Газета Спорт-Экспресс № 170 (4450) от 30 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 июля 2007 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

В Сан-Марино прошел чемпионат Европы по джип-триалу, где россияне выступали во всех пяти классах машин.

КАК НЕ "СХВАТИТЬ УШИ"?

ТЯНИ-ТОЛКАЙ И ПРОЧЕЕ

Первое, что бросилось в глаза при входе в лагерь команд, - помятая железяка, которая газовала, как самолет на взлетной полосе. Другой здоровенный агрегат, пытаясь въехать в гору передние колеса поворачивал в одну сторону задние - в другую. Прямо тяни-толкай какой-то!

Человеку впервые попавшему на джип-триал, многие машины кажутся тракторами, только с колесами одинакового диаметра. Однако присмотревшись, можно заметить узнаваемые марки: Jeep, Nissan, Mercedes и даже "Нива".

Роль гида вашего корреспондента взял на себя российский пилот Олег Сухоруков. который уже прошел дистанцию:

- В джип-триале соревнуются в пяти классах: Standard (белый), Original (синий), Modified (желтый), Promodified (черный), Proto (красный).

Не буду утомлять техническими подробностями, скажу лишь, что в "Стандарте" машина имеет заводской вид, но чем выше класс, тем больше изменений она претерпевает. На прототипах по дорогам общего пользования ездить нельзя. Это средство передвижения ни на что не похоже: берется мотор, а вокруг него строится машина.

Создатели автомобиля Nissan Patrol вряд ли узнали бы свое детище в прототипе отца и сына Лысаковых. "Лифт", - сказал про него один из пилотов. Действительно, когда Лысаковы включают гидропневматику, машина поднимается на полтора метра над землей. Мосты при этом остаются на прежнем уровне. В таком состоянии под автомобилем можно пройти, слегка пригнувшись. В лагере Лысаковы продемонстрировали такой трюк: стоя на трех колесах, их автомобиль поднял одно переднее и поставил его на капот стоявшей рядом машины, приняв позу собачки у столба. Лысаковых мы с Олегом встретили на трассе, они сосредоточенно копались в моторе.

- В чем дело? - поинтересовался Олег.

- Оборвало шланг охлаждающей жидкости.

Мой сопровождающий не раздумывая достал из своей машины пару пятилитровых баллонов минералки. Лысаковы влили ее куда следует, и машина ожила. В джип-триале взаимовыручка в порядке вещей. К сожалению, уже во второй день соревнований Лысаковы "схватили уши", то есть перевернулись. Ничего удивительного - резюмировали пилоты, - их машина без заднеуправляемого моста просто обязана была закувыркаться.

Выражение "схватили уши" появилось потому что колеса у перевернувшейся машины похожи на уши. Правда, мне такие машины больше напоминали упитанного мишку лежащего на спине с растопыренными лапами.

В первый же день соревнований травму получил россиянин Виталий Гавинский - сложный перелом в локтевом суставе левой руки. Госпиталь Сан-Марино в эти дни работал с повышенной нагрузкой, там побывали представители разных стран. Даже президент федерации евро-триала, выступавший за команду Германии, получил травму и посетил сие заведение.

МОЖНО И ПООБЕДАТЬ

Трасса на джип-триале - с крутыми спусками и подъемами. Растущая на склонах трава высохла и превратилась в жесткую солому на которой даже ноги скользят. Представляете, каково тогда машинам? Но организаторам и этого было мало. Экскаваторы местами специально содрали травяное покрытие, обнажив сыпучий, каменистый грунт, да еще и ямок в нем накопали. Машины там буксовали и зарывались по ступицу. Чем сильнее газовали, тем глубже уходили под землю.

Иван Евдокимов, неоднократный призер и чемпион России по джип-триалу так оценил ситуацию:

- Очень специфический триал. У нас совсем другой: более сложный, но менее опасный. Здесь - страшилка для зрителей и пилотов. Либо ты рискуешь и роняешь машину, либо едешь без риска и набираешь много штрафных очков. Лично мне по душе другой триал - где-нибудь в Норвегии или Финляндии по камням поскакать, чем падать с этих горок.

На трассе расположены восемь секций, в каждой из которых от двух до пяти ворот, шириной по три метра. Их надо пройти в определенной последовательности за четыре минуты. У каждого класса машин свои ворота, маркированные вешками под цвет класса. Любое нарушение - касание или сбитие вешки, задний ход, невзятие ворот или наезд на ограждающую ленту - карается штрафом.

Условно на проход всех секций требуется чуть более получаса. На самом деле пилоты проводят на трассе по пять-шесть часов. Иногда в очередь для прохождения секции выстраиваются более 20 машин.

Ждать приходится так долго, что многие успевают сходить пообедать.

Максимальная скорость, которую развивает машина на трассе, - 20 км/час. Поэтому назвать эти соревнования гонкой можно лишь с большой натяжкой. Тем не менее лидер нашей команды Антон Филимонов считает:

- Джип-триал - одна из самых экстремальных дисциплин автоспорта. Хотя скоростей здесь нет, но очень сложные траектории езды, не обходится без переворотов.

Иван Евдокимов, отец-основатель российского триала, сравнивает этот вид с "Формулой-1":

- Разница только в том, что там очень быстро едут на очень низких машинах по очень ровному грунту. А тут едут очень медленно на очень высоких машинах по очень неровному грунту. А так то же самое: нужно поймать траекторию, рассчитать скорость, точку торможения, момент, где газануть.

ХОТЬ СЕЙЧАС НА ВЫСТАВКУ

"Гелентваген" вице-чемпиона России по джип-триалу в классе Д3 Николая Назарова выделялся на фоне остальных машин своими чистотой и аккуратностью - как будто только что с завода.

-Довольны своим выступлением? - начала я разговор.

- Не совсем. Трассы интересные, но специфические: очень большие уклоны, сыпучие грунты. При различных обстоятельствах они становятся травмоопасны как для пилотов, так и для машин.

-Но ваш автомобиль хоть сейчас можно отправлять на выставку...

- Эта машина рассчитана как раз на такую езду, а не для того, чтобы на шоссе фарами светить: уступите дорогу. У меня была задача сохранить автомобиль, что и удалось. Два дня соревнований прошли, а никаких видимых дефектов и поломок нет.

Думаю, наши гаишники сильно удивились бы, попав на соревнования. Посудите сами: вот две девушки уселись на горочке под зонтиком. Ничего, что на трассе, зато обзор чудесный. А что пилоты? Да просто объезжали их. Если кто-то поставил машину поперек трассы и ушел, значит, так надо. А если вам нужно проехать - подождете. Зато в секциях дисциплина жесткая - за этим наблюдают маршалы. Ведь именно здесь чаще всего случаются перевороты. Например, в Сан-Марино есть такая горочка с уклоном в 45 градусов. Всего-то метров 50 по ней надо забраться. Но грунт! Машина на этом сене-соломе идет юзом, и тогда пилоты заставляют ее прыгать. А нервы-то у них на пределе! Вот почему почти у самого верха некоторые и "хватают уши".

БЕССТРАШНЫЙ СЛАБЫЙ ПОЛ

В джип-триале немало женщин. Бессменным штурманом у своего мужа Николая Назарова ходит Маргарита Карпова. Ее "коллега" Татьяна Сухачева ездит с Иваном Евдокимовым и мечтает когда-нибудь сама сесть за руль и выиграть соревнования.

Сергей Щетинин - неоднократный призер чемпионатов России, выступающий в стандартном классе, приехал на гонку с семьей - женой Ульяной, дочерьми Машей и Любой, сыном Сережей. Еще две дочки - Таня и Алина - остались дома. 12-летняя Маша лихо рулила на папиной машине по лагерю, а двухлетняя Люба путешествовала по нему, внимательно изучая технику.

Свои машины гонщики украшают, как подскажет им фантазия. Наш экипаж - Владимир Казак и Юрий Самодуров, выступающий в классе прототипов, - видимо, большие любители животных. Радиатор их машины украшен вырезанной из металла мордочкой лисички. А сама она (разумеется, шкурка) сидит на дуге безопасности. К сожалению, такая красивая машина в первый же день выбыла из строя: поломка переднего моста была несовместима с продолжением гонок.

На машине норвежского женского экипажа во всю дверь красуется постер, на котором изображен их автомобиль, вставший мордой вниз. "Это я два года назад в Венгрии", - похвасталась гонщица и лихо укатила, держа в одной руке разом чашку кофе и сигарету другой едва касаясь руля.

Все эти машины в Сан-Марино пришли не своим ходом. Наши доставили на двух автовозах, за шесть дней проехав Украину, Венгрию, Словению, Италию. Их водители Николай Аносов и Виталий Баранов очень переживали за гонщиков, помогали при поломках, а главное - прямо в лагере варили суп и картошку с тушенкой, угощая гонщиков этой исконно русской едой.

Подводя итоги, лидер команды Антон Филимонов сказал:

- Российская команда выступила достойно, и теперь с ней будут считаться как с серьезным соперником. Будущее джип-триала в стране мне видится предельно оптимистичным. Появилась замечательная молодежь - например, тверской экипаж Дмитрия Ситникова, который в последние годы добился большого прогресса.

Кстати, сам Филимонов стал лучшим из российских гонщиков, заняв 18-е место в классе прототипов. Мог бы оказаться и выше, если бы не казус: на одной из секций ленту ограждения ветром намотало ему на колесо. Даже судьи сочувствовали, но ничего сделать не могли - это отбросило Филимонова на три места вниз.

Елена РЕРИХ

Сан-Марино - Москва