Газета Спорт-Экспресс № 192 (4472) от 24 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 августа 2007 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ

РОССИЯ - ПОЛЬША - 2:2

ВСЕ ЕЩЕ ЧУЖАК?

Игорь РАБИНЕР

ЧАС НЕНАВИСТИ

Поздним вечером в среду мы с коллегами по "СЭ" Евгением Дзичковским и Борисом Левиным отправились из Черкизова в Останкино, где проходила запись передачи "Наш футбол на НТВ". Посвящена она была товарищеской встрече сборных России и Польши, а поскольку обсуждение проходило по горячим следам, то от накала страстей, казалось, вот-вот вспыхнет телецентр.

Правда, назвать происходившее обсуждением было сложно. Скорее - "часом ненависти", почти как у Джорджа Оруэлла. Двое из трех уважаемых гостей передачи, Борис Игнатьев и Юрий Севидов, весь час записи на чем свет стоит кляли Гуса Хиддинка. Третий, Евгений Ловчев, периодически вносил элемент позитива, но скорее из-за своей спорщицкой натуры: раз Севидов с Игнатьевым высказались первыми и выступили единым антиголландским фронтом - должен же кто-то интереса ради сказать им что-то в противовес!

Чего только Хиддинку не инкриминировали! Что плана к матчу с Польшей он-де не разработал, а обязан был иметь детальные варианты на случай травм хоть десяти Березуцких. Что не имел права вызывать на игру всего 17 футболистов и никем не заменять Игнашевича. Что на матчи чемпионата России не ездит (хотя только в последнем туре был на четырех), а если бы ездил, то в сборной были бы, например, два Алексея из "Сатурна" - Иванов и Игонин. Что на фоне провала во втором тайме первый значения не имеет, а Семина с Газзаевым на месте Хиддинка в прессе смешали бы с грязью. Что пресса ("СЭ" был упомянут особо) всячески лоббирует голландца и не замечает его ошибок, поскольку сама же его приходу и способствовала. Что тренер "выжег" из команды всех опорных полузащитников и ему некем обороняться. Что Саенко с Билялетдиновым на месте крайних беков - клоунада, а не подготовка к матчам отборочного турнира. Что болельщики, у которых в очередной раз украли надежду, покидали стадион разозленными... Смотреть на гостей передачи, не скрою, было страшновато. С каждым из них мне неоднократно доводилось проводить интереснейшие беседы, они многое повидали и готовы с удовольствием делиться опытом и воспоминаниями. По-человечески все трое мне симпатичны. Но вдруг, объединившись, превратились в какой-то комок тотального, разрушительного негатива. Никто не сомневается, что проблемы у сборной существуют. Но ярость, с которой о них говорилось, не имела ничего общего с их реальным масштабом. С каждым словом складывалось все большее впечатление, что Хиддинк - их личный, кровный враг.

ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ХОР

Да простят мне заслуженные люди нашего футбола, но смотрелись они, как расстрельная "тройка" сталинских времен (для полноты картины не хватало только Хиддинка в арестантской робе). Вклиниться в их обличительный хор с какой-либо репликой было почти невозможно. А если кто-то (к примеру, коллега Левин) и пытался - реакция была явно неадекватной и сопровождалась фразой: мы, мол, в футбол играли, а вы-то что в нем смыслите? Хотя специфических профессиональных претензий, на какие ни были бы способны журналисты, Хиддинку, насколько помню, не предъявлялось. Почти все - на сугубо эмоциональном, почти болельщицком уровне.

Слушая приговор "тройки", я сильнее, чем когда-либо прежде, ощутил концентрацию неприязни и даже агрессии, которую испытывает по отношению к тренеру-чужаку старшее поколение отечественных футбольных специалистов. Что это - искреннее радение за интересы нашего футбола? А может, банальные зависть и ревность? Пусть на этот вопрос каждый отвечает для себя сам. Я же замечу: несмотря на диковатое впечатление от ночного эфира, по-прежнему с большим уважением отношусь к Севидову, Игнатьеву и Ловчеву. Они для меня, как и раньше, - неравнодушные, искренне преданные футболу люди. Которые потому и горячатся, что им не все равно.

Вот только термин "футбольные люди" в отечественной его трактовке несет двоякий смысл. Он, безусловно, означает преданность игре и заслуги перед нею. Но также - определенный образ мышления, увы, не всегда подразумевающий широту восприятия окружающего мира. И происходящих в нем изменений.

Хиддинк среди "футбольных людей" России остается инопланетянином. Постепенно, правда, к нему присоединяются "инопланетята" - Черчесов, Рахимов, Кобелев, Слуцкий, - которые к Хиддинку, насколько знаю, всегда относились с уважением. Но от атмосферы враждебности со стороны основной части российской футбольной "семьи" ему не уйти, и выражения вроде "наша лига", "наша сборная", которые регулярно употребляет голландец, тут, боюсь, не помогут. Впрочем, вряд ли в той же Корее поначалу было иначе. Зато потом - предложение гражданства, пожизненные бесплатные полеты самолетами Korean Air и экскурсии на корейском к дому на востоке Голландии, где родился Хиддинк...

Уверен, даже если наша скромная сборная выйдет в финальную часть Euro-2008 и, более того, там куда-то дальше продвинется (чего не было уже 19 лет) - тренерскому поколению "за 50" все равно найдется, за что его заклеймить. Лично я в ночь на четверг, представьте, испытывал своего рода облегчение от того, что Хиддинк до сих пор не выучил русский. Лучше пусть он его и не знает - чтобы спокойно работать.

15 ТЫСЯЧ НА ТОВАРИЩЕСКОМ МАТЧЕ

По-моему, сам градус дискуссии не говорил даже - кричал о том, что сборная сейчас интересна всем. Вот и матч с Польшей мог вызвать что угодно, но только не равнодушие. Я и комментарий-то этот писать не планировал, да такое количество дискуссионных событий за 90 минут произошло, что не сделать этого было невозможно. А тут еще и судилище на ТВ...

В Черкизово, кстати, пришло 15 тысяч зрителей, что для товарищеского матча в Москве, да еще и не против соперника из числа великих, - показатель хороший. И отличный индикатор внимания, которое ныне вызывает национальная команда. После Польши, не сомневаюсь, многие решат прийти и на Македонию. Поскольку в чем угодно можно обвинять команду Хиддинка - но не в потерянном болельщиками в среду времени.

Окончание и другие материалы о прошедшем матче - стр. 2 - 3