Газета Спорт-Экспресс № 198 (4478) от 31 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 августа 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ГЛОБУС

ФУТБОЛЬНЫЕ ТРАГЕДИИ XX ВЕКА

ХЕНЕССА СПАС КРЕПКИЙ СОН

17 февраля 1982 года

Менеджер "Баварии" предпочитает передвигаться по территории Германии на поезде. "Сидя в купе, - говорит он, - я расслабляюсь и читаю свой любимый Spiegel. - Железная дорога - удобный и, что особенно важно, безопасный вид транспорта".

Недавно Ули Хенессу исполнилось 55 лет. И в те же сроки он отпраздновал и четверть века со дня второго рождения. Впрочем, "отпраздновал", наверное, не то слово. Скорее речь шла о дне памяти о чудесном спасении. Хенесс даже спросил жену Сузи: "Может, стоит пригласить на наши семейные посиделки родственников погибших людей, которые летели вместе со мной"? Но потом сам же и отказался от возникшей идеи: "Так я, наверное, сделаю им только хуже, разбережу их чувства". Хенесс вообще старается как можно меньше говорить о дне трагедии, в который погибли его соседи по салону. "Это были мои друзья, хорошие знакомые", - замечает он.

Катастрофа произошла 17 февраля 1982 года. Хенесс был пассажиром легкого самолета Piper Seneca D-GIFL, который направлялся из Мюнхена в Ганновер. Там молодой менеджер вместе с присоединившимися к нему друзьями хотел посмотреть матч Германия - Португалия. После трудного рабочего дня он устал и заснул, поэтому даже не был в курсе разворачивающейся в воздухе драмы.

В 20.07 пилот запросил у диспетчеров ганноверского аэропорта разрешение на посадку и получил его. А в 20.10 с борта пошли сигналы с просьбой о помощи, так как возникли проблемы с двигателем. Диспетчер дал указание набрать высоту и двигаться на север. После этого двухмоторный самолет исчез с экранов радаров.

На ноги были подняты полиция и пожарные. Пока продолжались безуспешные поиски пропавших, информация о несчастье просочилась на трибуны стадиона еще в ходе матча Германия - Португалия. Игра, к слову, была на редкость скучной, а потому один из местных лесничих Карл-Хайнц Деппе, прервав просмотр, решил проверить, все ли в порядке в его владениях. Он-то уже ночью и наткнулся в 15 километрах от аэропорта на груду искореженного металла, среди которого обнаружил окровавленного человека. Деппе узнал в нем известного в прошлом футболиста. Хенесс, единственный выживший в той авиакатастрофе, выглядел ужасно, бормотал что-то невнятное, а затем произнес: "Я замерзаю". Пилот Вольфганг Юнгингер, бывший горнолыжник, его помощник, а также пассажиры - 24-летний студент и шеф мюнхенского издательства Хельмут Зиммлер - были мертвы.

"Меня спасло то, что я очень хотел спать, для чего перебрался в хвост самолета, - вспоминает Хенесс. - Думаю, ни на каком другом месте шанса выжить у меня не было бы".

Утром Хенесс пришел в себя в палате пригородной больницы, куда попал с переломанными ребрами, сломанной ногой и сотрясением мозга. Первое, что спросил пострадавший: "Как закончился матч"? Рядом сидел верный друг Пауль Брайтнер, с которым они выиграли чемпионат мира 1974 года, а также все мыслимые клубные трофеи в составе "Баварии". Он, а также Карл-Хайнц Румменигге, узнав о случившемся, приехали в больницу со стадиона сразу после матча прямо в спортивных костюмах. Нынешний вице-президент "Баварии", ожидая диагноза врачей, плакал, боясь самого страшного, а Брайтнер выкурил за эти три страшных часа целую пачку сигарет. После той ночи троицу спаяла еще более крепкая дружба. Брайтнер, например, пока Хенесс лечился, занял его кабинет и вел добровольно все дела.

Но нельзя сказать, что после той жуткой истории у менеджера "Баварии" развилась аэрофобия. "В целом страха я не испытываю, - утверждает Хенесс. - Но маленькими самолетами предпочитаю не пользоваться. Однако и на борту больших иногда в воздухе все-таки приходит это липкое ощущение страха".

Однажды, когда "Бавария" летела во Францию, Хенесс потребовал совершить досрочную посадку в Париже, а затем добираться до места назначения автобусом. Причину он объяснил так: "В сильный туман я решил не рисковать".

Говорят, после так называемого возвращения с того света многие люди меняются. Хенесс, пожалуй, не исключение. Единственное, что осталось неизменным, природная прижимистость, по поводу которой в Германии даже ходит анекдот.

Три менеджера ведущих клубов бундеслиги стоят у могилы футбольного агента, которому они должны большие деньги. Андреас Мюллер из "Шальке" отсчитывает банкноты в нужном количестве и бросает в гроб. Клаус Аллофс из "Вердера" к своему долгу прибавляет еще небольшую сумму на чай. Когда же очередь доходит до Хенесса, он выписывает чек и бросает его в могилу.

Борис ТОСУНЯН