Газета Спорт-Экспресс № 213 (4493) от 18 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 сентября 2007 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Рон ДЕННИС: "ГИГАНТСКИЙ ШТРАФ БЮДЖЕТ "МАКЛАРЕНА" НЕ УМЕНЬШИТ"

Главным героем прошедшей недели стала команда "Макларен" и ее босс Рон Деннис - британцам пришлось пережить серьезное потрясение, связанное с разбирательством шпионского скандала с "Феррари". Существовала угроза исключения команды в полном составе из нынешнего и будущего чемпионатов, которая, к счастью, осуществилась лишь наполовину. "Макларен" оштрафовали на 100 миллионов долларов и исключили на два сезона из Кубка конструкторов, а вот обоим пилотам - Льюису Хэмилтону и Фернандо Алонсо, возглавляющим общий зачет чемпионата мира, выписали индульгенцию.

О том, как "Макларен" пережил события минувшей недели и что ждет британцев дальше, во время "Гран-при Бельгии" специально для "СЭ" рассказал сам Рон Деннис.

Борис ТОСУНЯН

из Вены

ДО ГОНКИ

-Как вы отреагировали на такое суровое наказание?

- Для нас главное, что после всех разбирательств мы получили право ездить не только на этой неделе, но и весь оставшийся сезон, а также и дальше. С другой стороны, я вовсе не считаю, что решение нас наказать столь сурово было правильным.

-Значит, вы не ощущаете себя виновным?

- Все, что говорили инстанциям FIA наши гонщики, инженеры, вся наша команда, - свидетельствует о том, что мы не использовали оказавшуюся в нашем распоряжении информацию для получения преимущества над главным соперником.

-О методах Международной федерации автоспорта, которая упорно искала компромат на ваших сотрудников и гонщиков, Ники Лауда сказал, что им, пожалуй, и спецслужбы могли бы позавидовать...

- Хочу напомнить, что и Алонсо, и Хэмилтон сделали категорическое заявление: "Макларен" не использовал информации, полученной из лагеря соперников.

-А другие члены команды?

- То же самое подтвердили и все инженеры, а их более 140 человек. Они отправили в FIA свои показания, в которых заверили в своей невиновности.

-Тогда как вы объясните историю с копированием 780 страниц секретных материалов одним вашим сотрудником, после чего, собственно, и разразился шпионский скандал?

- Мы никогда не оспаривали тот факт, что информация находилась дома у одного из наших специалистов. Вопрос только в том: использовалась ли нами эта информация? А вот на него у нас есть однозначный ответ: нет, не использовалась. Попытки доказать обратное не увенчались успехом.

-Могли бы вы более подробно рассказать о двух предателях из "Феррари" и "Макларена"?

- Во время следствия по делу нас спрашивали: если эти данные не использовались, к чему тогда было их вообще собирать? Что ж, об этом можно только догадываться. Например, оба главных фигуранта по скандальному делу, как мы знаем, искали себе работу в других командах.

-FIA грозит вам исключением из ЧМ-2008, если вдруг будет обнаружено, что выше названный факт не был единичным и что идеи других команд также были использованы вами при разработке ваших болидов.

- Вряд ли нам грозит дисквалификация в следующем сезоне, так как мы чисты перед законом.

-Почему один ваш гонщик был на заседании в Париже, а другой нет?

- Алонсо изложил свою точку зрения высокому собранию в письменной форме. Я, кстати, хотел, чтобы все пилоты присутствовали на заседании, но действующий чемпион мира не смог приехать из-за неотложных дел. Хэмилтон же был вызван в качестве свидетеля, но его ни о чем не спрашивали, поэтому он ничего и не говорил.

-Кто будет выплачивать гигантский штраф?

- Знаю только одно: бюджет команды не уменьшится. Нам надо побеждать, поэтому сокращения не будет. Деньги на оплату штрафа пойдут с других счетов.

-Вы продолжаете настаивать, что Алонсо следует остаться в "Макларене"?

- У всех наших гонщиков есть контракты, которые не подлежат обсуждению. Если вдруг у кого-то из них появится желание покинуть команду, тогда и будем говорить. Но пока заявлений об уходе не поступало.

-Президент FIA Макс Мосли на четырех языках обвинил вас в том, что вы говорите неправду. Вы действительно это делали?

- И FIA, и "Макларен" еще выступят со своими коммюнике. В том варианте, который был выпущен федерацией во время этапа в Спа, не все было ясно - документ допускал двоякое толкование. В результате возникло недопонимание. Чтобы его устранить, мы с Мосли поговорили друг с другом и написали, что думаем по этому поводу. Тема, конечно, щекотливая, поэтому нужны были разъяснения.

-Что-то еще может быть изменено?

- Федерация говорит, что хочет ясности. В коммюнике собрано много доверительной информации, что, пожалуй, было самым сложным. Словом, читайте и трактуйте. Наше традиционное субботнее собрание в Спа прошло под девизом: помогай команде, а не уничтожай ее. Париж был болезненным процессом, но наш партнер "Мерседес", насколько я знаю, готов разделить с нами тяготы и заплатить половину штрафа.

-Могли бы вы разъяснить, что, собственно, происходило в Будапеште: действительно ли Алонсо попытался оказать на руководство конюшни давление? Мол, если он не станет первым номером, то уйдет.

- Мы с ним сильно повздорили после квалификации, когда из-за его поведения команда недосчиталась очков. Потом он пришел ко мне, и мы пожали друг другу руки.

-Но возмущение Алонсо после квалификации в Будапеште было справедливо. Ведь он обнаружил на своем компьютере какие-то вещи, которые его возмутили.

- Если, скажем, я поссорился с супругой, то в этот момент могу много чего наговорить такого, о чем потом жалею. Алонсо прекрасно знает, как работает команда. То, как я ею руковожу - мое дело. С другой стороны, я никогда не буду на людях дискутировать о том, что касается только меня и моей семьи. Также не буду обсуждать то, о чем я говорил с Алонсо. Команда - это тоже моя семья, которую я люблю.

-Скажите, какую выгоду вы получили из того, что вашему тест-пилоту Педро Де Ла Роса были переданы сведения о том, как распределяется вес болидов "Феррари"?

- Чтобы извлечь из предоставленных ему данных какую-либо выгоду надо было подключить большое количество людей.

-Будете ли вы подавать официальный протест в связи с большим штрафом?

- Если мы свяжемся с международным судом, это будет стоить много денег и много времени. Наверное, года полтора уйдет на рассмотрение дела. Решение о том, имеет ли смысл затевать тяжбу, примем в ближайшее время. Мы не прячемся, а хотим только ясности. Главная наша цель - побеждать в "Формуле-1".

-Макс Мосли говорит, что "Макларен" был близок к тому, чтобы его дисквалифицировали на два года. Не боялись ли вы более жестких санкций?

- Нет, я не боялся такого штрафа.

-В принципе "Формула-1" - это мир индустриального шпионажа. Ваш случай, наверное, типичен для всей области...

- Многие, кто сейчас трудится в "Формуле-1", - мои коллеги, которых я знаю лет десять. Понятно, мы постоянно общаемся друг с другом, несмотря на то, что работаем на разные команды. И это реальность "Формулы-1", от которой никуда не деться.

-У вас отняли очки в Кубке конструкторов. Какие цели вы теперь преследуете на финише сезона?

- У нас собраны лучшие гонщики, поэтому мы резонно хотим победы в чемпионате мира.

-Для этого вам нельзя допускать серьезных осечек в оставшихся "Больших призах".

- Я соскучился по нормальной работе и собираюсь на ней сконцентрировать свое внимание.

ПОСЛЕ ГОНКИ

-Однако для победы в "Гран-при Бельгии" всех ваших усилий все-таки не хватило: в активе "Макларена" третье и четвертое места. К тому же на старте Алонсо оттеснил партнера. Ваше мнение об этом эпизоде?

- Если у тебя в команде два пилота, которые ведут борьбу за титул, то нет ничего удивительного в том, что такое происходит. Это результат того, что оба парня по полной программе заряжены на победу.

-Такие маневры, возможно, и решат судьбу чемпионата мира?

- Мы уже многого добились, наши гонщики идут на первых двух местах, и я с нетерпением жду новых стартов. Команда дала им возможность бороться друг с другом на равных до последнего круга. Разве мало того, что наши машины все время вели себя идеально, ведь практически с самого начала чемпионата и до сегодняшнего момента у нас не возникало технических проблем, поэтому, к счастью, обходилось без сходов с дистанции.

-Прошедшая неделя была для вас одной из самых худших в жизни?

- Скажу так: это был сложный период, но мы старались работать вместе с FIA, чтобы ликвидировать все недоразумения. Сейчас я размышляю над тем, как лучше завершить это дело в интересах "Формулы-1" и наших партнеров. И хотя я уже составил свое собственное мнение, как надо действовать, буду консультироваться с нашими акционерами, чтобы принять совместное решение - стоит ли нам обжаловать суровый вердикт или оставить все так, как есть.

Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за организацию этого интервью.