Газета Спорт-Экспресс № 210 (4490) от 14 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 18

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 сентября 2007 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Филипе МАССА: "СЮРПРИЗЫ ЕЩЕ ВОЗМОЖНЫ"

Борис ТОСУНЯН

из Вены

Тринадцатый этап нынешнего чемпионата мира - "Гран-при Италии" в Монце, поклонники "Формулы-1" ждали с особым настроем. Во-первых, потому, что эта трасса - вотчина "Феррари" и здесь Скудерия даже в самые плохие для себя времена умудрялась блистать, во-вторых, потому, что итальянский этап всегда был ключевым - тот, кто лучше других выдерживал экзамен этой самой скоростной в нынешнем календаре трассой, получал и лучшие шансы на корону. Увы, но надежды тех, кто искренне верил в итальянский блицкриг, не оправдались - в минувшие выходные в Монце "Феррари" потерпела одно из самых болезненных поражений. Главным неудачником стал бразилец Фелипе Масса, чей алый болид даже не добрался до финиша, в результате чего он уступил третью строчку в общем зачете своему партнеру по команде Кими Райкконену.

ДО ГОНКИ

-Вы ведете борьбу за чемпионский титул и, возможно, сможете осчастливить Бразилию, как это удалось в свое время Эмерсону Фиттипальди, Нельсону Пике и Айртону Сенне. Эта великолепная троица совместными усилиями выиграла восемь титулов. Кто из вышеперечисленных соотечественников был для вас примером для подражания?

- Нельсон Пике. Он, кстати, и сегодня мой кумир.

-Вы приехали в Монцу победителем Стамбула и являетесь последней надеждой "Феррари". Чего, признайтесь, вы ждете от предстоящего старта?

- Быть победителем прошлого этапа - что может быть лучше! Это всегда хороший стимул для новых побед, а тут еще и великолепная атмосфера в Монце. Поэтому и девизом нашим стало: "Тотальное нападение по всем позициям, начиная с первой же тренировки".

-Даже несмотря на то, что "Макларен" на тестах, состоявшихся за неделю до этого, был по всем показателям лучше?

- Мы знали, что можем ездить быстрее, тем более что тесты по большому счету - это всего лишь тесты.

-Вы последний из фантастической четверки, кому удалось в нынешнем сезоне выиграть четыре "Гран-при". Однако Монца для вас, претендентов на чемпионский титул, никогда не была победной трассой. Исключение, пожалуй, составляет Хэмилтон, который имел здесь успех в соревнованиях более низкого ранга. Как такое могло произойти?

- В 2002 году у меня была авария, за которую меня оштрафовали. Пришлось на следующем "Гран-при" стартовать из задних рядов.

-Однако в Монце вы финишировали трижды...

- Да, но, к сожалению, без очков.

-Скажите, а почему во второй тренировке в Монце вы, как все заметили, ездили медленнее, чем в первой?

- Объясняется это тем, что в пятницу я главным образом работал над скоростью машины для предстоящей гонки.

-И что вам бросилось в глаза?

- Что нам еще много надо работать над болидом, чтобы добиться лучшего баланса для быстрого прохождения круга. По крайней мере теперь, проведя эти испытания, я считаю, что для гонки мы находимся в хорошей форме.

-А если вы сравните тренировки с тестом, который провели на прошлой неделе?

- Трасса в пятницу была несколько грязной, но определенно в более лучшем состоянии, чем во время недавних тестов.

-В субботу вы неожиданно оказались на одну секунду медленнее "Макларенов", поэтому заняли всего лишь третье место в квалификации. На что после всего этого вы рассчитывали?

- Я старался изо всех сил. Вроде бы все у нас было в порядке, но все-таки чего-то не хватало, чтобы соответствовать "Макларенам". Я очень надеялся, что в воскресенье произойдет перелом и мы сможем огорчить соперников. Гонка длинная, и потому очень важно стартовать с первого ряда, но, что поделать, если англо-германская конюшня сейчас находится на подъеме. Конечно, мы тоже порой смотримся очень даже ничего, однако, как я уже говорил, конкуренты сейчас выглядят предпочтительнее.

-Во время субботней тренировки Райкконен попал в неприятную аварию из-за того, что, когда тормозил на третьем повороте, выскочил на ребристую поверхность асфальта. В Монце трудно приходится, если начинаешь тормозить на полной скорости?

- Поверьте, не легко. Тем более если приезжаешь в Монцу после исключительно современной трассы. При таких контрастах все может произойти.

-Но почему пострадал только ваш партнер и такого не случилось, например, с вами?

- Думаю, ему просто не повезло. Видимо, блокировал колеса не там, где было можно. Такие вещи в Монце происходят сплошь и рядом, так как на нашей трассе у болидов слишком маленькая прижимная сила.

-Признайтесь, наверняка вы рассчитывали, что в Монце, на домашнем автодроме "Феррари", у вас все должно пойти как по маслу?

- Да, мы верили в успех, но после субботних стартов уверенности несколько поубавилось. Очень уж сильны были "Макларены".

-Эта гонка - последний шанс для "Феррари"?

- Скажем так: для нас она очень важна, ведь нам надо набирать как можно больше очков.

-В Монце приходится часто ездить по бордюрам, а вы как-то заметили, что именно в этой области у "Феррари" имеется серьезная проблема.

- Конечно, проблема. Обратите внимание, как легко "Макларены" преодолевают эти препятствия. Мы тоже пытались создать машину, способную проходить дистанцию по идеальной траектории, но, увы, пока это остается только мечтой. Наш болид несколько подпрыгивает, когда наезжает на бордюрные камни. Нечто подобное происходило и в Канаде. В общем, мы не впервые сталкиваемся с подобной проблемой, работаем над ней и постараемся как можно быстрее ее устранить.

ПОСЛЕ ГОНКИ

-Вы оказались единственным из четырех претендентов на чемпионское звание, кто не добрался до финиша. Признайтесь, сильно удручены, что ваша черная серия в Монце продолжилась?

- Еще как разочарован! Нет, пожалуй, ничего худшего для пилота, чем выбыть из борьбы уже во время первых кругов по вине техники.

-Показалось, что у вас возникли проблемы с задней подвеской. Не напрашиваются ли тут параллели с аварией Райкконена во время субботней тренировки?

- Не будем спешить с выводами, для начала надо все досконально проверить. Но вы правы - сложности были именно в задней подвеске.

-Что вы ощущали, когда все это произошло?

- Когда я достиг поворота Аскари, почувствовал, что что-то непонятное происходит с тормозами. Так как я находился рядом с боксами, то принял решение заехать на ремонт. Сначала мы с механиками грешили на задние покрышки, сменили их, но машина по-прежнему была не пригодна для езды. В результате - на десятом круге я сошел с дистанции. Что и говорить, для меня происходящее было кошмаром.

-Наверное, ничего более неприятного в вашей карьере до сего момента не происходило?

- Конечно, я разочарован, но такие вещи редко, но случаются в "Формуле-1". Об этом знаю даже я, несмотря на то, что довольно молод.

-Вашим надеждам на победу в Монце не суждено было сбыться, но, положа руку на сердце, могли ли вы вообще претендовать здесь на первое место?

- А почему бы и нет. Мы были вполне способны конкурировать с "Макларенами", и надеюсь, что еще потягаемся с ними в оставшихся гонках, особенно на моей родине - в Бразилии.

-До окончания чемпионата осталось еще четыре гонки. Теоретически вы, несмотря на сход с дистанции в Монце, еще можете добиться наивысшего успеха...

- Последние месяцы я только и думал о титуле чемпиона мира. Да и теперь сдаваться не собираюсь, буду атаковать в каждой гонке. В "Формуле-1" часто случаются сюрпризы - думаешь, что ничего уже невозможно изменить, а на деле выходит все иначе.

"СЭ" благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.