Газета Спорт-Экспресс № 138 (4418) от 22 июня 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июня 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

HOLA! ОТ Максима КВЯТКОВСКОГО

Геннадий ПЕРЕПАДЕНКО

ДО СИХ ПОР СНИТСЯ, КАК ИГРАЮ ЗА "СПАРТАК"

На встречу с корреспондентом "СЭ" он приехал с тренировки.

- Недавно прочитал в "СЭ" интервью Саши Мостового, в котором он вызвал меня на поединок на корте. Ну, думаю, раз вся страна знает, что мы сразимся за неофициальный титул лучшего российского теннисиста в Испании, надо серьезно готовиться. Приглашаю вас как арбитра и репортера одновременно. Такое событие достойно подробного освещения в прессе...

Экс-футболист "Спартака", одесского "Черноморца" и запорожского "Металлурга" сейчас живет в Кастельдефельсе, пригороде Барселоны. Его жизнь расписана по минутам - общие знакомые не перестают удивляться, как Перепаденко все успевает.

НЕ ЛЮБЛЮ СЛОВО "БИЗНЕСМЕН"

- Свободного времени почти нет, - подтвердил Перепаденко. - Привык к этому, иной жизни не представляю. Без дела чувствую себя не в своей тарелке. А усталости не замечаю, если вижу, что есть результат. Смысл ведь не в том, чтобы заработать много денег. Главное - приносить пользу семье, друзьям, компаньонам. Как говорит мой испанский друг: "Хочу быть не самым богатым, а самым счастливым".

-Недавно в Виго общался с Валерием Карпиным, который стал удачливым бизнесменом. К вам подобное определение подходит?

- Не люблю слово "бизнесмен". Капитализмом от него попахивает. Я же рос в советские времена, когда оно было чуть ли не ругательным. Лучше сказать иначе - у меня есть свой род деятельности. Раньше считалось, что после окончания карьеры футболисты ничем не занимаются. Сейчас все меняется. Я многому научился за границей. То же самое наверняка скажут Карпин, Онопко, Попов. Мы наблюдали, как местные игроки, повесив бутсы на гвоздь, устраивают судьбу, старались учиться на их примерах. Переход в послеигровую жизнь получился для нас не столь болезненным.

-Чем же вы занимаетесь?

- Одно из основных направлений - экология. В свете происходящего в мире - очень актуальная тема. К тому же близкая мне с детства - Запорожье, где я родился, вполне мог быть назван одним из самых загрязненных городов планеты. По иронии судьбы именно там сейчас базируется крупнейшая во всем бывшем Союзе компания по производству газоочистительного оборудования.

-Испанцев эта тема интересует?

- Еще как! По чистоте воздуха они плетутся в хвосте Евросоюза, опережая только Португалию. Сейчас ведем переговоры с представителями правительств Андалусии, Каталонии, Страны Басков. В апреле были на международной выставке в Ганновере, где нашей работе дали высокую оценку. Известные компании хотят с нами сотрудничать. В общем, за четыре года достигли многого.

-А как вы оказались в этой теме?

- Разумеется, все началось с футбола. Мой друг Григорий Давыдов, в свое время выступавший в "Металлурге", нынче директор этой фирмы. Он-то меня и увлек. Подключили к работе профессора Владимира Молчанова - лучшего в Европе специалиста в данной области. Мне пришлось выучить совершенно неизвестные доселе не только по-испански, но и по-русски термины. Зато сейчас по-настоящему интересно. Кроме финансовой выгоды осознаю: делаю нечто важное, чтобы мир стал чище.

ЗАГАДОЧНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

-Но и футбольные дела вы совсем не забросили?

- Прошлое из жизни не вычеркнешь. До сих пор снится, как играю за "Спартак". А на днях вообще смешной сон видел - будто меня в нынешнюю команду пригласили. Я удивился: мол, как же так, мне уже за сорок? О футболе могу говорить и думать часами. Поэтому решил стать агентом ФИФА. Выучился, сдал экзамены в Мадриде. Получилось со второго захода, причем дважды вместе со мной сдавал племянник короля Испании.

-Как же экзаменаторы посмели в первый раз завернуть королевского родственника?

- Здесь поблажек никому не делают. Знаешь дело - работай на здоровье, нет - извини. Став агентом, я завел отличные связи. Работаю с очень известными людьми, располагаю полной информацией об испанском и латиноамериканском рынках.

-Западные агенты порой жалуются на загадочный славянский менталитет, становящийся препятствием при заключении сделок. Вы сталкивались с этой проблемой?

- К сожалению. Многие руководители наших клубов считают, что главная задача агентов - обмануть и хорошенько заработать. И именно из-за этого зачастую попадают в лапы настоящих мошенников. Сколько раз такое было: предлагал купить игрока за сравнительно небольшую сумму, но все срывалось из-за элементарного недоверия. А футболисты потом становились очень известными, солидные европейские клубы выкладывали за них гораздо большие деньги.

-Как относятся к российскому футболу на Западе?

- С одной стороны, здесь отмечают, что в него вкладываются серьезные средства. С другой - замечают немало парадоксов. Если не брать в расчет ЦСКА и в последнее время "Спартак", можно увидеть: многие клубы едва ли не каждый сезон меняют по полсостава. Получается, прежняя селекция провалена напрочь. Куча денег выброшена в никуда.

-В чем же причина?

- В отсутствии серьезной политики. В Испании главный тренер и футболисты подбираются, исходя из общей клубной стратегии, выработанной на долгие годы. Скажем, "Севилья" - главный возмутитель спокойствия в нынешнем сезоне. У президента Дель Нидо есть Мончи - спортивный директор, головой отвечающий за результат. Он-то и набирает футболистов, строго придерживаясь политики. Таким образом, кстати, в "Севилью" попал Кержаков - он идеально подходил ей по стилю. С тренером, конечно, советуются, но сказать: "Уберите-ка из команды шестерых футболистов, они не соответствуют необходимому уровню" он не может. В то же время президент не должен вмешиваться в дела команды. В "Реале" Флорентино Перес нередко этим занимался, да и тренеров приглашал не под выстроенную систему, а по типу "возьму его - он мне нравится". В результате "Реал" со всеми своими звездами долго ничего не выигрывал.

-У вас хорошие связи не только в том же "Реале", но и в "Барселоне", "Эспаньоле", "Расинге". Как вы этого добились?

- Футбол в Испании - настоящая религия. Не важно, в какой лиге ты выступал, - если был заметен, тебя запомнят. Казалось бы, я играл в "Бадахосе", клубе второго дивизиона, но меня до сих пор узнают совершенно незнакомые люди. А друзей в местных командах у меня действительно много. Один из самых близких - нынешний спортивный директор "Эспаньола" Пако Эррера, мои первый тренер в "Бадахосе".

ТРИ МУШКЕТЕРА ИЗ РОССИИ

-В свое время вы ведь едва в "Расинге" не оказались, где в то время выступали Попов и Радченко?

- Было дело. К сожалению, что-то затянулось с переходом, и меня не успели заявить. Хотя в Сантандере это событие раскрутили по полной программе. На местном телеканале откуда-то раздобыли кассету с матчем последнего чемпионата СССР "Спартак" - "Динамо". Тогда мы вдоволь покуражились над бело-голубыми - 7:1! Три мяча забил Попов, а Радченко и я - по два. Фрагменты того матча крутили едва ли не каждый день. Потом нашли еще и запись игры с "Шахтером", который "Спартак" обыграл 3:1, а каждый из нас забил по голу. Комментаторы кричали: "Смотрите, какие звезды в "Расинг" пожаловали!" Нас еще российскими мушкетерами называли.

-Тот "Спартак" был дружной командой?

- Без сомнений. Конечно, у каждого был свой круг общения, но коллектив сложился настоящий. С доктором Васильковым, который и сейчас в "Спартаке", у нас, например, замечательный контакт был. С ним одна история связана. В 90-м году принимали мы в Лужниках киевское "Динамо", я пошел на верховой мяч, а Шматоваленко под меня, что называется, "подсел". Я на него не в обиде - игровой момент. Хотя легче мне не стало: неудачно приземлившись, умудрился получить открытый перелом кисти в четырех местах. Мне поставили металлические спицы, и через месяц я вновь стал играть. Вскоре "Спартак" отправился в турне по Америке. В конце какого-то матча опять неудачно упал на руку, и одна спица вылезла наружу. Никто не знал, что со мной делать - страховки ни у кого из нас не было! Мы и слова такого в СССР слыхом не слыхивали. Выходило, что в госпиталь меня никак нельзя. В итоге Васильков решил делать операцию прямо в гостинице.

-В гостинице?!

- Да. Для начала доктор налил мне стакан водки. Подождал минут десять, чтобы "анестезия" начала действовать, и резким движением выдернул спицу. Затем меня отнесли в номер - в тот момент я уже мало что соображал. Наутро Васильков заходит: "Ты живой?" До сих пор не знаю, как его благодарить. Ведь последствия, как мне рассказали, могли быть страшными. Уже в Москве мне остальные спицы вынули.

-В сезоне-90/91 тот "Спартак" остановился в шаге от финала Кубка чемпионов. Высшая точка карьеры?

- Посмотрите, как популярна сейчас Лига чемпионов. Каждый матч группового турнира преподносится как суперсобытие, не говоря уж о плей-офф. Бывает, смотрю и вспоминаю - мы-то до полуфинала доходили! Жаль только, в то время не чувствовалась значимость наших успехов - из-за этого мое поколение много потеряло. А ведь кого "Спартак" в том розыгрыше прошел! Сначала совсем не слабую "Спарту", которой я гол забил в Праге, потом "Наполи" с Марадоной, а на закуску "Реал". Только на "Марселе" остановились.

РОМАНЦЕВ ЗВАЛ В ПОМОЩНИКИ

-Многие бывшие футболисты становятся тренерами. Вас такая мысль не посещала?

- Думал об этом. Но решил по этому пути не ходить - не хочется надолго отрываться. Между прочим, когда я только закончил играть, Романцев предлагал мне стать одним из его помощников. Было очень лестно услышать такое, но, поразмыслив, вежливо отказался.

-Если бы сейчас встретили Романцева, что бы ему сказали?

- Поблагодарил бы за годы совместной работы. То же самое готов произнести в адрес других своих тренеров - Прокопенко, Альтмана, Томаха, у которого играл в Запорожье, моего первого наставника Тищенко.

-В декабре прошлого года я готовил материал об известной теннисной академии Sanchez-Casal, которая считается ведущей в Испании и одной из лучших в Европе. 11-летнюю Наталью Перепаденко называют едва ли не главной ее надеждой.

- У дочки мой характер. Такая же упертая, волевая, очень не любит проигрывать. В кумирах у нее Шарапова, на которую дочь похожа и внешне, и по стилю игры, а также Кузнецова, занимающаяся в той же академии. Специалисты предрекают Наташе большое будущее - если, конечно, будет так же серьезно работать. В этом году она уже выиграла два турнира в Каталонии. Представители федерации уже интересовались, не желает ли Наталья выступать под испанским флагом. Пока мы ничего не ответили. По местным законам, решение нужно принимать по достижении 16 лет.

Кастельдефельс