НАШ "ЛОКОМОТИВ" |
У этих троих вся жизнь связана с "Локомотивом". Они - представители трех поколений спортсменов, которыми железнодорожники вправе гордиться.
Николай ЕРМОЛАЕВ
ЛЫЖНЯ ДЛИНОЙ В ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА
Медаль "За боевые заслуги" на груди Николая Ермолаева соседствует со спортивными наградами, в числе которых и звание чемпиона страны по лыжным гонкам, и звание первого в Татарии мастера спорта СССР.
Без лыж в его родной деревне Криуша, что неподалеку от Арзамаса, в снежные зимы никак нельзя. Вот и Николай Ермолаев 75 лет назад отправлялся в школу, привязав лыжи к валенкам. До школы - чуть меньше десятка километров, больше часа ходу туда, и вечером - обратно.
Не расстался Николай с лыжами и придя работать на Горьковскую железную дорогу. На них же пришел в 41-м на призывной пункт, отмахав километров двадцать. И, оценив отличную физическую подготовку Ермолаева, взяли его в лыжный батальон. Предназначались подобные формирования для заброски специальных диверсионных групп в тыл врага. А потому и тренировали так, словно к Олимпиаде готовили.
Ту технологию тренинга позднее переняли американские "зеленые береты" - бег через поле с высокой травой, ходьба на лыжах по песку, пересечение по мелководью рек и озер. Плюс огневая подготовка. Николай не только справлялся с заданиями, но вскоре и сам стал инструктором. Подчиненные, может, и сетовали иной раз на его строгость, но на фронт уходили отличными лыжниками и меткими стрелками. Живы оставались - это было главным итогом ермолаевских учений.
Когда отгремела война, лыжник Ермолаев, 1925 года рождения, представлял Вооруженные Силы на первенстве СССР. Бегал сначала за юниоров, а потом и за взрослых. И там и там не раз поднимался на верхнюю ступеньку пьедестала.
После демобилизации в 48-м вернулся работать на родную "железку" - судьба накрепко связала Николая Михайловича с Казанью, с Горьковской железной дорогой. Рабочая специальность - приемосдатчик грузов. А в "Локомотиве" он был старшим тренером по лыжам в поселке железнодорожников Юдино, что на окраине Казани. Учил спортивному мастерству машинистов, путейцев, вагонников. И успешно защищал честь общества на состязаниях. В 1952 году Николаю Ермолаеву было присвоено звание мастера спорта, первому из спортсменов-железнодорожников Татарии.
И все же главной в его жизни стала роль спортивного наставника. Один из его питомцев, Юрий Козлов, выступал на зимней Олимпиаде 1960 года в американском Скво-Вэлли. Другой - Иван Кондрашов стал чемпионом Европы по лыжным гонкам. А скольких ребят и девчат он сделал чемпионами страны! Одна из них, ермолаевская любимица Раиса Калеева, не только лыжные высоты успешно штурмовала, но и рабочую профессию не забывала - доросла до начальника дистанции гражданских сооружений в Новосибирске.
Стадион "Локомотив" в Юдине во многом благодаря трудам Ермолаева стал одним из центров пропаганды здорового образа жизни в Татарии. Круглый год там кипит физкультурная жизнь работников Казанского отделения Горьковской железной дороги. И неслучайно местные соревнования по лыжным гонкам давно носят имя Николая Ермолаева. Участвуют в них до полутысячи профессиональных и юных спортсменов не только из расположенных неподалеку Зеленодольска, Васильева, Волжска, но и из крупных российских центров. Частенько соревнуются и руководители подразделений Горьковской дороги.
В марте нынешнего года состоялись очередные старты на призы Николая Ермолаева, традиционно собравшие сотни участников. А сам спортсмен-ветеран присутствовал на них в качестве судьи.
Владимир РЫЛОВНИКОВ