Газета Спорт-Экспресс № 200 (4480) от 3 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 сентября 2007 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 23-й тур

АНШЛАГ!

Вчера в Лужниках был установлен рекорд российских чемпионатов: матч "Спартак" - ЦСКА собрал 68-тысячную аудиторию. И наверняка никто из пришедших на стадион о деньгах, потраченных на билет, не пожалел, пусть результат и разочаровал, пожалуй, всех, а многих и вовсе привел в отчаяние.

Игорь РАБИНЕР

из Лужников

РИМЕЙК МАТЧА РОССИЯ - УКРАИНА

Уже давно прозвучал финальный свисток испанца Ундиано Мальенко, но десятки тысяч людей, словно приклеенные, продолжали ошеломленно сидеть в креслах, бессмысленно глядя в пустоту.

Только что им, спартаковским болельщикам, безжалостная жизнь преподнесла римейк отборочного матча Euro-2000 Россия - Украина. Первая за шесть с половиной лет победа над ЦСКА, которую "Спартак" по игре полностью заслужил - как и Россия восемь лет назад, - уплыла на последней добавленной к матчу секунде. И тут же, словно издевательство, по стадиону прозвучало поздравление Станиславу Черчесову с днем рождения. Будто нельзя было его произнести перед игрой, а не в такой момент...

Но Черчесов этого не слышит. Ему не до того. Глядя на то, как половина его команды в отчаянии повалилась на лужниковскую синтетику, тренер в стильном пальто идет на поле - возвращать игроков к жизни. Подхватывает под мышки сидящего на искусственной траве Торбинского и ставит его на ноги - в буквальном смысле. Возможно, пересилив свои эмоции, треплет по голове одного из главных неудачников - Павлюченко. А потом находит силы вместе с Титовым похлопать своим болельщикам. Те откликаются овацией...

Второй раз за неделю над болельщиками красно-белых была совершена моральная экзекуция, какую истовому фану непросто пережить даже однажды. Сначала "Спартак" остался без Лиги чемпионов, а потом без долгожданной победы в главном дерби страны - при том, что в обоих матчах заслуживал лучшей доли. Ее команду лишили сначала серия пенальти, а затем гол на последней секунде. Достоинство, которое "Спартак" проявил в шотландском триллере, аукнулось рекордной для чемпионатов России 68-тысячной аудиторией. От нее пришел в восторг Гус Хиддинк, да и для нас, помнящих 80 тысяч в девятиградусный мороз на матче с "Арсеналом" в 2000-м, почти заполненные Лужники давно, казалось, превратились в кадры истории. Судите сами: пришло бы вчера столько народу, если бы против "Селтика" не играл настоящий, возрожденный "Спартак" с его фирменным духом?

Дух был и в воскресенье. Но успех вновь не пришел. Может, судьба проверяет Черчесова на прочность, чтобы потом в компенсацию подарить уже не локальные, а большие победы?

Сейчас об этом можно только гадать. Но болельщики - они после матча такими философскими категориями не мыслят. Полчаса спустя они у автобуса будут скандировать: "Чер-че-сов!" А пока - скорбно молчат. И с бессильной тоской смотрят, как ликует армейская трибуна D. Которая еще не понимает, что в этот день, 2 сентября 2007 года, их любимая команда фактически лишилась шансов на чемпионство и существенно снизила перспективы попасть в следующую Лигу чемпионов. При 8-очковом отставании от "Спартака" только победа над ним давала ЦСКА надежды на золотой "хет-трик". Теперь они эфемерны.

"РАБОТАТЬ И РАБОТАТЬ"?

Но ликование от чуда, которое подарил им польский новичок Давид Янчик, было столь всепоглощающим, что об этом фанатам ЦСКА как-то не думалось.

Не думалось и Валерию Газзаеву, который на пресс-конференции сказал: "Им еще работать и работать, чтобы нас обыграть". Нет сомнений, что эти слова главному тренеру армейцев будут вспоминать долго. Особенно в контексте того, как проходил этот матч. Эта фраза мне очень напомнила высказывание Олега Романцева на одной из предсезонных встреч с болельщиками в бытность главным тренером "Спартака": мол, фанаты ЦСКА получат право разговаривать с вами на равных, когда их команда столько же раз станет чемпионом, как "Спартак". Совсем скоро после этого высказывания времена в российском футболе переменились.

В нем, футболе, все порой меняется за одно мгновение. Еще за полминуты до истечения добавленного времени казалось, что все три замены Газзаева себя не оправдали. Выход Янчика вместо Вагнера и первое появление Ратинью вообще виделись каким-то актом отчаяния. Молодой бразилец успел дважды подать "стандарты" в головы ближайших к нему спартаковцев да заработать желтую карточку, поляк отметился навесом за ворота. Еще один джокер ЦСКА, Рамон, смотрелся ненамного лучше.

И тут - этот безумный фол Павлюченко как раз на Рамоне. За три (!) секунды до истечения третьей, последней, добавленной минуты. Штрафной исполняет Ратинью. И после скидки Игнашевича не кто иной, как Янчик, на мгновение опережает Дедуру и переправляет мяч в ворота. И Газзаев, чья команда только что проигрывала по всем статьям, теперь выглядит провидцем: в голе поучаствовали все трое вышедших на замену. Три секунды превратили вывод о "неудачных заменах" в заключение о "сверхъестественном чутье". Такое бывает в футболе.

Но глубоко убежден: фразу, которую произнес Газзаев, он произносить не имел права. Да, шесть с половиной лет титулованный тренер не знает неудач в матчах со "Спартаком" и имеет право на законную гордость по этому поводу. Но гордость, на мой взгляд, для уважающего себя и окружающих человека не должна переходить в заносчивость.

Даже самые страстные поклонники армейцев после вчерашнего матча произносили словечко "отскочили". Профессионалу это тем более должно быть очевидно - и было бы высшим проявлением мужества и благородства это признать. Благо Газзаев в своей карьере уже достаточно выиграл, чтобы после любого матча сохранять хладнокровие и объективность взгляда.

КТО ДОЛЖЕН БЫЛ ОПЕКАТЬ ИГНАШЕВИЧА?

Впрочем, недоумение вызывают не только слова Газзаева. Точно так же неуместно прозвучало заявление Романа Павлюченко в предматчевом интервью: "Мы проиграли "Селтику" - значит, выиграем у ЦСКА". Бахвальство ничем не лучше заносчивости. Сначала надо делать, потом - говорить. Павлюченко в последнее время делал очень много, и были все основания ему аплодировать. Но вчера игра у него не пошла, а в ее концовке он отличился сначала абсурдным "тараном" троих армейцев при выходе "четыре в два", когда мяч, казалось, невозможно было не отдать открывшемуся Титову. А потом - роковым нарушением на Рамоне. Не соверши его Павлюченко, бразилец вряд ли успел бы создать что-то опасное: позиция у него была не ударная, а до финального свистка оставались считаные секунды.

Кстати, при видеоповторе гола Янчика обратило на себя внимание, что в этом эпизоде Павлюченко стоял на линии штрафной, никого не опекая и - видимо, от усталости - согнувшись в три погибели. Он уже ждал свистка. Вряд ли Черчесов давал ему при "стандартах" такое задание.

Покадровый просмотр гола ЦСКА вообще вызвал немало вопросов. Вы думаете, например, что виновником мяча стал Дедура, которого на мгновение опередил Янчик? Это не так. Все было предопределено чуть раньше - в момент отличной скидки Игнашевича. Загадка в том, что Игнашевича никто не держал. Вообще никто. Как такое может быть в решающем эпизоде?

Перед штрафным футболисты обеих команд стояли попарно, и это четко видно на записи. Моцарт опекал Рамона, Ковач - Красича, Шоавэ - Василия Березуцкого, Дедура - Янчика, Калиниченко - Алексея Березуцкого, Шишкин - Жо (два последних дуэта наводят на мысль о приступе паники у "Спартака"). Игнашевич, а также набегавший из-за штрафной на дальнюю штангу Жирков остались без опеки. У "Спартака" при "стенке" из двух человек - Баженова и Торбинского - без игроков были тоже двое. Титов, занявший позицию "по мячу", перед вратарской - и Павлюченко. Кто из них должен был играть с Игнашевичем?

Все эти вопросы наверняка одолевали и владельца "Спартака" Леонида Федуна, если он, конечно, видел матч. После игры очень хотелось услышать его впечатления, но у VIP-ложи Лужников выяснилось, что председателю совета директоров клуба пришлось вылететь в срочную командировку по делам основного бизнеса. На матче присутствовала только его жена.

Окончание - стр. 4