ФОРМУЛА-1 |
Герхард БЕРГЕР: "Я МОГ ЛИШИТЬСЯ СВОИХ ДЕНЕГ..."
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
Наш сегодняшний собеседник - один из самых популярных людей в Австрии. На счету этого знаменитого автогонщика, напарника Айртона Сенны и Жана Алези, 10 побед в "Гран-при", 48 подиумов и 210 гонок. Бергер выступал в "Формуле-1" 14 лет, был пилотом таких команд, как "Феррари", "Макларен" и "Бенеттон", - неудивительно, что его до сих пор называют "фирменной маркой" "Больших призов".
Завершив карьеру, Бергер возглавил спортивное направление в знаменитом автоконцерне BMW. Именно в это время он регулярно комментировал события в "Ф-1" для "СЭ". Но теперь времени на такие комментарии практически не осталось: австриец стал совладельцем "Торо Россо" и, по словам механиков этой команды, гоняет их так, что дым идет.
Но тем не менее, когда "СЭ" обратился к Бергеру с просьбой об интервью, он любезно согласился выкроить в своем графике полчаса.
-Герр Бергер, позади уже восемь этапов чемпионата мира-2007, а на счету вашей "Торо Россо" по-прежнему нет очков. Вас такой результат радовать, конечно, не может? Каким вам видится будущее команды?
- Да, очков нет, но при этом мы уже далеко не "Минарди", то есть - отнюдь не законченный аутсайдер. "Торо Россо" от гонки к гонке становится сильней, и во время "Гран-при" наши гонщики ведут борьбу с пилотами команд, представляющих автомобильные гиганты - "Тойоту" и "Хонду". В Маньи-Куре не повезло: и Витантонио Лиуцци, и Скотт Спид досрочно сошли с дистанции. Но не каждый же раз так будет! Поверьте, когда удача повернется к нам лицом, "Торо Россо" окажется способной на многое.
-Мало кто знает "Формулу-1" так, как вы. Что вы предприняли бы, если бы были шефом "Макларена"? Как построили бы взаимоотношения с двумя своими пилотами - Льюисом Хэмилтоном и Фернандо Алонсо?
- Я бы ничего не стал предпринимать, потому что в любом случае это ничего хорошего не принесет. Два блестящих гонщика пытаются выяснить, кто из них сильнее, - это и есть спорт. И пусть выясняют, этому нельзя противодействовать - если, конечно, они не забывают об интересах команды.
-В кого вы больше верите - в Алонсо или Хэмилтона?
- Уверен, что у чемпиона мира есть еще солидные резервы, которые он использует во второй половине чемпионата. С другой стороны, знаю, что Алонсо потрясен той необыкновенной скоростью, которую развивает сейчас на трассах его юный партнер. Ясно одно: мы имеем дело с достойными соперниками. Но ставить на кого-то одного из них я бы поостерегся.
-Все последние недели тон в "Ф-1" задавали представители "Макларена". Но во Франции ситуация кардинально изменилась: успех пришел к "Феррари". Поул достался Филипе Массе, но в гонке его обогнал Кими Райкконен. Получилось, что "великолепная четверка" снова сблизилась по очкам. Как, на ваш взгляд, могут развиваться события дальше?
- В Маньи-Куре "Макларен" действительно получил оплеуху, а до этого с грустным видом ходили представители "Феррари". Похоже, участь у них такая в нынешнем сезоне - догонять друг друга. Мой прогноз: противостояние нынешних лидеров будет продолжаться до последнего момента.
Хотя, знаете, лучше я обойдусь без прогнозов. А то перед чемпионатом громко заявлял: мол, борьба за титул развернется между Алонсо и Райкконеном. Как показывают нынешние события, я несколько ошибся. Если бы поставил деньги на тех, кого считал фаворитами, то, возможно, все потерял бы.
-Какие у вас планы на 2008 год? Говорят, вы собираетесь попробовать в деле какого-то нового пилота?
- У вас верная информация. Мы положили глаз на француза Стефана Бурдаса, который дважды выиграл чемпионат американской серии IRL, а в недавней 24-часовой гонке в Ле-Мане был лучшим в "Пежо".
-Гонки в США и Ле-Ман - это, конечно, здорово. Но "Формула-1" - все же иные соревнования. К тому же Бурдасу 28 лет. Не поздно ли в таком возрасте переучиваться?
- Мы уже проверяли его возможности и остались довольны. Устроим парню еще несколько испытаний - и примем решение. Как раз самое время, чтобы начать думать о следующем сезоне. Но при этом последнее слово останется за еще одним совладельцем команды, знаменитым бизнесменом Дитрихом Матешицем.
-А какого вы мнения о Бруну Сенне, который в гонке GP2 в Маньи-Куре занял третье место?
- Для того чтобы он созрел до "Формулы-1", парню нужен, пожалуй, еще год.
-Вы были напарником трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны, чьим племянником является Бруну, сейчас вы - друг семьи. Может, уже успели заключить с Бруну предварительный договор?
- Нет, у нас нет никаких соглашений.
-Но, говорят, вы много помогали Бруну, когда он начинал карьеру гонщика?
- Его мать Вивиан, сестра Айртона, года три назад позвонила мне и сказала, что ее сын хочет стать гонщиком. Просила дать совет, с чего ему начать. Я, понятно, в консультации не отказал, а также, имея обширные связи в Англии, познакомил Бруну с нужными людьми.
-А как вы вообще относитесь к гонщикам во втором поколении? Вон сколько их, наследников, развелось!
- Отношусь хорошо, но немного настороженно. В первую очередь смотрю на характер ребят, отмечаю, как они говорят, как двигаются. То есть невольно сравниваю с их знаменитыми родственниками. А уже потом обращаю внимание на их стиль езды. Что же касается младшего Сенны, то он во многом похож на своего дядю.
-Скажите, Хэмилтон - уникум?
- Нет, уникум - вряд ли. Но он, безусловно, сейчас лучший. Правда, кроме него есть и другие молодые дарования, которыми я восхищаюсь не меньше. Например, Нико Росберг, или, скажем, Роберт Кубица, а еще Хейкки Ковалайнен, который, несмотря на неудачный старт в чемпионате, не сдается и идет вперед семимильными шагами.
-В следующем сезоне в календаре чемпионата мира появятся новые трассы. Вы это приветствуете?
- Я выступаю за то, чтобы "Формула-1" находила сторонников даже в тех местах, где раньше о нашем виде спорта и не слыхивали.
-Как долго вы останетесь в "Формуле-1"?
- Пока мне не надоест, а предпосылок к этому я пока не вижу. Знаете, я всегда мечтал иметь собственную команду в "Формуле-1", и вот теперь мечта сбылась.
-Вы счастливы уже тем, что являетесь совладельцем конюшни?
- Конечно, я был бы более счастлив, если бы мы продвинулись чуть дальше вперед. Да, прогресс налицо, но все же если честно, то мы ждали большего. В Монте-Карло и Монреале мы могли гордиться своими болидами, а вот о провале в Индианаполисе больно вспоминать.
-Как вы считаете, на каком из этапов ваша команда способна взять очки?
- В Монреале, но эта гонка, к сожалению, уже позади.
-Мотор "Феррари" на болидах "Торо Россо" останется и в следующем сезоне?
- Да.
-А шасси? Купите их или, быть может, сами будете конструировать?
- Вопрос пока остается открытым.
Благодарим известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.