ФУТБОЛ |
Николай ЛЕВНИКОВ: "СЛУЖИТЬ НАДО ФУТБОЛУ, А НЕ МУТКО ИЛИ КОЛОСКОВУ"
Год назад он еще возглавлял Коллегию футбольных арбитров, в июне входил в судейский комитет УЕФА. Теперь этих должностей у Николая Левникова уже нет, но его мнение по вопросам, которым он посвятил большую часть своей футбольной жизни, менее компетентным не стало.
КАК МОЖНО СУДИТЬ ТРИ ИГРЫ ЗА НЕДЕЛЮ?
-Как смотрится со стороны судейский корпус? Какие основные проблемы вы видите?
- Проблемы есть, и связаны они с тем, что многие судьи не понимают, чего от них хотят. Это заметно по работе лучших из них. Подорвано доверие к нашим судьям международной категории: на ответственные матчи приглашаются иностранцы. До арбитров ФИФА, как мне кажется, за исключением Баскакова и Николая Иванова, которые побывали на сборах УЕФА, не доведены современные требования и инструкции. Специфика этого сезона в том, что он проходит под лозунгом защиты игроков и защиты имиджа игры. А как раз в этом направлении наши арбитры недорабатывают. Нет единого инструктажа, нет единых требований.
Очень своеобразно, например, трактуются эпизоды, связанные с умышленной или неумышленной игрой рукой. Часто вижу телепрограмму "Свисток" - объяснения приглашаемых туда специалистов, мне кажется, только вносят разлад в умы арбитров. При назначении 11-метровых ударов они не должны забывать, что футбол - игра контактная. Не всякий физический контакт игроков - нарушение правил. Также следует четко понимать, что дисциплинарные санкции применяются как способ управления игрой. В этом плане тоже нужно давать судьям более жесткую установку на выполнение инструкций ФИФА и УЕФА.
На качество судейства сильно влияют совершенно непродуманные назначения. Пример: Ахмадуллин судит два важных матча подряд. Один между командами премьер-лиги, другой - между лидерами первого дивизиона. Немудрено, что арбитр без достаточного опыта допускает ошибку. Евстигнеев за неделю судит три игры в разных городах. На третьем матче получает неудовлетворительную оценку. А ведь есть четкая рекомендация для всех национальных ассоциаций: арбитр в течение одной недели может отсудить два матча, но только если они резко отличаются по уровню. Нормальная загрузка - один матч в неделю. А после сложных игр времени на отдых обычно дается гораздо больше.
-В последнее время вновь на слуху словосочетание "судейский кооператив". Вам оно известно?
- Слышал о нем. Я и решение закончить судейскую карьеру в свое время принял из-за существования этого явления. Тогда оно было реальностью. Сегодняшнюю ситуацию в полной мере не знаю, но разговоры о том, что старые времена возвращаются, слышал.
-Как относитесь к решению Валентина Иванова завершить карьеру?
- В прошлом году я настоятельно советовал ему после завершения международной карьеры закончить судить и в России. Потому что, как я говорил, ему здесь работать не дадут. Никому он тут не нужен с его опытом и знаниями.
АНГЛИЯ И ИТАЛИЯ ИНОСТРАНЦЕВ НЕ ЗОВУТ
-Президент РФС на встрече в "СЭ" заявил, что в сентябре Россия подпишет судейскую конвенцию. А разрешит ли нам УЕФА сделать это при нынешней организации судейства в стране?
- В сентябре это сделать нереально. Первыми к конвенции в июне подключились десять стран. Вторая группа, в которую входит Украина, практически готова к подписанию. Хотя оценку еще должна дать специальная комиссия УЕФА, и только после этого, как раз в сентябре, следующие семь стран смогут поставить свои подписи под документом. Мы не входим ни в эту, ни в третью группу.
Чтобы присоединиться к конвенции, необходимо выполнить три основных условия: выстроить четкую программу обучения судей, полностью уйти от влияния лиг при назначении арбитров и согласовании списков судей, объединить судейский и инспекторский комитеты.
-Профессии арбитра в России нет. На ваш взгляд, можно ли для наших судей организовать нормальное пенсионное, социальное и страховое обеспечение?
- Вопрос к юристам. Сделать это, мне кажется, тяжело. Впрочем, можно пойти на сотрудничество с частным пенсионным фондом. Такая идея имеет право на жизнь.
-К нам в футбол идет односторонний поток судей из-за рубежа, мы же выглядим как бедные родственники. Насколько сложно организовать программу обмена арбитрами с другими странами?
- Ни одна ведущая футбольная страна не хочет приглашать к себе иностранных арбитров. Какие бы трудности ни были, до этого они опускаться не станут. Ни Англия с ее проблемами, ни Италия с ее скандалами, ни Германия. Там руководители понимают: национальные кадры смогут расти только в том случае, если свои судьи будут обслуживать свои центральные матчи.
Мы могли бы нормально выстроить отношения разве что с Украиной. Но сегодня уровень российских судей выше. Хотя наши соседи делают правильные и очень перспективные шаги в развитии судейства. Тот факт, что эта страна вошла во вторую группу на подписание конвенции, говорит о многом.
Хочу еще раз сказать: нельзя забывать о том, что судьи точно также, как футболисты и тренеры, ошибались и будут ошибаться всегда. Но необходимо создать такие условия, в которых футбольное общество при ошибке арбитра никогда не впадало бы в истерию, обвиняя его в предвзятости.
-Чем вы так досадили Виталию Мутко, который теперь постепенно делает вас изгоем в мире футбола?
- Не знаю, что случилось. На протяжении всей футбольной карьеры я осознанно служил футболу. Служил не Мутко лично, не Колоскову, когда руководителем был он, а футболу. Многие это понимали, потому давали мне работать. Наверное, сегодня такого понимания нет. Человек, обладающий большими знаниями и огромным опытом в области судейства, оказался не востребован.
-Как отреагировали на вашу замену в УЕФА?
- Долго не верили, просили поговорить с Виталием Мутко - сейчас действует жесткое правило, по которому члены комитета должны быть рекомендованы своими национальными федерациями. С президентом РФС я общался, но понимания не встретил. Свято место пусто не бывает, и Левников, вероятно, и впрямь не может длительное время быть членом судейского комитета УЕФА. Но убежден, что эту должность должен занимать человек, обладающий международным опытом. Россия же теперь при наличии людей, обслуживавших чемпионаты мира и Европы, Лиги чемпионов, представлена человеком, который не отсудил ни одной международной игры (нынешним главой КФА Сергеем Зуевым. - Прим. А.Б.) . Из тех, кто младше 70 лет, в комитет вполне могли войти Бутенко-старший, Спирин, Хусаинов, Валентин Иванов или Левников.
В ХОРВАТИИ НАС СУДИЛ МИХЕЛ. А МОГ - БУЗАККА
-Может ли член судейского комитета в той или иной степени защитить интересы своей страны?
- Мне для наших арбитров удалось сделать многое. Увеличилось представительство в списках ФИФА - до восьми мест. Хотя поначалу мы еле набирали пять человек. Все материалы судейского комитета УЕФА оперативно доводились и до российских рефери, и до любителей футбола - они публиковались на сайте КФА.
Когда я пришел в комитет, в топ-классе европейских судей не было ни одного россиянина. Потом из первой группы туда был переведен Валентин Иванов, из второй впоследствии поднялся Баскаков, из третьей - Николай Иванов. Егоров перешел из четвертой группы во вторую. За пять лет на всех важнейших турнирах, проходивших под эгидой ФИФА и УЕФА, за исключением молодежных турниров, где участвовали наши команды, были представители России - главные судьи или помощники. Впервые на большой турнир попала наша женщина-судья: Наталья Авдонченко судила чемпионат мира среди девушек. Как член комитета я лоббировал все эти назначения. Нигде в Европе не было такого, чтобы в программе "Таланты и наставники" участвовали пять арбитров от одной страны: Россию представляли Баскаков, Николай Иванов, Сухина, Егоров и Николаев. Программа, кстати, весьма важная - она дает сильный толчок развитию профессиональной карьеры.
Политический момент - незаметный, но очень важный. Конечно, никто никогда не говорит арбитру, что он как-то по-особому должен судить матч с участием команды твоей страны. Но, наверное, за эти пять лет отношение к нашим клубам и сборным изменилось: только в двух случаях из огромного числа игр судейство было, если так можно сказать, не совсем хорошим. Имею в виду товарищеский матч со сборной Бразилии, который судил Бузакка, и (хотя инспектор встречи и руководство судейского комитета УЕФА придерживались иного мнения) стыковой поединок молодежных сборных Португалии и России, который обслуживал голландец Винк.
Приведу пример, который может показать роль члена комитета УЕФА. На матч Хорватия - Россия первоначально предполагалось назначить Бузакку. Мое вмешательство и объяснение, что у некоторых наших игроков был конфликт с этим судьей, позволили сделать удачную замену. Пояснил, что на встречу двух команд из бывшего восточного лагеря было бы разумно назначить арбитра из Восточной Европы - Михела. В итоге одна из самых ответственных игр нашей сборной в этом сезоне прошла при блестящем судействе. Михел не сделал ни одной так называемой симпатийной ошибки в пользу хозяев.
Отмечу, что и единственная победа юношеской сборной России на чемпионате Европы одержана на турнире, где я был представителем УЕФА. Судейство всех матчей команды Колыванова было объективным и квалифицированным.
Наша страна одной из первых стала применять новый тест ФИФА, да и в целом любые новшества мы использовали на практике едва ли не первыми. На примерах наших ведущих судей подросла целая группа молодых и перспективных арбитров, которых, по-моему, не в полном объеме используют сейчас в чемпионате страны. Еще в прошлом году я говорил о Дорошенко как об арбитре премьер-лиги. По своему отношению к футболу он очень похож на Мерка и Урса Майера. Те - яркие индивидуальности, Дорошенко тоже. Но почти год он почему-то не был востребован. Не получает назначений и Ковалев. Между тем программа поиска молодых талантливых арбитров, начатая нами, дает плоды. Появились такие судьи, как Карасев, Безбородов, Лаюшкин, Семенов, Рубцов, Еськов, Колосков, Арсланбеков, Ермаков, Казарцев.
-Чем вы сейчас занимаетесь?
- Я лицензированный инструктор ФИФА, и этого у меня не отобрать. Кстати, недавно мы в Москве проводили семинар с инструкторами из стран бывшего СССР. Была возможность пригласить многих наших национальных инструкторов, и меня поразило, что этого сделано не было - присутствовали только Енютин и Будогосский, изредка появлялся Зуев.
Работаю также генеральным директором межрегионального объединения "Северо-Запад". Сталкиваемся с большими трудностями: РФС теперь строит работу так, что взаимодействие с региональными федерациями идет напрямую. Руководители межрегиональных объединений практически игнорируются.
И еще: полагаю, очень важно, чтобы каждый арбитр, работавший на уровне высшего дивизиона, мог создать свою школу - в любом городе страны. Сегодня в качестве юридических лиц существуют только школа в Москве, которую возглавляет Будогосский, и академия спортивного арбитра в Санкт-Петербурге (ею руководит Левников. - Прим. А.Б.) . Их, конечно, должно быть гораздо больше. Существует еще школа в Питере, которой занимаются Лапочкин и Кудрявцев, знаю, что в Краснодаре организовано нечто подобное Правило, есть школа на Дальнем Востоке у Мацюры. Это здорово. Но почему такие люди, как Безубяк, Андрей Бутенко, Шкловский, Савченко, Анохин, Овчинников и многие другие, не воспитывают новые судейские поколения?
Александр БОБРОВ