Газета Спорт-Экспресс № 160 (4440) от 18 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 июля 2007 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Однажды известный литовский тренер Римас Эндрияйтис сказал мне о Фетисове: "Природа щедро его одарила. Физиология - строение тела, мышц, пластика, - как у негритянского атлета. Ему бы самоорганизованности, и сможет далеко пойти".

В принципе на карьеру Фетисову, последней командой которого был "Спартак" из Владивостока, грех жаловаться - вице-чемпион мира, Европы и России. Поиграл в испанских "Форуме" и "Барселоне", итальянском "Римини", ЦСКА. О чем еще может мечтать баскетболист? Но есть ощущение, что мог он добиться куда большего.

Андрей ФЕТИСОВ: "СТРАХА ПЕРЕД ШАКИЛОМ НЕ БЫЛО"

В ИРАНЕ ПРИШЛОСЬ БЫ ИГРАТЬ НА АСФАЛЬТЕ

-Почему решили завершить карьеру?

- Травмированное колено уже не позволяло играть на хорошем уровне, а переходить на уровень ниже не хотелось. Мне 35 лет, и я не считаю, что это критический возраст. Были предложения от команд более низкого уровня. Однако решил закончить карьеру на хорошей ноте.

-Чем собираетесь заниматься?

- В России создана Национальная академия баскетбола, которую возглавляет Алексей Ковалев. На базе академии в Питере в сентябре будет открыт современный реабилитационный центр для спортсменов, где они смогут восстанавливаться после травм, а желающие - готовиться к сезону Мне предложили возглавить этот центр в качестве директора.

-Последним вашим клубом был приморский "Спартак", тренерский штаб которого состоял из ваших бывших партнеров по сборной России - Сергея Бабкова, Михаила Михайлова, Виталия Носова. Случаем, не по старой ли дружбе получили приглашение?

- Действительно, в штабе "Спартака" люди, с которыми я много лет провел в сборной. Но разве в команду суперлиги по дружбе приглашают? Больное колено, которое создавало проблемы на протяжении большей части карьеры, не позволяло мне проводить две полноценные тренировки. И я, и руководство в какой-то момент поняли, что не смогу помочь "Спартаку" в этом сезоне. И, чтобы не было никаких недомолвок, мы решили полюбовно расстаться.

-Расскажите про эпопею с Ираном, куда вы отправились с Василием Карасевым.

- Смешная получилась история. Прошлым летом агенты Карасева предложили ему съездить в Иран. Я сразу воспринял это как авантюру. Но Вася меня уговорил. Нас приглашали, чтобы усилить команду на Кубке Азии. Чемпионат Ирана они выиграли бы и без нас, что им и удавалось в последние семь лет. Пробыли мы в Тегеране пять дней. Хотя одной тренировки хватило, чтобы понять: местная экзотика не для нас. С нашими больными коленями играть на асфальте не рекомендуется.

- ???

- В местном зале прямо на асфальт постелен линолеум, и на нем нарисована разметка. После первой же тренировки у Васи обострилась травма, а у меня распухло колено.

-Каковы в Иране финансовые условия?

- Контракты мы не подписывали, но предварительные условия обговаривали - они неплохие. Но мы с Карасевым посовещались и решили, что нет смысла губить здоровье. Потом его ни за какие деньги не вернешь. Вдобавок организация там допотопная: нам не выделили машину с водителем, не приставили переводчика. Надо было самим вызывать такси, каким-то образом добираться до зала. А Тегеран довольно большой город. Не хотели нас отпускать - еще четыре дня продержали. Но мы проявили твердость.

ПОКА "СПАРТАК" НАХОДИЛСЯ В ЭМИРАТАХ, ЦСКА СТАЛ ЧЕМПИОНОМ

-Вы в 19 лет оказались в питерском "Спартаке" и сразу в его составе стали чемпионом СНГ. "Спартаку" действительно тогда не было равных на постсоветском пространстве?

- Пожалуй, да. И главное, команда состояла целиком из своих воспитанников. В Ленинграде работал и до сих пор продолжает плодотворно работать с детьми легендарный тренер Анатолий Иосифович Штейнбок, который подготовил для отечественного баскетбола целую плеяду прекрасных игроков. В "Спартаке", который стал чемпионом СНГ, играли Владимир Горин, Евгений Кисурин, Василий Карасев, Евгений Пашутин, Миша Михайлов, Андрей Долопчи, Геннадий Щетинин, Сергей Панов, Андрей Мальцев. Почти все они воспитанники Штейнбока из ленинградского спорт-интерната.

-Но первым чемпионом России стал ЦСКА. Почему?

- Мне до сих пор непонятно, как такое могло получиться. Нас премировали за победу в чемпионате СНГ поездкой на коммерческий турнир в Эмираты. Пока мы там находились, в Ростове быстренько провели не очень понятный чемпионат России, в котором участвовало всего четыре команды. Победил ЦСКА и получил право играть в Кубке чемпионов. Как можно было проводить чемпионат России без участия "Спартака"?!

ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ ОТ НЕМЦЕВ НЕ НАПИВАЛИСЬ

-Первый официальный турнир сборной России - чемпионат Европы в Германии в 1993 году. Согласны, что российская команда должна была там побеждать?

- В принципе согласен. Хотя сейчас, по прошествии лет, легко так рассуждать. Но ведь команда у нас была очень молодая, для подавляющего большинства это был первый официальный турнир за сборную... Все вспоминают злополучный финал с немцами, которых мы превосходили по всем компонентам и, конечно, должны были их побеждать. Однако многие забыли, что до этого мы разгромили в группе сборную Италии, в четвертьфинале уверенно обыграли крепкую Эстонию, а в полуфинале - звездную Хорватию с Раджой, Перасовичем, Комазецом, Вранковичем и Табаком. Эта команда за год до этого выиграла серебро на Олимпиаде в Барселоне. Не было лишь Кукоча и Дражена Петровича, который трагически погиб за месяц до чемпионата. Задача высоких заключалась в том, чтобы прикрыть Раджу и Вранковича. И нам это удалось. Помню, Базаревич и Бабков набрали больше 20 очков каждый. А что касается финала... Мы вели за несколько секунд до сирены 2 очка, но у немцев была последняя атака, и они забили с фолом. Так иногда случается.

-Какая обстановка была в раздевалке после такого обидного поражения?

- Если откровенно, то второе место для нас было серьезным успехом. Хотя поражение в финале - большая ложка дегтя. Возможно, победа над хорватами нас немного расслабила. Казалось, с немцами мы разберемся без проблем.

-С горя, случаем, не напились?

- Такого не было. Повторяю, все были молоды, впереди еще долгая жизнь в баскетболе, а европейское серебро, согласитесь, не самый плохой результат.

ЗАРПЛАТА - 80 ДОЛЛАРОВ

-Контракт с "Форумом" из Вальядолида вы подписали прямо во время чемпионата?

- Не совсем так. Я подписал контракт с известным агентом Артуро Ортегой. Он сказал, что подберет мне клуб. И, как только мы вернулись из Германии, сразу же позвонил: "Приезжай в Вальядолид". Но тогда еще существовали проблемы с отъездом за границу. Наш доктор в сборной Василий Авраменко помог мне урегулировать вопрос с руководством федерации, которую возглавлял Валентин Сыч. Владимир Петрович Кондрашин тоже не стал удерживать, понимая, что уезжаю в достойный клуб.

-Тогда в стране царил хаос. Не было чувства, что "схватили бога за бороду"?

- Насчет бороды не знаю, но, понятно, был очень рад. Испанская лига и тогда, да и сейчас, - одна из сильнейших в Европе. А в финансовом плане условия были просто несопоставимыми. В "Спартаке" я получал около 80 долларов в месяц!

-В Вальядолиде тогда любили баскетболистов из бывшего Союза. Там играли Сабонис, Хомичюс, Тихоненко...

- Еще и Куртинайтис.

-Как вас встретили?

- С распростертыми объятиями. В "Форуме" у меня не было никаких проблем - ни игровых, ни бытовых. Все три сезона прошли под знаком плюс. Карьера шла по нарастающей. В 1995-м я вошел в символическую пятерку чемпионата, участвовал в прощальном матче Сан Эпифанио в составе сборной Европы, несколько раз - в матчах звезд испанской лиги.

-Хомичюс как-то мне говорил, что подписав первый зарубежный контракт, почувствовал себя миллионером. У вас такого ощущения не было?

- Нет, миллионером я себя не чувствовал, но зарплата по сравнению с той, что была в "Спартаке", выросла в разы. Первое время даже не понимал, что делать с такими деньгам!

-И что же вы с ними делали?

- Откладывал. Никаких глупых трат себе не позволял. Я ведь с женой туда приехал, а дочка уже в Испании родилась. Семья всегда дисциплинирует.

РАДЖУ ДЕРЖАЛИ ВДВОЕМ С КИСУРИНЫМ

-В 1994 году на чемпионате мира в Торонто Россия сотворила сенсацию. Говорят, в команде была замечательная атмосфера?

- Это действительно так. Сергей Александрович Белов нас сплотил, и сборная представляла собой команду в полном смысле этого слова. Не было никаких персоналий, не было отдельных звезд. В одной игре выстреливал Кисурин, в другой - Базаревич или Бабков.

-Вновь ключевым стал полуфинал с хорватами?

- Больше всего мы опасались Дино Раджу. Он уже сезон в НБА отыграл, приехал на чемпионат в статусе звезды. Хотя Кукоч или Комазец тоже были не подарок. А против Раджы выработали персональную тактику - Кисурин должен был его не пускать в трехсекундную зону, а я вторым темпом накрывать хорвата сзади. Такая заготовка сработала - Раджу мы "съели". А Бабков выдал очередной результативный матч... Считаю, что этот чемпионат был пока самым лучшим в истории сборной России. Базаревич попал в символическую сборную, после чемпионата уехал в НБА, а вся команда имела прекрасную прессу.

-Вы ведь еще и удачно сыграли в группе против "Дрим тим".

- Смотрели на них как на настоящих звезд. Ведь в составе - Шакил О'Нил, Джо Думарс, Шон Кемп, Алонзо Моурнинг. Но не могу сказать, что испытывали какой-то страх. Скорее был хороший азарт - хотелось проверить их звездный статус на площадке. И кое-что нам удавалось. Например, помню, как Носов ставил "горшки" Шакилу.

В групповом турнире проиграли американцам всего 17 очков. Это невиданно мало для той "Дрим тим" и вообще для того времени. Газеты раздули из этого результата сенсацию: мол, скоро "Дрим тим" начнет проигрывать. Американцев это здорово завело. И к финалу они подошли очень серьезно. Правда, я в финале не играл - подвернул ногу в поединке с хорватами и перемещался с помощью костылей.

РОДИОНОВ ВЕСЬ СЕЗОН НАС ОБМАНЫВАЛ

-В Испании ваша карьера шла по восходящей. После трех сезонов в Вальядолиде поступило предложение от "Барселоны". Вы могли выйти на другой уровень. Однако спустя всего несколько месяцев каталонский клуб вы покинули. В чем причина столь быстрого расставания с "Барсой"?

- Думаю, период в "Барселоне" можно оценить как со знаком плюс, так и со знаком минус. Опыт пребывания в таком клубе не может быть отрицательным. Ну а минус в том, что не доиграл сезон до конца.

-Что же произошло?

- Мы проиграли несколько матчей подряд и в чемпионате Испании, и в Евролиге - и начались поиски виноватых. Обычно в таких случаях снимают тренера, но наш коуч Аито Гарсия был лучшим другом президента клуба. А у меня, единственного в команде, был негарантированный контракт. То есть клуб в одностороннем порядке мог разорвать договор в любой момент. Считаю, мой агент допустил ошибку. "Эфес Пилсен" предлагал более выгодное соглашение, но агент убедил меня, что надо принять предложение "Барселоны". Руководители клуба решили встряхнуть команду, принеся меня в жертву. Я вернулся в Россию и доиграл сезон в "Динамо". Затем перешел в "Автодор".

-В "Автодоре" было весело: президент Владимир Родионов - личность неординарная, команда - дружная, сплоченная. Сезон в Саратове можете отнести к плюсам своей карьеры?

- Не могу. Команда была приличная - братья Пашутины, Эйникис, Хижняк. Но ребята не получали ни копейки. В течение всего года Владимир Евстафьевич нас просто обманывал. Все время говорил: "Завтра, завтра...". Несмотря на это, дошли до финала, где достойно сражались с ЦСКА.

-Затем клубы стали меняться, как в калейдоскопе, и нигде вы долго не задерживались. В чем причина?

- После сезона в "Автодоре" я сразу же сделал повторную операцию на колене, полгода восстанавливался в Питере. И в сезоне-1999/2000 меня пригласили в родной "Спартак", который добился лучшего результата за последние годы, заняв 5-е место. По итогам этого сезона, по опросу тренеров суперлиги, я вошел в тройку лучших баскетболистов вместе с Андреем Кириленко и Сергеем Чикалкиным. А затем Валерий Тихоненко позвал меня в ЦСКА. Чемпионами мы не стали - тогда была эра "Урал-Грейта", - но зато вышли в "Финал четырех" Евролиги.

-Шансов на успех в Европе у того ЦСКА, видимо, не было?

- Трудно сказать. В полуфинале нам достался "Маккаби". После первой половины вели 12 очков, но в итоге проиграли будущему победителю Евролиги. Видимо, сами испугались своей прыти. Объективно говоря, тогда ЦСКА, наверное, еще не готов был к большим победам.

БЕЙСБОЛЬНАЯ БИТА В МАШИНЕ

-Вы ведь могли стать и двукратным серебряным призером чемпионатов мира. Почему вас не оказалось в 1998-м в составе сборной?

- Перед чемпионатом мы участвовали в Играх доброй воли. Во время матча с Австралией меня за драку с Энсти удалили. Он некрасиво повел себя по отношению к Панову - стал махать ногами. Ну я и не выдержал, заступился за партнера. Белов меня после этого отправил домой.

-Знаю, что вы возили в багажнике автомобиля бейсбольную биту. Сейчас тоже возите?

- Раньше возил. Времена такие были. На дорогах порой встречались негодяи, могла возникнуть ситуация, когда бейсбольная бита пригодилась бы. Хотя, слава богу, не пригодилась ни разу.

-Нет ощущения, что ваша карьера могла сложиться более удачно?

- Такое ощущение есть. Но что сделано, то сделано. Ни о чем не жалею. Мне грех жаловаться, выиграно было немало. Возможно, мог достичь и большего, но из-за травмированного колена не удалось. В этом моя основная проблема. Травма-то очень серьезная - перелом, разрыв всех связок. Четыре месяца в гипсе. После травмы появилась еще и психологическая неуверенность - все время думал, как бы не усугубить. Например, до сих пор не могу отталкиваться левой ногой, а она ведь у меня толчковая!

ЮрийВОЛОХОВ