Газета Спорт-Экспресс № 157 (4437) от 14 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 июля 2007 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Интервью корреспонденту "СЭ" дал один из самых знаменитых легкоатлетов недавнего прошлого - трехкратный чемпион мира в беге на 800 м, которому уже 10 лет принадлежит мировой рекорд на этой дистанции - 1.41,11.

Уилсон КИПКЕТЕР: "МОЯ КАРЬЕРА БЫЛА ХОРОША!"

Лина ХОЛИНА

из Остравы

В эти дни в Остраве проходит V юношеский чемпионат мира по легкой атлетике, и "невероятный Кипкетер", как еще недавно писали о нем газеты разных континентов, является почетным гостем этого турнира. Программа его пребывания в Чехии довольно насыщенна: к примеру, он вместе с российской олимпийской чемпионкой Светланой Мастерковой и другими звездами дал мастер-класс для юных легкоатлетов. Но тем не менее Кипкетер выкроил время для обстоятельного разговора с корреспондентом "СЭ".

О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

-Прошло уже два года с тех пор, как вы завершили спортивную карьеру. Чем занимаетесь?

- Теперь самое главное для меня - деятельность в качество посла международной легкоатлетической федерации. Кто-то скажет, что это не бог весть какое занятие, а я, напротив, считаю его чрезвычайно важным. Да, я не могу серьезно влиять на тренировочный процесс молодых спортсменов. Зато могу объяснить им, каким должен быть их образ жизни, чтобы удалось максимально раскрыть свои спортивные способности.

-Что конкретно вы имеете в виду?

- С моей точки зрения, важно убедить молодых атлетов, что злоупотреблять всякого рода витаминами и энергетическими напитками - опасно. Наши бабушки и дедушки ели совершенно простые вещи, но при этом жили долго и были сильными. Мы сейчас уже далеко не так сильны, как они. А все потому, что сплошь и рядом употребляем в пищу черт знает что.

Наш вкус по сравнению со вкусом предков изменился. Вот, к примеру, сейчас все пьют "колу". Почему? Да потому что она вкусная! Мы едим те или иные продукты, потому что они нам нравится, а не потому, что они приносят пользу. А надо выбирать именно по признаку полезности.

-Честно говоря, не верится, что вы, Уилсон, всегда делаете только то, что полезно!

- Конечно, нет. Надо искать компромисс. Если ты правильно питаешься, достаточно спишь, правильно отдыхаешь - значит, становишься здоровее. И качество твоей жизни от этого значительно выигрывает. Так зачем же самому отравлять себя? Вот, к примеру, разного рода витаминные добавки. Наверное, кто-то в них нуждается по медицинским показаниям, но ведь ими злоупотребляют и вполне здоровые люди.

Скажем, вам надо подняться пораньше, и, чтобы взбодриться, вы выпиваете чашечку крепкого кофе. Постепенно это становится привычкой, и через несколько лет вам уже нужно две, а то и три чашечки. Какую пользу это может принести? То же самое и с энергетическими напитками. Сейчас все спортсмены почему-то считают, что они приносят большую пользу и улучшают результаты. Тренируешься - пьешь, тренируешься - пьешь. На самом же деле нужен баланс. Можно побаловать себя дважды в неделю, но не три же раза в день!

-Во время мастер-класса вы бегали, демонстрировали свои фирменные упражнения на растяжку, давали советы - и, чувствовалось, наслаждались всем этим.

- Потому что бег - это сущее наслаждение. Я работал над собой каждый день много лет и всегда получал от этой работы удовольствие. Бег - это жизнь, а жизнь - это улыбка. Все очень просто.

-Вы в прекрасной спортивной форме: легко бегаете, а гибкостью превзошли молодежь, что пришла на мастер-класс. Наверное, занимаетесь ежедневно?

- Нет, конечно! Выключите радиоприемник и долго не включайте его. Что произойдет, когда вы наконец-то нажмете кнопку? Радио заработает. Да, возможно, звук будет не очень хорош, но приемник все-таки будет работать. Так и я - если задумаю сейчас пробежаться, то не покажу выдающегося результата, но все равно останусь на уровне.

О СОВРЕМЕННОЙ 800-МЕТРОВКЕ

-Вы продолжаете следить за состоянием дел на своей любимой 800-метровке?

- Конечно, и состояние это меня сильно расстраивает. Уже на протяжении ряда лет нет абсолютно никакого прогресса. В свое время забеги проходили на уровне 1.42 - 1.43, а сейчас все заканчивается на под ступах к 1.44.

-То есть бегун Уилсон Кипкетер и сейчас легко мог бы выиграть?

- Об этом сказать трудно, но, видимо, у представителей моего поколения были иные амбиции. Выиграть забег - одно, выиграть, показав высокий результат, - совсем другое.

Похоже, все дело в том, что сейчас никто не думает о результате. А это ущербная философия. Если сегодня ты пробежал 800 метров за 1.43, то завтра надо стараться выйти на 1.42, а не отступать до 1.44.

-То есть вы против тактического бега?

- В принципе бег на 800 метров - всегда тактический. Просто тактика не должна быть в ущерб скорости.

ОБ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

-Вам так и не удалось стать олимпийским чемпионом. А на Играх-1996 в Атланте вам вообще не дали выступить - из-за того, что кенийское гражданство вы как раз в тот момент меняли на датское. Не жалеете сейчас об этом шаге?

- Вовсе нет. Я приехал в Данию, потому что хотел учиться. Затем принял решение остаться в этой стране - и, соответственно, выступать за нее. Но в тот момент, когда пришел черед Олимпиады в Атланте, датский паспорт мне еще не выдали: процедура не была завершена. Что ж, правила есть правила. К тому же переехать в Данию я захотел сам. Пенять не на кого.

-Все равно жаль, ведь в 1996-м вы были в великолепной форме...

- Да, в тот момент я действительно бежал очень быстро. А позже ситуация изменилась. Наверное, поэтому я так и не стал олимпийским чемпионом...

-Вашей первой Олимпиадой стал Сидней-2000, но заняли там только второе место. Уверена, что были расстроены. Почему же не удалось стать первым?

- В 1998-м меня мучила малярия. Показателем того, насколько серьезной оказалась болезнь, стал чемпионат Европы того года: я финишировал 8-м с результатом 1.50.

Из-за малярии долго не мог тренироваться. Потом очень тяжело восстанавливался, потому что не хотел применять какие-то искусственные препараты. Это-то, возможно, и стоило мне олимпийского золота. В общем, на Играх-2000 я был не настолько силен, как прежде. В таком забеге, как олимпийский финал, ты должен собрать воедино все, что у тебя есть, и максимально сконцентрироваться. А я в какой-то момент финала потерял концентрацию.

-Спустя четыре года в Афинах вы стали третьим.

- Из-за травмы я полностью пропустил 2001 год. Поэтому в 2002-м тренировки были не настолько интенсивными, как хотелось бы. В общем, одно тянуло за собой другое. К тому же я почувствовал, что становлюсь старым...

-Но в дни афинской Олимпиады вам был всего-то 31 год!

- Старым, старым! И в последний момент именно это сыграло трагическую роль: я не смог сделать решающего ускорения, которое столь блистательно удалось вашему Борзаковскому. Сердце - мой мотор - было уже не таким сильным, как прежде...

О МИРОВЫХ РЕКОРДАХ

-Вам не удалось стать олимпийским чемпионом, но тем не менее на вашем, Уилсон, счету столько побед, что их и не перечислишь. А потому давайте перейдем к приятным воспоминаниям.

- Вы правы, жизнь не заканчивается Олимпиадами, были у меня и звездные моменты! Скажем, сразу после Атланты я победил чемпиона тех Игр норвежца Вебьорна Родаля, да к тому же впервые "выбежал" из 1.42 - показал 1.41,83. Ну а уж в 1997-м мне удалось выиграть практически все.

Я дважды улучшал зимний рекорд на чемпионате мира в Париже: 1.43,96 и 1.42,67. Затем пришла очередь летнего: в Стокгольме я повторил достижение Себастьяна Коу - 1.41,73, в Цюрихе улучшил его - 1.41,24 и, наконец, в Кельне показал 1.41,11. Я стал лучшим спортсменом мира! Потом, правда, была малярия, но даже после нее, в 1999-м, мне удалось вновь - в третий раз подряд - стать "летним" чемпионом мира в Севилье и установить мировой рекорд в беге на 1000 м. Моя карьера была хороша, я вам скажу! Откровенно говоря, мне приятно вспоминать, что были забеги, в которых я финишировал метров на 10 впереди соперников.

-Есть дисциплины, в которых рекорды мира обновляются регулярно. Почему, скажите, рекорд Коу стоял 16 лет?

- Мой рекорд, между прочим, тоже стоит уже почти 10 лет. Все потому, что 800-метровка - сложная дисциплина, физически очень тяжелая. Это вызов человеческим возможностям, я бы так сказал.

-Насколько здесь важна роль тренера?

- Очень велика. Своего тренера я встретил в 1994-м, и результаты сразу пошли в гору. У меня были амбиции, у него были амбиции. Вот мы и сложили наши желания. У нас была просто-таки магическая связь. Вы только посмотрите: я - человек африканской культуры, переехавший в скандинавскую страну Данию, мой тренер - поляк, представитель славянской культуры, тоже оказавшийся в Дании. Какое сплетение обстоятельств!

-Насколько я поняла, вы не ожидаете рекорда на 800-метровке в ближайшее время?

- Хотел сказать "нет", но рекорд - это такая вещь... Он может состояться завтра, а может и через 10 лет. Что спортсмену нужно для рекорда? Во-первых, время. Во-вторых (и это, наверное, главное), понимание того, кем ты хочешь быть - чемпионом мира или рекордсменом. Ведь есть спортсмены - рекордсмены, но не чемпионы мира. В-третьих, правильная общая организация жизни. Нужно думать о том, что ты ешь, как много часов спишь. Я так жил 20 лет! Каждое утро надевал кроссовки и шел на стадион. Знаете, для этого нужно быть очень сильным.

Увы, люди видят лишь конечный результат. А я ведь не сразу стал победителем, я был и проигравшим.

О ПЕРЕЕЗДЕ В ДАНИЮ

-В Данию из Кении вы переехали в 1990 году - чтобы стать, если не ошибаюсь, инженером-электронщиком. Что же сталось с науками?

- Высшего образования я, признаюсь, так и не получил. Первые после приезда годы изучал язык, потом попытался сосредоточиться на точных науках. Только вот к тому времени я уже стал добиваться первых успехов в беге. Совмещать эти два дела было трудно, пришло время выбирать, и в 1995 году я выбрал бег. Думаю, сделал правильно. Будь иначе, я бы сейчас здесь с вами не сидел!

-Насколько сложно было ощутить себя своим в северной стране?

- Сложно. Одна разница в климате чего стоит! Пища, стиль жизни - все другое. Но моя позиция такова: куда бы ты ни приехал, надо примириться с временными неудобствами, принять новое. Семь лет мне потребовалось для того, чтобы получить гражданство. Я был терпелив. И своего добился. Мои родители по-прежнему живут в Кении, а я пустил корни в Дании. И счастлив!

-О чем мечтаете?

- Хочется и сейчас оставаться столь же успешным, каким я был в спорте. Хочется быть профессионалом, поскольку непрофессионализм в любой области человеческой деятельности меня просто убивает. Мне нравится работать с молодым поколением, учить людей использовать свои мозги. Я могу помочь людям бегать лучше. Может быть, не стать чемпионами, но бегать легко и раскрепощенно, как когда-то бегал я сам.