попробовать поработать до чемпионата России, который пройдет в июле. Объяснил, что плавать просто так нет никакого смысла. Хочется, чтобы в Пекине была медаль - и уж никак не серебряная. Однако это предполагает не только тренировки в бассейне, но и смену всего образа жизни, настроя на работу. В результате Стася согласилась с моими доводами, и мы поставили задачу, прежде всего, привести в порядок общее состояние организма. Другими словами, временно забыть про результат и заняться общефизической подготовкой.
Работает Комарова с удовольствием. Стала лучше выглядеть, без труда подтягивается на перекладине 6 раз, хотя поначалу не могла и одного. Мы поменяли старт - он стал более быстрым.
И все же нужно понимать, что успех зависит не только от наших со Стасей усилий, но и от того, какое содействие оказывает нам Российская федерация плавания. Когда Комарова прилетела в Швейцарию, я получил письмо с просьбой подготовить подробный план работы и рассчитать возможные расходы. Вскоре эти бумаги были отправлены в федерацию. Одновременно я сообщил, что все расчеты должны вестись не со мною, а с федерацией плавания Швейцарии или с центром олимпийской подготовки, где я работаю. Так здесь принято.
Мое письмо, что удивительно, осталось без ответа, а некоторое время спустя я получил послание с просьбой предоставить все планы и расчеты на июль, поскольку деньги на подготовку Комаровой удается "выбить" только с этого месяца. Такое ощущение, что те, кто эти письма пишет, уверены в том, что в Швейцарии все бесплатно, а деньги я хочу получить лишь для того, чтобы положить их себе в карман. Иначе как саботажем объяснить такое отношение не могу. Кому какое дело, "выбили" вы деньги или нет и в каком размере? Человек находится в Швейцарии - и его подготовка стоит совершенно конкретных сумм.
-На какие же средства в итоге готовится Комарова?
- Что-то оплачивает сама, что-то - ваш покорный слуга. В олимпийском центре нам пока идут навстречу. Например, включили Комарову в состав группы, которая в июле отправится на сбор во Францию. Но это тоже стоит денег. Меня периодически начинают спрашивать, намерена ли Российская федерация плавания вообще платить за спортсменку.
Последний разговор с главным менеджером центра Пьером-Андре Вебером получился крайне неприятным. Он написал письмо в Москву, в котором по пунктам расписал, во что обойдется пребывание Комаровой на сборе во Франции. И получил странный, чтобы не сказать - неприличный, ответ как по стилю, так и по содержанию. Вебер тут же переслал его мне, я же готов направить вам, чтобы не быть голословным.
Могу сказать, что за все годы нашего знакомства Вебер никогда не был таким разозленным. Более того, меня не покидает чувство, что между его звонком мне домой и отменой машины в Кане-Ан-Руссийон есть самая непосредственная связь. Как-то уж очень одновременно произошли эти события.
-Вы расстроились, что не получилось выступить во Франции?
- На самом деле ничего страшного в этом нет. Состояние Комаровой мне нравится. Если сумеем сделать все, что запланировано до июля, уже на чемпионате России она будет выглядеть хорошо. Психологически Стася тоже в порядке. Естественно, к этому приходится прилагать определенные усилия. Стася много времени проводит в моей семье, делится с женой проблемами, о которых ей бывает трудно сказать мне. Сейчас я на несколько дней отпустил ее в Москву, но уже в четверг она вернется обратно - и мы продолжим работу.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ